1.Организационный этап Дети проверяют готовность к занятию. Самостоятельно организуют своё рабочее место. Принимают и сохраняют учебную задачу. 2. Изучение нового учебного материала Ответы детей. Наблюдают и рассматривают репродукции на доске. Дают устную зарисовку, строят описательный рассказ. Отвечают на вопросы педагога. Высказывают свое мнение. Учащиеся рассказывают о том, какого человека они себе представляют рядом с предметами, составляющими тот или иной натюрморт. Слушают рассказ педагога. Просмотр презентации. Высказывают свое мнение. Рассматривают цветовой круг. Обучающиеся знакомятся с методом «Лессировка». 3. Закрепление нового учебного материала Отвечают на вопросы педагога. Высказывают свое мнение. Обсуждение теплой и холодной цветовой гаммы. 4. Практическая работа Выполняют работу на бумаге. Изображают натюрморт методом «Лессировка». 5. Итоговый этап Обсуждают готовые работы, анализируют. | Организует и настраивает детей на совместную работу. Тема нашего сегодняшнего занятия – «Изображение предметного мира-натюрморт». Сегодня мы узнаем, что такое«натюрморт», о чём он может нам рассказать. Будем учиться разговаривать на языке натюрморта. И конечно выполним творческую работу в акварельной технике лессировкой. - А теперь всё по порядку. - Что же такое натюрморт»? (слово пишется на доске ). -Давайте посмотрим на картины: Ф.Снейденс «Натюрморт с лебедем» И.Ф. Хруцкий «Цветы и плоды» - Что же изображено на этих картинах ? (предметы быта, цветы, плоды и.т.д.) Следовательно, натюрморт – это изображение предметного мира. В переводе с французского слово «натюрморт» означает « мёртвая натура». Такое название получил один из жанров изобразительного искусства. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи - предметы быта, цветы, плоды и.т.д. Натюрморт, это « мёртвая природа», окружает нас повсюду. « Неподвижная натура» живёт своей « тихой жизнью» до того, как к ней обращается человек. Люди издревле создают вещи, привычно не замечают их, пользуясь ими ежедневно. И только проницательному взгляду художника открывается их скрытая сущность, только с ним они вступают в немой диалог. Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные черты их владельца, внешние приметы жизни определённой исторической эпохи. Все атрибуты, входящие в состав постановки, объединены содержанием, темой. Подбор их не случаен, каждый предмет звучит, как голос в хоровом пении, по смыслу и пластически. В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном вещи говорят, прежде всего, не о самих себе, а о своём хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. Человек незримо присутствует на картине, и порой кажется, будто он только что отошёл и тотчас может вернуться. И композиция вещей здесь сугубо естественная, жизненная, часто подчёркнуто не преднамеренная. Эта разновидность исторически идёт от классических образцов голландского натюрморта XVII в. ( П. Класс, во Фландрии – Ф. Снейдерс и др.представлена натюрмортамиЮ.И.Пименова, А.П.Васильева и других мастеров. (Приложение 3,4) В ином типе натюрморта вещи изображаются, как нечто самоценное. Они говорят прежде о самих себе, словно предлагая зрителю полюбоваться красотой их облика, формы, цвета, ощутить фактуру и предметные качества. Разумеется, и такого рода натюрморты, в конечном счёте, раскрывают своеобразие человеческого вкуса, восприятие мира и отношение к нему. Но делается это вне связи с конкретным человеческим характером или сюжетом, а только через изображение вещей самих по себе. - О чем может рассказать натюрморт? Как вы уже поняли, натюрморт не может быть составлен из случайно набранных предметов. Предметы должны быть подобраны по определённой теме. Композиция натюрморта тогда выразительна, когда группа предметов производит впечатление естественности. Предметы в натюрморте должны располагаться не произвольно не случайно. Каждый предмет должен быть связан по смыслу с другим предметом. Предметы в натюрморте не только должны быть родственны по назначению, они должны быть разными по форме, размерам, материалу, цвету. Размещение предметов в натюрморте должно подчиняться замыслу. В любом, правильно поставленном натюрморте, существует один главный предмет ( обычно больший по размеру), а все остальные предметы - второстепенны и должны подчиняться главному. Натюрморт может быть графическим, живописным и декоративным. В декоративном натюрморте предметы изображаются более условно, а в живописном натюрморте вещи изображаются обычно по законам перспективы, так как мы их видим в действительности. Важную роль в изображении натюрморта играет композиция, поэтому прежде чем приступить к работе, нужно найти такую точку зрения, откуда наша постановка смотрелась бы наиболее интересной и выразительной. Постановка может быть из простых по форме и характеру предметов, но разными по величине и смотреться ритмически организованной. (Показ презентации «Живопись натюрморта акварелью»). Огромную роль в постановке играет цвет, цветовая гармония – запись на доске. Цветовая гармония – важнейшее средство выразительности в живописи наряду с рисунком, композицией, фактурой, перспективой. Термин « гармония » происходит от греческого слова hamionia, что означает созвучие, согласие – запись на доске. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом - запись на доске. Колорит живописного произведения часто характеризуют словами: тёплый, холодный, серебристый, золотистый, охристо – красный, имея в виду цветовую гамму. Лучше понять особенности цвета, помогает художникам наука о цвете цветоведение или коллористика – запись на доске. Сочетание цветов в природе, где всё так едино и гармонично, помогает художнику искать пути воспроизведения цвета предмета или природных явлений красками. Цвет и краска - это не одно и тоже. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска – химическую. Цветов в природе гораздо больше, чем красок в вашем наборе. Цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких - либо красок, называют основными. Это –красный , жёлтый и синий цвета. Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными цветами. Это: оранжевый, зелёный и фиолетовый цвета (показываю пособия). Рассмотрите внимательно все оттенки цветового круга и попытайтесь их назвать. Понятно, что между красным и оранжевым будет красно – оранжевый, между жёлтым и оранжевым жёлто – оранжевый и так далее между каждой парой цветов – показ пособия. Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня. (Приложение 5,6) Холодные цвета - снег, лёд, холод. Если добавить к каждой краске белила, все они значительно посветлеют, потеряют цветонасыщенность, станут мягкими, нежными, пастельными. Если же добавить чёрную краску, то цвета станут тёмными, приглушенными, тяжёлыми – показ пособия. Итак, вывод второй: цвета различаются не только по цветовому тону, но и светлоте, насыщенности, благодаря чему возникает безграничное множество оттенков, появляются новые возможности для передачи того или иного настроения. - Важную роль в натюрморте играет освещение. При электрическом освещении свет на предметах всегда тёплый, а при дневном – холодный . Предпочтительнее боковой верхний свет, который даёт контрасную светотень, помогающую выявить форму предметов. В этом случае прослеживаются все градации светотени: (свет, полутень, тень, рефлекс и падающая тень). - А теперь переходим к самостоятельной работе. Последовательность работы над натюрмортом Компоновка: Работа над натюрмортом начинается с определения общего композиционного расположения всей группы предметов на плоскости. Правильная композиция предполагает такую компоновку, где изображаемые предметы уравновешены, расположены ритмично; когда чётко выделены главные из них; изображения предметов не очень мелкие и не очень крупные и не сдвинуты в один из краёв листа бумаги. Очень важно показать - линию горизонта, уровень глаз рисующего. Существует трёхплановая схема построения пространства. Первый план – это вход в натюрморт, расстояние от автора до предметов. Второй или главный план образуется плоскостью, на которой размещаются предметы ( она называется предметной плоскостью). Третий план это фон за предметами. Его необходимо решать более мягко, без резких цветотоновых контрастов. Одним из основных законов композиции является наличие доминанты – композиционного центра, т.е. главного и по размеру и по смыслу предмета, на котором держится весь натюрморт. Построение – в рисунке под акварель отличается бережностью отношения к поверхности бумаги. Начинать построение нужно с более крупных и главных предметов, переходя к более мелким и второстепенным. Лепка формы цветом. Перед началом работы красками необходимо продумать будущий колорит и цветовую гамму, и обратить внимание на цвет освещения, тёплый он или холодный .Естественное освещение –всегда холодное. Цвет освещения влияет на общую гамму произведения и решающим образом изменяет его колористический строй. Существует несколько способов работы акварелью: послойно по-сухому (лессировкой),в полную силу по-сухому, по-сырому и комбинированный. Метод лессировки позволяет работать несколько сеансов, подробно изучая особенности формы, передавая её материальные качества. Важно помнить, что градация светотени распределяются по предметам в цветовом отношении в строгом порядке. Если свет тёплый, то тень-холодная, рефлекс-тёплый, падающая тень-тёплая. При холодном свете наоборо, тень-тёплая, рефлекс-холодный, падающая тень-тёплая. На освещённых частях предметов видны мелкие детали, цветовые нюансы, складки, а в теневых местах чёткость лепки скрадывается, смягчаются границы, появляются многочисленные цветовые рефлексы, как результат влияния других предметов и световой среды в целом. Такое письмо обогащает изображение, делая свет плотным, а тени прозрачными. При многослойном письме не рекомендуется наносить слишком много слоёв краски, акварель может потемнеть, потерять прозрачность. Достаточно трёх слоёв. Заключительная стадия работы над натюрмортом, является обобщение. Слово «обобщение» говорит само за себя. Убрать «кричащие» места, где-то сгладить границы , проследить, чтобы дальние предметы не выперали вперёд за счёт ненужной активности. На главных предметах, наоборот, что-то подчеркнуть, создать необходимый контраст. Пролессировать и обобщить большой мягкой кистью где-то слишком цветные тени. Блик на предмете не должен оставаться белым пятном, его цвет складывается из локального цвета предмета и цвета освещения, причём последний преобладает. (Приложение 7) Прежде чем преступить к работе, давайте обсудим нашу будущую работу над натюрмортом. Вопросы к группе: Если мы посмотрим на нашу постановку, что мы можем о ней сказать? - Какая у неё цветовая гамма тёплая или холодная? ( холодная) - Контрастные, яркие цветовые отношения или спокойные? ( спокойные ) - Что в натюрморте самое тёмное и самое светлое ? ( тень на банке ) ( свет на тарелке) - Какой предмет является центром композиции? ( банка ) А теперь вы можете смело писать поставленную перед вами постановку. Пока дети работают, обхожу и делаю необходимые замечания по отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства обучающихся, делаю дополнительные пояснения для всей группы. - А что еще можно нарисовать, используя метод «Лессировка»? Анализ работы. По окончании занятия выбираю наиболее удачную работу и менее получившуюся, объясняю на примере что верно, а что ошибочно в каждой работе. Итог работы. Правильно справились с заданием . Молодцы! Занятие окончено. Убираем рабочие места. | Дети сидят за партами по два человека. Показ репродукций. На доске репродукции натюрмортов: Ф.Снейденс « Натюрморт с лебедем », А де Переда « Натюрморт с часами», П. Класс « Натюрморт с кубком », В.Кальф « Десерт» И.Ф.Хруцкий « Цветы и плоды» и др. (Приложение 1,2 ). |