Из опыта работы детского объединения "Страна чудес". Показан процесс освоения основных приёмов лепки из солёного теста и декорирования готового изделия панно «Образ Зимушки-Зимы».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель занятия - развитие познавательной и творческой деятельности обучающихся в процессе освоения основных приёмов лепки из солёного теста и декорирования готового изделия панно «Образ Зимушки-Зимы». Развитие у детей понимания ассоциативных связей фактуры материала с реальным образом.
Задачи
Предметные:
- научить детей передавать характер зимы через женский образ, показать, как можно отобразить образ «Зимушки-Зимы» через ее наряд, цвет, символы;
- закрепить композиционные навыки в составлении узора на кокошнике и на платье;
- совершенствовать навыки работы с соленым тестом в различных техниках, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- развивать навыки разработки и выполнения собственных изделий.
Личностные:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать общую умелость, моторику рук, глазомер;
- поддерживать интерес в области народного, декоративно-прикладного творчества, развивать творческие способности, духовность культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- повышать сенсорную чувствительность и художественный вкус;
- совершенствовать словарный запас и кругозор.
Метапредметные:
- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
- приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной;
- овладение нормами гуманистической морали и нравственного поведения;
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи:
ОБЖ – техника безопасности при работе с красками, колющими и режущими предметами.
Технология – умение работать с материалами и инструментами по заданному алгоритму.
Планируемые результаты
- предметные:
- совершенствование умения и навыков работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке соленого теста;
умение детей передавать характер зимы через женский образ Зимушки-зимы, через ее наряд, цвет, символы, получить композиционные навыки в составлении узора на кокошнике и на платье «Зимушки-зимы»
- регулятивные:
- развитие природных задатков, творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, наблюдательности;
- поддерживание интереса в области народного, декоративно-прикладного творчества; развитие творческих способностей, духовности культуры.
Оборудование, инструменты и материалы для педагога и обучающихся
Инструменты и материалы
Маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноко-выжималка, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки - все это понадобится вам в процессе работы.
Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты.
Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным), а также стэки, ножницы, карандаши, краски, альбомы, клей, копировальная бумага, калька, картон, подрамники, мука пшеничная, ржаная, соль, пищевые красители. Дополнительные материалы для оформления работ и украшения: крупы, макаронные изделия, чёрный горошек, зёрна.
Зрительный ряд: репродукции картин М. Врубеля «Царевна Лебедь», книжные иллюстрации к сказке «Снежная королева», новогодние открытки с изображением Снегурочки и изображением русской народной одежды
Структура занятия по времени:
Этап
Продолжительность
1.
Организационный
5 мин.
2.
Основной
15 мин.
2.1
Теоретическая часть
5 мин.
2.2
Практическая часть
15 мин.
3.
Итоговый (рефлексия)
5 мин.
Продолжительность занятия.
45 мин.
Содержание занятия
Организационный этап. Приветствие
Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Нам необходимо надеть рабочую одежду, поскольку мы будем работать с соленым тестом и красками. Я надеваю рабочий халат, вы - одноразовые фартуки.
Психологический настрой.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир волшебства, в удивительный и прекрасный мир декоративно-прикладного творчества. На занятии мы будем учиться правильно и красиво изображать образ «Зимушки-зимы». Нам необходимо научиться не бояться чистого листа бумаги и различных материалов. «Ты справишься, у тебя все получится, давай попробуем вместе».
На занятие педагог должен учитывать возрастные особенности детей. Признаком подросткового возраста 11-15 лет является переход от детства к взрослости. Социальная ситуация развития характеризуется стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на общепринятые нормы и ценности, эмансипацией от взрослых и группирование.
Главной направленностью жизнедеятельности является личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности, стремление занять положение в группе сверстников. Кризисным моментом возраста является чувство «взрослости», восприятие себя и самооценка. Происходит становление человека как субъекта собственного развития. Возраст характеризуется теоретическим рефлексивным мышлением, интеллектуализацией восприятия и памяти, личностной рефлексией и гипертрофированной потребностью в общении со сверстниками.
Основной этап.
Теоретическая часть – 5 минут.
Беседа педагога. Каждое время года имеет свой цвет. Лето - зеленый, желтый; Осень - красный, оранжевый, Весна - розовый, голубой; Зима - белый, голубой, синий, серый.
Цвет времени года помогает нам понять его характер и настроение. Например - Осень - озорная, праздничная, щедрая на дары: фрукты, овощи, грибы, ягоды; Зима - спокойная, иногда сердитая, «колючая».
Как изобразить образ зимы?
Образ - это характер, определенное настроение. Вы уже знаете, что костюм сказочного героя помогает увидеть характер. Подсказками служит цвет, элементы декора, стиль одежды. Какой цвет подойдет для наряда «Зимушки-Зимы»? Белый, голубой, синий, фиолетовый. А если вспомнить праздничное настроение перед Новым годом?
Какая озорная и звонкая, в ярком карнавальном костюме может быть Зимушка-Зима! Совсем другое настроение и другие цвета. Золотистый, серебристый, зеленый и красный.
Украшение на костюме могут быть составлены по-разному. Это и причудливый цветовой набор различных фрагментов и деталей, представляющий собой яркое пятно. Или четко составленный орнамент, украшающий низ одежды. А может быть узор, выложенный в форме снежинки. Дети, посмотрите, какие необыкновенные образы приготовила вам зима. Только они остались незавершенными, а мы их с вами постараемся завершить.
Беседа сопровождается Презентацией.
Практическая часть – 15 мин.
Техника безопасности. Во время выполнения работы необходимо: поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте; не допускать попадания теста, краски на лицо или в рот; не делать резких движений во время работы.
Используемые приемы лепки
«Разминание» - надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
«Отщипывание» - отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.
«Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
«Сплющивание» - сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
Преимущества соленого теста:
- легко отмывается и не оставляет следов; если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;
- с готовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму
Итак, ребята, план действия у нас такой. Теперь мы с вами попробуем себя в роли мастера декоративно-прикладного творчества. И создадим сказочной образ «Зимушки-Зимы» в холодных тонах. Готовы? (Дети отвечают: «Да!».)
Выполнение работы по заданной теме.
Работа над образом фигуры Зимы при помощи объема (по эскизам, выполненным заранее)
Физкультминутка с игровой форме «Снежинки».
Работа над кокошником Зимы. (Декорирование и украшение разнообразными материалами бусами, бисером, мехом, завершаем образ Зимушки-Зимы.
Задание:
детям нужно освоить правила изображения лица при помощи объема (положение глаз, носа, губ) с передачей настроения и характера- доброго, веселого.
В зависимости от характера образа «Зимушки-Зимы» дети должны подобрать цветовую гамму для ее наряда. Яркую, праздничную, блестящую или более спокойную светлую. Символическое украшение наряда должно соответствовать образу Зимы.
3. Итоговый этап (рефлексия).
Давайте подведём итог занятия.
- Какой сказочный образ мы сегодня изготавливали (Дети отвечают: «Зимушку-Зиму»).
- Какие цвета мы использовали для этого? (Дети отвечают: «Холодные».)
- Перечислите «Холодные» цвета (дети отвечают: голубой, фиолетовый, белый, серый).
- Что напоминают нам «Холодные» цвета? (Дети отвечают: зиму, мороз снег)
Молодцы! Мне очень понравилось, как мы позанимались. У вас получились очень оригинальные работы. Вы можете забрать их себе на память. Всего вам доброго. До свидания!
Планируемые цели и результаты достигнуты. Все дети с заданием справились.