Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока»
Тема: «Выражение характера человека в изображении. Мужской образ ».
Цель: 1. Формирование уважения и любви к благородным людям и отрицательное отношение к злым, жестоким.
2. Дать представление об изображении человека в искусстве, как о средстве выражения своего отношения к миру, людям.
3. Развивать навыки овладения мелками при изображении человека.
Задачи:
- развивать связную речь, мышление, зрительное внимание
- воспитывать бережное отношение к людям; Оборудование: для учителя литературный ряд : загадки, стихи, рисунки учащихся
Зрительный ряд: слайды и репродукции художников Корин «А. Невский», В. Васнецов «Богатыри», портреты сказочных героев
Музыкальный ряд: «Богатырская симфония №2» А.Бородин, опера Глинка «Иван Сусанин», С. Прокофьев «Петя и волк», М. Дунаевский «Летучий корабль».
Для учащихся: пастель или цветной мел, крафт, тряпочка
План урока:
Орг. момент – 1 мин
Новый материал (беседа) – 18 мин
Физкультминутка- 1 мин
Практическая часть урока – 22 мин
Итог урока – 3 мин
Ход урока:
- Сегодня мы отправимся в мир музыки и сказки, а так же доброго слова
(звучит фрагмент «Богатырской симфонии»)
- Ребята, к какой из этих работ подходит это музыкальное произведение?
(дети указывают на В.Васнецова «Богатыри» или Корин «А.Невский»
- Объясните, почему? (в ней сила, мощь..)
-Верно, эта работа В. Васнецова «Богатыри» Художник изобразил трёх богатырей, которые стоят на защите своих рубежей. Кто они? – это Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович (дать характеристику каждого из них).
Рядом работа художника Корина «А.Невский»
В центре прославленный военачальник в шлеме, рыцарских латах с огромным мечом в руках, стоящего на страже земли Русской. Грозное лицо полководца, решительность передают чувство стойкости, отваги русского народа.
( На доске висят таблички со словами: стойкий, сильный, смелый, могучий, трусливый, жалкий, ласковый, злой и т.д.)
Я предлагаю выбрать из этих слов те, которые больше подходят к каждому из богатырей.
(дети выбирают и прикрепляют к каждому герою на репродукции соответствующую характеристику)
- Хотели бы вы такими быть? А знаете вы, что каждое имя имеет какое-то значение?
Среди вас есть Витя. Виктор значит – победитель, Алексей – защитник людей и т.д.
Все ли мужчины бывают такими? Конечно, есть совершенно другие, не похожие на героев. ( Слушаем фрагмент о Царе Горохе)
- К какому из этих героев подходит музыкальное произведение? Подберём и к этому музыкальному произведению слова и прикрепите таблички к кому из этих героев сказок они соответствуют.
Кто из вас хотел бы, чтобы его называли Кащей, Дуримар, Карабас? Имена такие рычащие.
- На прошлом уроке мы рисовали женские портреты положительных и отрицательных героинь. Посмотрите. Какие они получились. (Показ детских работ)
- Как называется художник, который рисует портреты людей? (портретист)
- Сейчас мы опять будем художниками портретистами, только будем изображать мужские портреты, одного из сказочных героев положительного или отрицательного.
- Играет ли роль цвет в передаче образа? Можно через цвет выразить своё отношение, например к злому человеку?
- Какие цвета вы возьмёте? (ответ: тёмные, тревожные)
- А может у злого лицо быть землисто - серым, зелёным, жёлтым?
- Конечно, может, в искусстве всё возможно!
- Недаром есть выражения: покраснел от гнева, позеленел от злости, пожелтел от зависти.
- Именно художники выражают свою неприязнь, чувство отвращения ко всему, что лишено человечности.
- Давайте попробуем изобразить пастелью одного из героев сказок, которого вы сами выберете, а пока я вам покажу, как это делать, только прежде угадайте, кого я хочу изобразить (зачитываю стихотворение Е.Александровой «Кто он?)
Была у злодея до пят борода
В театре всех кукол он мучил всегда
«Подайте мне плётку!- гремел его бас
Скажите скорее! Кто он? (ответ - Барабас!)
( Обращаю внимание на схемы мимики лица)
- Обратите внимание, в зависимости от линий бровей и губ будет сильно меняться выражение лица. - Что помогает узнать настроение лиц? ( положение рта, бровей, глаз) - Вспомним, с чего начинать изображение? Методический рисунок: 1) Изображаем от пятна, заштриховав овал (красный цвет) 2) Белым мелком намечаем глаза посередине овала (рисуем глаза) 3) От уровня глаз до подбородка находим середину, где будет основание носа. 4) От носа до подбородка – середина линия рта 5) Показываем свет, тень разными мелками; 6) Создаём фон
Попутно показываю приёмы работы мелком, накладывание цвет на цвет, рисуем кончиком или плашмя, растирание пальцем, передавая мягкость линий.
- Теперь каждый из вас вспомнил хотя бы одного из героя сказки и попробуйте передать через цвет своё отношение к изображаемому портрету.
( Тем, кому сложно вспомнить, предлагаю загадку ) Он был самым добрым из всех докторов
Хотел чтобы каждый зверёк был здоров
Лечил все болезни: корь, свинку, бронхит
Скажите, скорее, кто он? (ответ - Айболит)
Физкультминутка
Условие: Если я покажу портрет доброго героя, то вы должны подпрыгнуть вверх, если злого, то присесть, а, если смешного, то потопать на месте ( Незнайка, Кащей, Буратино, Карлсон, Водяной, Емеля, Леший и др.) Включаю фрагмент музыкальной сказки «Летучий корабль» (образ Водяного) - Итак, изображаем одного из выбранного вами мужской образ, через портрет.
Cамостоятельная работа : Теперь вы можете приступить к выполнению работы.
Рефлексия: - Поднимите руку те, кому сегодня было трудно на уроке и в чём вы испытывали затруднения?-Чему научились? Что больше всего понравилось?
Итог урока: Выставка работ.
- А сейчас проведём выставку ваших работ (вывешиваем сначала положительных героев, а потом - отрицательных. Анализируем работы. - Ребята, какие красивые герои у вас получились. Вы все были хорошими портретистами, молодцы. Уборка рабочих мест