Цель: создание условий для знакомства детей с элементами хохломской росписи, научить их выполнять растительный орнамент с элементами хохломы в полосе.
Задачи:
Образовательные: Учиться художественному видению окружающего мира.
Развивающие:
Расширять кругозор. Закреплять знания, полученные на уроках изобразительного искусства.
Развитие эмоционально-ценностного отношения учащихся к произведениям декоративно- прикладного искусства.
Развитие исследовательской и творческой активности.
Воспитательные:
Прививать любовь к природе, русским народным традициям, учить любить Родину.
Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
Воспитание национальной гордости и верности русским традициям.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока:
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! - Меня зовут Александра Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.
-Сейчас мне понадобится ваша помощь, я буду читать вам стихотворение, а вы будете заканчивать каждую строчку, словами на слайде, приведу пример: Долгожданный дан звонок начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Альбом, кисти, краски!
Проверили! Да!
С усердием трудитесь!
На уроке неленитесь!
-Как вы уже поняли необходимо проверить готовность к уроку. У вас на столах должны лежать: краски, альбом, линейка и простой карандаш.
-Чтобы узнать, о чем мы с вами поговорим, давайте решим ребус.
-Ребята, что такое искусство? (ИСКУССТВО – художественное творчество в целом (литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное творчество, музыка, танец, театр, кино); высокая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.)
-Посмотрите на экран, что вы видите? (посуда, игрушки и тд) Можно ли это назвать искусством и почему? (Искусство — это способ осмысления реальности в художественной форме; С одной стороны, через искусство мы можем выражать свои эмоции и переживания, с другой — вызывает определенные эмоции и заставляет задуматься).
-О каком искусстве вам уже известно? (декоративно-прикладное)
Декоративно-прикладное искусство — это разновидность искусства, направленная на создание художественных предметов, используемых в быту.
-Обратите внимание, что каждая вещь на картинке что сделана? (расписана)
-Какие виды росписи вам уже известны? (гжель, севастопольская, мстёрская)
-У меня на слайде представлены несколько изображений росписей и их название, давайте соотнесём их.
-А что за роспись в правом верхнем углу? Это ребята, Хохломская роспись.
-Давайте посмотрим небольшой видео ролик о том, что это за роспись и что собой представляет.
-И так, Где зародилась Хохлома? (Нижегородская область село Хохлома.)
Что изготавливали хохломские мастера? (Делали из дерева и расписывали посуду и мебель.)
Основные цвета хохломской росписи? ( Желтый, черный, красный и зеленый.)
Что представляет собой данная роспись? (кудрявые веточки и кустики, ягоды, рыбки и птицы)
- Теперь познакомимся с элементами росписи.
- Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов.
- Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
Объяснение последовательности выполнения элементов хохломской росписи на доске учителем:
1. «осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
2. «травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
3. «капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;
4. «усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;
5. «завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;
6. «кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».
( проработка элементов росписи)
-Давайте посмотрим на орнамент хохломской росписи, какие элементы нам встречаются?
(подводим итоги уроки (рефлексия) при помощи слайда на экране)
- С чем вы сегодня познакомились на уроке? (с хохломской росписью)