Тип урока: комбинированный.
Цель урока: воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре; способствовать развитию творческой и познавательной активности, формированию практических навыков работы; дидактическими приемами создать условия для выполнения рисунка внутреннего пространства русской избы в цвете.
Учебно-наглядные пособия и зрительный ряд: презентация «Внутренний мир избы»; фотографии разных пространств русских домов; образцы работ, выполненных детьми в прошлые годы.
для учащихся: карандаш, краски, кисти, нарисованный карандашный рисунок в альбоме.
№ п\п | Структура время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Оргмомент. | Здравствуйте ребята! Давайте вспомним, что мы делали с вами на прошлом уроке | Здравствуйте. - На прошлом уроке мы начали разрабатывать рисунок по теме Внутреннее пространство русского дома. |
2 | Объявление темы и цели | Тема урока «Внутренний мир избы». Сегодня на уроке нужно будет раскрасить ваш рисунок красками. | Внимательно слушают |
3 | Актуализация знаний предыдущего урока | Давайте вспомним, что может находится внутри дома? Отлично, а что было на окнах? Так, хорошо молодцы. Давайте теперь просмотрим презентацию и видеофрагмент и еще раз вспомним. | Стол, печь, лавки, красный угол, люлька, прялка, посуда, чан с водой, кровать, половики. На окнах были занавески или вышитые полотенца. Смотрят презентацию, затем обсуждаем важные моменты. |
5 | Формирование интереса к уроку | На прошлом уроке нам было важно посмотреть, запомнить, проанализировать как выглядела изба изнутри и применить эти знания в создании карандашного рисунка. Сегодня для нас важным является колористика нашего рисунка. Давайте просмотрим и проанализируем какие цвета в основном присутствуют в избе. Что вы можете сказать вот про этот вариант? Если говорить про цветовое решение, то мы используем коричневую краску для стен и пола, но разных оттенков – светлую для пола, потемнее для стен, белую для печи, а для деталей цвета вы выбираете самостоятельно, какие захотите. | - В этой композиции мы видим естественные цвета – коричневые, белые, бежевые и где-то яркие объекты, например, на половиках или в посуде и декоре избы. |
6 | Введение в тему, содержание задания | Перейдем к работе. Я проверила ваши карандашные рисунки. Сейчас если у вас нет вопросов, то вы можете переходить к цвету. Закрашиваем сначала фон и крупные объекты, только после этого переходим к деталям. | Каждый обсуждает со мной свой эскиз, обдумываем гамму цвета. |
7 | Рекомендации к началу практической работы | Начинаем работу красками. | Дети открывают краски, начинают работу |
8 | Самостоятельная работа | Консультирую учащихся, даю советы по улучшению работы | Дети работают самостоятельно. Если возникают какие-то вопросы, то обращаются за помощью. |
9 | Завершение работы | За 5 минут до конца объявляю об окончании работы, уборке рабочего места. | Заканчивают работу, убирают материалы, выливают воду. |
10 | Подведение итогов | Организую небольшой просмотр работ. У всех ли получилось выполнить рисунок? Где самая удачная композиция? Все ли закончили работу в цвете? Где требуется еще доработка? Какие советы можете дать своим товарищам? | Выкладывают свои рисунки, кто желает, начинаем обсуждение. - Да Указывают на работы - Да Указывают на работы Указывают на работы Дают советы по поводу композиции, цвету (что можно изменить, чтобы изображение читалось более точно) |
11 | Рефлексия | Сегодня на уроке мы завершили с вами работу над нашим рисунком. Были ли какие-то сложности в выполнении задания? Тем не менее, вы справились. Вы молодцы, все хорошо поработали! | - Да, было трудно рисовать мелкие делали, - Нет, все хорошо, проблем не было. |
12 | Домашнее задание | На следующем уроке мы продолжим изучать быт Руси. Для этого необходимо будет принести альбом, карандаш, гуашь, кисти, банку для воды и палитру. До свидания, всем спасибо. | - До свидания. |
Сокольникова Н. М. «Изобразительное искусство и методика преподавания его в школе», М., 2006.