2. Вводная беседа, объяснение нового материала, прослушивание музыки | - Ребята, какой месяц наступил? - К какому времени года относится декабрь? - Назовите характерные признаки зимы. - Послушайте загадку На дворе белым-бело, Будто пухом намело, Встали ребятишки на коньки и лыжи. И весёлый хоровод Запускает Новый год. Вот она пришла кума – Раскрасавица … (зима) - О чём мы будем говорить на уроке? - Зимой природа так красива! Всё вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые белые снежные одежды. - Послушайте стихотворение Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идёт волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. (А. С. Пушкин) - Какую зиму изобразил поэт, Александр Сергеевич? - А теперь взгляните на картину К. Горбатова «Зимний пейзаж с церковью». Какая тут зима? Похожа на зиму в стихотворении? - А теперь посмотрите на картину К. Дружинина «Деревенский снег». Каким он изобразил зиму? - Мы посмотрели картины, послушали стихи и узнали… -А теперь окунемся в другой вид искусства- музыка. Узнаем, каким изобразили зиму композиторы в своих произведениях. У замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди есть четыре концерта для скрипки с оркестром, которые называются «Времена года». Эти концерты имеют названия: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Каждый концерт состоит из трёх частей. Давайте послушаем одну из частей концерта – «Зима». И вы мне после прослушивания скажете, какая зима видится вам при звуках этой музыки? (Звучит вторая часть концерта.) - Итак, какая же зима видится вам при звуках этой музыки? - А какая музыка по характеру? - Да. В оркестре слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся, словно волшебный зимний наряд природы. На этом фоне тепло, нежно, задушевно поют скрипки. - Сейчас вы услышите пьесу Роберта Шумана «Зимой». Какое же настроение передано в этом произведении? (прослушивание). - Итак, пьеса Р. Шумана, какая? - В пьесе Р. Шумана лишь в средней части настроение светлеет. Кажется, что проглядывает солнышко или мелькают, переливаясь, снежинки. (Исполняет фрагмент.) Но вот снова возвращаются печальные, жалобные интонации (звучит фрагмент). - Отличаются эти два произведения, которые мы сегодня услышали, друг от друга? - Вы слушали разные произведения о зиме - светлый, нежный концерт А. Вивальди, его вторую часть, грустную, заунывную пьесу Р. Шумана «Зимой». Какой же мы можем сделать вывод? - Какие цвета соответствуют зиме теплые или холодные? - А каким развлечениями занимаются дети зимой? - Сегодня мы с вами попробуем нарисовать зимний пейзаж со снеговиком. Рисовать мы будем необычным способом. | - Декабрь. - Зима. - Когда выпал снег, замерзают лужи, холодно. - О зиме. Ответы учащихся - Хмурым, тоскливым - Что каждый видит зиму по-разному. -Красивая, сверкают снежинки. - Нежная, светлая. - Грустная, жалобная. - Отличается - Мелодией, музыкой тоже можно изобразить зиму. - Холодные: синие, фиолетовые, голубые цвета. - Катаются на горке, лепят снеговика. | Личностные: мотивация учебной деятельности. Регулятивные: формулирование в сотрудничестве с учителем учебной задачи, прогнозирование. Познавательные: анализ информации, выделение существенных признаков. Коммуникативные: строить высказывание |
3. Усвоение новых знаний. | - А кто знает историю происхождения снеговика? Снеговик – фигура простая, но история его имеет определенный смысл. Почему именно такой снеговик, каким мы его знаем, сопровождает зиму и новогодние праздники? Впервые снеговики упоминаются в Часослове в 14 веке. На старых литографиях Европы снеговики изображены как страшные существа. Зимнее время в средневековье было настоящим испытанием для населения. Тогда снеговик был выражением опасности и страха, их сопровождали дурные поверья. К счастью, в эту жуткую европейскую историю вмешался святой Франциск Ассизский и объявил снеговиков существами, которые защищают от бесов. Объяснение было простое, снег — это дар небес, а значит, снеговик сродни ангелу, защищает людей и даже может передать их просьбы небесам. Для этого лепили маленьких снеговичков и шептали им желания. После того, как он растает, желание обязательно исполнится. С тех пор их лепили около домов. Морковь вместо носа «обещала» щедрый урожай в будущем году. Ведро на голове – достаток в доме. А в Румынии снеговикам вешали чесночные бусы для здоровья домочадцев. - Я предлагаю вам приступить к выполнению рисунка. Для этого: 1. Положите альбом вертикально. 2. Отделяем линию горизонта чуть ниже середины листа. 3. Карандашом намечаем эскиз снеговика. Рисуем очень тонко, едва заметные линии. Дополните свой рисунок. 4. Покрываем снеговика восковыми мелками. По выбору: можете полностью закрасить снеговика восковыми мелками; можете нарисовать только контур будущего снеговика. 5. Покрываем рисунок акварелью. | | Личностные: формировать положительное отношение к учёбе, готовность к самореализации Регулятивные: самоконтроль |
4. Закрепление знаний. Самостоятельная работа | - Давайте повторим последовательность выполнения работы. - Какие цвета у нас называются холодными? А теплыми? Учащиеся приступают к самостоятельной работе (звучит вторая часть концерта Вивальди «Зима»). | - Положить альбом вертикально. Карандашом намечаем эскиз снеговика. Дополнить свой рисунок. Рисуем очень тонко, едва заметные линии. Покрываем снеговика восковыми мелками. Покрываем рисунок акварелью. | Личностные: концентрация воли, активизация сил. Регулятивные: планирование, самоконтроль Коммуникативные: строить высказывание |
5.Подведение итогов. Рефлексия | Выставка и анализ работ. Выбор самой лучшей работы. - Что можно выразить цветом? - А с помощью чего еще можно выразить свои чувства, состояние души? - А я поздравляю вас с завершением работы, и надеюсь, что вам понравилось! Теперь вы точно знаете, как с помощью воска и акварели можно создать интересную композицию. | - Чувства, настроение, эмоции, состояние души | Личностные: самооценка, положительное отношение к школе Регулятивные: способность к рефлексии, коррекция, самооценка. Познавательные: анализ собственной деятельности. |