kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по ИЗО "Сказочная Гжель" (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из целей урока - ознакомление учащихся с гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи; формирование у учащихся навыков работы по созданию эскизов росписи гжельской керамики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по ИЗО "Сказочная Гжель" (5 класс)»

Тема урока «Сказочная Гжель»

Класс - 5

Составила: Комарова Надежда Эдуардовна, учитель ИЗО МБОУ Ново-Горкинской СШ

Цели и задачи:

 1. Познакомить учащихся с гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи; формирование у учащихся навыков работы по созданию эскизов росписи гжельской керамики.

2. Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами.

3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к истории и культуре своей Родины; воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, внимание.

Оборудование.

Компьютер, проектор, экран, посуда с гжельской росписью, статуэтки, иллюстрации, заготовки из бумаги, бумага для рисования, гуашь, кисти, вода.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

  2. Постановка цели и задач урока. (картинки с изображением народных промыслов)

Ребята, как прекрасна наша Россия - своими полями, лесами, горами, полноводными реками, прозрачными озёрами! Как богата Россия - драгоценными камнями, золотом и серебром! Но самым бесценным и дорогим, чем она владеет, является наш народ! Славится русская земля своими мастерами, своими делами. В каком бы уголке нашей Родины ты не оказался, везде встретишь чудо - мастеров, прославляющих красоту родной земли!  


На уроках мы с вами уже знакомились с различными народными промыслами. Давайте вспомним, как они называются.

1. «Игрушки эти на все манеры: тут барышни, и кавалеры.

 Индюк нарядный, олень рогатый». ( Дымково).

2.  «Тут поют свои частушки знаменитые игрушки:

Филимон с гармошкой, с внуком Филимошкой». (Филимоново).

3.         «Это доски расписные, посмотрите, вот какие:

По розанам и купавкам необычный скачет конь,

И в цветах весь утопает, до чего ж красивый он!» (Городец).

4.         «Краской огненной и яркой кто искусно расписал сувениры и подарки? »

(мастера Хохломы).

5. Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла! (Гжель)


(показ картинок с изображением народных промыслов: Дымково, Городец, Хохлома, Филимоново, Гжель. Дети называют.)

Молодцы, ребята, вы всё вспомнили, знаете названия промыслов.


Один из этих промыслов мы рассмотрим сегодня более подробно. По оформлению доски (картинки с изображением Гжели вывесить на доску) и с помощью загадки попробуйте назвать его и сформулировать тему урока.

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре -

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись… (гжель).


Я предлагаю назвать нашу тему «Сказочная Гжель»


Почему «сказочная»?

Чем нам предстоит заняться на уроке? (дети говорят: узнать историю Гжели, познакомиться с изделиями, особенностями росписи, побывать в роли гжельских мастеров)

 

Итак, «Сказочная Гжель» - тема нашего урока. Именно о народном промысле Гжель, разнообразии изделий и особенности их росписи вы узнаете сегодня на уроке, а также превратитесь в мастеров гжельской росписи».

  1. Вступительная беседа. презентация + слова на карточках (словарная работа)

А теперь, ребята, давайте узнаем, как родилась такая красивая посуда.

(слайд) В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, находилась местность Гжель. Именно там более 400 лет назад зародился этот промысел. Он объединил мастерские, расположенные в 30 сёлах в районе Гжели. Это край лесов и болот. Но в этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самые разные изделия, да такие, каких свет не видывал. Хорошо было и то, что рядом была Москва. Ей и посуда, и игрушки, и изразцы для печей, и различная утварь – много чего было нужно. А это значит, что мастера без дела не сидели. Вскоре на весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умельцы живут на Руси.

Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. (слайд) Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом снегу. Называется эта посуда гжельской, потому, что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в селе Гжель Московской области.

Вылепив из глины, посуду обжигали, закаливали в печах, чтобы она стала звонкой и прочной. Вслушайтесь в слово «гжель» - и вы уловите в его звучании что-то общее со словами «жечь», «обжигать». Изделия из обожженной глины называют керамикой.

Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что тогда, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью. (слайд) Это майолика. Её делают и сейчас. Слепленный глиняный сосуд покрывают непрозрачной белой эмалью и сразу по сырой эмали наносят рисунок. Используют только жёлтую, зелёную, коричневую и синюю краски.

Это старинный майоликовый кувшин. (слайд) Кувшин такой формы называется кумган.

(слайд) Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. (слайд) При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск. Это кумганы фаянсовые. Слайды

(слайд) А это квасник.

Квасник — сосуд, в котором хранили и подавали дрожжевой или фруктовый квас. Это кувшин дисковидной формы с носиком, обширным горлом и изогнутой ручкой, в середине корпуса которого оставлено круглое полое отверстие для помещения льда, охлаждавшего содержимое. Квасники часто украшались резьбой или расписывались сценами битв или охоты, изображениями людей, животных, зданий, и в наше время изготовление квасников имеет прежде всего декоративное значение.

Считается, что квасник — один из критериев профессионализма гончара. Квасников таких нигде больше не делали.

Кроме посуды мастера Гжели создают забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни. Слайды

И по сей день недалеко от Москвы стоит старинный русский городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки известных мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. слайд

слайд А нарядные гжельские мотивы настолько полюбились людям, что они с удовольствием воплощают их в вышивке, одежде, текстильных изделиях,…


Словарная работа (проводится в ходе беседы, слова вывешиваются на доску)

- керамика – изделия из обожженной глины
- майолика – художественная керамика, покрытая непрозрачной глазурью
- квасник (с отверстием в центре) А у квасников  тулово – как колесо. Квасников таких нигде больше таких не делали.
- кумган – сосуд, в котором подавали напитки на праздничный стол, S-образный носик.

Агашка - гжельская роза. 

Рассматривание посуды, иллюстраций. Знакомство с основными мотивами Гжели, особенностью росписи.

Посмотрите, сколько здесь изделий гжельских мастеров. Здесь и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов, и большие блюда, и чайники. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этого изделия вместо ручки причудливые завитки. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изделие. А вот статуэтки, фигурки животных.


Все изделия разные. Но есть в них и что-то общее. Что?

Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне.

Ребята, вы посмотрели на изделия Гжели и теперь ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: чем роспись Гжели отличается от других росписей? Да, вы правы - своим цветом. Всего одна краска, а какая праздничная получилась роспись.


А почему посуда получилась такая нарядная, чем ее украшают? Орнаментом. Скажите, ребята, какой основной орнамент используется в росписи? Растительный. Внимательно посмотрите, ребята, и скажите, какие орнаменты вы увидели еще? Геометрический - сеточка, которая также украшает посуду.

Слайды - вот такие элементы присутствуют в гжельской росписи.

Самый излюбленный узор гжельская роза – агашка.


Практическая работа – выполнение элементов гжельской росписи.

Внимательно посмотрите последовательность ее изображения.

Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета.

(Показать последовательность изображения розы на доске.)

 «Сначала изображается середина цветка в форме капельки. Затем симметрично верхние лепестки, которые будут самые крупные, средние лепестки и самые маленькие, нижние лепестки. Дополняем изображение стебельком с листьями, веточками, завитушками».

Обратите внимание на то, как декоративно оформляются все части предмета. Замкнутым орнаментом расписывают тулово, основание и горлышко. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом».


(Можно изобразить листочек, капельку, …)


Физкультминутка (для глаз)

Сейчас мы с вами отдохнём,

Гимнастику для глаз начнём.

Посмотрим вверх,

И вниз теперь.

Затем найдём глазами дверь.

Посмотрим вдаль,

На кончик носа,

Рисуем дружно знак вопроса.

Окно глазами мы найдём,

На дверь свой взгляд переведём,

Зажмуримся, глаза откроем,

Ну, а теперь мы их закроем.

Сидим, как будто мы уснули.

Ну, вот и всё. Мы отдохнули.


Практическая работа. Роспись силуэтов посуды под Гжель

А сейчас мы с вами попробуем стать гжельскими мастерами. У вас на партах набор гжельской посуды. Попробуем расписать их?

Подумайте, где, какой рисунок будет расположен.

Критерии достижения целей:

Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении работы?

     а) аккуратность.

     б) красочность

   в) выразительность

   г) композиция


  Организация выставки коллективной работы.

Индивидуальные работы учащихся на завершающем этапе работы становятся частью, элементом коллективной композиции.

Самооценка работ, взаимооценка. Работы вывешиваются на доску.

Учитель даёт общую оценку работам. (Молодцы, справились, нет неудачных работ и т.д.).



Мы сегодня узнали много новых слов. Давайте вспомним, что они обозначают.

  • Этот посёлок называют родиной и колыбелью русской керамики (Гжель)

  • Так называют глиняные изделия, обожженные в печи (керамика).

  • Цвет гжельской керамики (белый).

  • Основной цвет в росписи гжельской керамики (синий).

  • Изделия из белой обожжённой глины с синей росписью, покрытые глазурью (фаянс).

  • Декоративный сосуд кольцевидной формы с длинным изогнутым носиком (квасник).

  • Сосуд, похожий на квасник, но без сквозного отверстия в корпусе (кумган).

  • Название гжельской розы (агашка).


Рефлексия.

А теперь давайте подведём итог нашей работе, закончив предложения

(Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы с экрана доске):

сегодня я узнал…

было интересно узнать, что …

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


Молодцы! Спасибо за работу!!!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока по ИЗО "Сказочная Гжель" (5 класс)

Автор: Надежда Эдуардовна Комарова

Дата: 02.09.2020

Номер свидетельства: 556866


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства