kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект урока для 1 класса ДХШ на тему "Силуэт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- конспект открытого урока для 1 класса ДХШ на тему "Силуэт" по программе ФГТ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока для 1 класса ДХШ на тему "Силуэт"»

Силуэт как средство художественной выразительности

Слово силуэт произошло от французского «silhouette», по имени французского министра 18 века Э. де Силуэта, поборника жесткой экономии хозяйствования, на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля. Сам он также занимался вырезанием силуэтов из черной бумаги.

Силуэт (фр. silhouette) -- плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения[http://ru.wikipedia.org].

Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. В этой технике исполняются обычно профильные портреты и несложные композиции. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей.

Контур должен быть очень чётким. Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами. Силуэты были известны в Древнем Китае, Японии и других странах Азии. В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось в первой половине XVIII в. во Франции. В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники Ф. Толстой, Добужинский, Е. Кругликова, А. Бенуа.

Существует 4 средства художественной выразительности: линия, штрих, пятно, точка.

Линия - это условное средство изображения,изобретенное человеком в отдаленные доисторические времена,в самом начале зарождения изобразительного искусства. Ею пользуются и по сей день, как основным средством исполнения рисунка.Линии бывают разные.След на бумаге оставляемый острием карандаша или рейсфедера с тушью, движение которого напрявляется каким- либо чертежным инструментом (линейкой, лекалом или циркулем и т.д.), называется «чертежной» линией. На всем своем протяжении она одинакова по ширине. Это считается ее достоинством. Но в наброске такая линия непригодна - она суха, безжизненна и поэтому невыразительна.

Штриховая линия, или штрих - появляется на поверхности бумаги, как результат движения руки, держащей карандаш или ручку с пером, кисть или другое приспособление, которым красящее вещество наносится на бумагу. В зависимости от разноообразного касания поверхности бумаги всей или разнообразного по силе нажима пера с тушью, осуществляемого движением руки, остающийся след изменяет свои качества, становится темным или светлым, мягким или жестким.

Пятно - создается внутри контура параллельными или перекрещивающимися линиями.

В этом случае на силу пятна воздействует ширина линий или штрихов и светлых промежутков, остающихся между ними,которые должны соответствовать размеру исполняемого рисунка.Тональное пятно на бумаге может быть создано и другими средствами, причем сила и звучание его в значительной мере зависят от особенностей и свойств графического материала, которым исполняется набросок,а также от техники нанесения этого материала на бумагу. При использовании для наброска так называемых «сухих» материалов, пятно нужной силы может быть создано жесткой кистью, растушевкой и даже просто пальцем.Такие материалы, как чернила и тушь, в готовом виде или разведенные водой наносятся на бумагу мягкой или жесткой кистью.

В некоторых случаях пятно может быть нанесено в начале работы, сразу, а затем уже по натуре уточняется контур изображаемой формы. Нередко в работе над набросками применяются сразу все графические средства: линия, штрих, пятно, точка.

Точка - это еще одно выразительное средство графики. Точка структурный элемент точечной техники. Множась по поверхности она образует графическое пятно.Форма точки зависит от инструмента, которым она наносится на плоскость. Точка в еще большей степени предоставляет возможность выражения пространства, но с непосредственно средовыми свойствами.

Так же, как и штрих, точка позволяет передавать тональное разнообразие графики, но обладает специфическими качествами фактуры.

Однако в отличие от линии, совершенно лишена каких-либо признаков эмоциональной экспресии в своем выражении. Это скорей безличностное и очень технологичное графическое средство.

Таким образом, применение силуэта с различными средствами художественной выразительности делает вывеску оригинальной и запоминающейся. А также влияет на выбор потребителя.

































План-конспект урока

по предмету Композиция



в первом классе ДХШ



Тема урока:

«СИЛУЭТ»



Преподаватель:

Рахманова Лилия Дамировна







2020






















Конспект урока по предмету « композиция

Тема урока: «Силуэт»




Тип урока: урок комбинированный.

Цель урока: изучить историю возникновения и развития техники «силуэт», выразительные средства. Используя полученные знания выполнить композицию на тему « Кукольный театр Буратино»


Задачи:

познакомить с понятием «силуэт», историей возникновения и особенностями этой графической техники;

- развивать творческое мышление, фантазию, интерес к мировой художественной культуре;

- воспитать эстетическое отношение к действительности.

План урока:

  1. Организационная часть- 1 мин.

  2. Объяснение нового материала-10 мин.

  3. Практическая часть 30 мин.

  4. Анализ-4мин.

Средства обучения:

-репродукции работ художников;

-готовые образцы рисованных и вырезных силуэтов;

-детские работы и работы учителя.

-трафареты героев сказки «Буратино»

Материалы для учащихся:

- бумага формата А3, А4, графитный карандаш, тушь, кисти, ножницы, цветная бумага чёрного цвета, клей-карандаш.


Ход урока


1.Организационный момент

2.Объяснение нового материала.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим об искусстве силуэта и создать силуэтные композиции на тему «Кукольный театр Буратино»

Учитель. В изобразительном искусстве силуэт - это вид графической техники, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов.

Учитель. Основа силуэтного изображения – плоскость. Язык силуэта контрастен, в основном, это отношение чёрного и белого. Его главные средства выражения – абрис предмета, то есть его контур и пятно, очерченное этим контуром. В таком рисунке нельзя показать черты лица или другие детали, находящиеся внутри пятна, поэтому внешние очертания фигуры должны быть очень выразительными, узнаваемыми.

Учитель. Силуэт обычно рисуют чёрной краской на белой бумаге (или белой краской на чёрной бумаге) или вырезают из тонкой чёрной бумаги и потом наклеивают на светлую.








Учитель. Как вы думаете, ребята, каким образом людям пришло в голову создавать изображения в этой технике, какие явления нашей жизни натолкнули их на это?

Учитель. Что вам напоминает силуэт?

(Ответы учащихся.)

Учитель. Правильно, силуэт похож на тень, которую отбрасывают предметы, фигуры.

Учитель. Когда предмет или фигура находятся напротив источника света (например, напротив заходящего солнца), они кажутся нам сплошным чёрным пятном.


Учитель. Как вы думаете, что это?

Это наскальные рисунки. Одни из первых произведений искусства человечества – именно силуэты. Так называемый «Негативный отпечаток руки в пятне красной краски» (пещера Кастильо, Испания), «Группа охотников» (ущелье Валторты, Испания). Посмотрите, первобытные художники использовали оба варианта рисования силуэта: тёмный на светлом фоне и светлый на тёмном.

Древнегреческая вазопись - ещё одна вершина в истории искусства силуэта. Художники, украшавшие глиняные многофигурной росписью, решали сложнейшую задачу расположения силуэтной композиции на криволинейный объём поверхности вазы. Здесь представлены вазы выполненные в двух стилях: чёрнофигурном и краснофигурном.



Существует древнегреческая легенда, которая гласит, что одна девушка перед разлукой с любимым обрисовала его тень на стене, чтобы его образ был всегда с ней.

Искусство же резаного бумажного силуэта возникло на родине бумаги - в Китае. Ему предшествовало создание фигур теневого театра, вырезанных из кожи и украшенных сложными узорными прорезями.

Из Китая искусство вырезания силуэтов из бумаги проникает в Европу, и становится там очень популярным в качестве дешёвого и быстрого изображения портрета.



В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось в первой половине XVIII в. во Франции.

Вот мы и добрались до того момента, когда возник сам термин «силуэт». Ведь изначально этот вид графики называли «тени», «профили», «искусство теней». А название своё это искусство получило благодаря министру финансов Франции Этьену де Силуэтту. Согласно первой легенде, он увлекался рисованием силуэтов гостей на стенах в покоях своего замка и вырезал профильные портреты из бумаги.

Вторая легенда гласит, что на Этьен де Силуэтт вызвал своей излишней скупостью, бережливостью насмешки высшего общества, на него сделали карикатуру в виде тени, и вслед за этим словом «Силуэт» стали называть всё дешёвое, ничтожное, в том числе и нового рода портреты, как мизерные и дешёвые в сравнении с настоящими.

Но, не смотря на такое первоначально презрительное отношение к виду графики, искусство силуэта быстро становится модным и распространяется по Европе.


В Петербурге в XVIII в. славился приезжий из Парижа силуэтист Ф.Г. Сидо, который выполнил портреты почти всего императорского двора.


Посмотрите, а это работы лучшего художника – силуэтиста XIX в. графа Фёдора Толстого. Темы его силуэтов – батальные композиции, сценки из городской и крестьянской жизни, охота. Заметьте, как цельна и одновременно разнообразна каждая композиция. Это целые истории, сходные с театральным действием.



Вот ещё интересные работы художницы Елизаветы Бём (1843-1914). Она издавала книжки для детей и сама выполняла к ним иллюстрации. Главные персонажи силуэтов – деревенские дети.


Силуэтное изображение органично входит в книгу, хорошо сочетается с форматом книжной полосы, шрифтом, заставками и виньетками, к тому же обладает декоративностью. Это обстоятельство объясняет использование силуэтов в книжной графике в качестве иллюстраций.

По сей день, магия силуэта притягивает художников, так как силуэт всегда будит воображение и мысль.

Сегодня хочу предложить вам побыть в роли художников-силуэтистов. Конечной задачей по изучению нашей темы является создание композиции в технике силуэт на тему« Кукольный театр Буратино»


Учитель. Давайте вспомним героев сказки Буратино

Карабас Барабас , Мальвина, Пьеро, Буратино, Арлекин.

У меня есть трафареты этих героев. Сейчас мы создадим эти сказочные образы путём обводки их теней на листе бумаги, прикреплённой к стене. (Дети стараются поиграть, найти нужную позу для своих героев)

Когда контуры рисунков будут готовы, вы закрасите поверхность листа внутри контура или снаружи тушью.

4. Практическая работа

Учащиеся поочерёдно обрисовывают контуры теней на листах, прикреплённых на стене, затем покрывают изображение чёрной краской. Возможна обводка некоторых деталей белой гуашью. На следующем уроке составляется композиция из полученных силуэтов.


5 Анализ.

Работы вывешиваются на доске, обсуждается различие характеров силуэтов, которые, не смотря на плоскостное изображение, передают сходство с моделью. Ребята на следующем уроке мы составим композицию из полученных силуэтов.


Литература.

  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч. 5-8 кл.:В 4 ч. Ч4. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск:Титул, 1996

  2. Э. Кузнецова. Искусство силуэта, [Л., 1970]




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
План - конспект урока для 1 класса ДХШ на тему "Силуэт"

Автор: Рахманова Лилия Дамировна

Дата: 30.03.2020

Номер свидетельства: 544628


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства