Тема урока: «Художник выражает свое понимание красоты природы».
Цель урока: познакомить обучающихся с техникой граттаж, создать рисунок в изученной технике.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с разновидностями пейзажного жанра, расширить знания обучающихся в области графики, изучить технологию выполнения рисунка в технике граттаж;
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к разнообразным техникам, самостоятельность, усидчивость, наблюдательность, эстетический вкус;
Развивающие: развивать у воспитанников творческое мышление и фантазию, умение грамотно пользоваться средствами художественной выразительности, способствовать развитию навыков работы в технике граттаж.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по изобразительному искусству «Техника Граттаж» »
План-конспект урока
Поляковой Альбины Викторовны,
учителя ИЗО высшей кв. категории МБОУ «СОШ №3» г.Шумерля
«Техника Граттаж».
6 класс.
Тема урока: «Художник выражает свое понимание красоты природы».
Цель урока: познакомить обучающихся с техникой граттаж, создать рисунок в изученной технике.
Задачи урока:
Образовательные:познакомить с разновидностями пейзажного жанра, расширить знания обучающихся в области графики, изучить технологию выполнения рисунка в технике граттаж;
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к разнообразным техникам, самостоятельность, усидчивость, наблюдательность, эстетический вкус;
Развивающие:развивать у воспитанников творческое мышление и фантазию, умение грамотно пользоваться средствами художественной выразительности, способствовать развитию навыков работы в технике граттаж.
Тип урока: комбинированный.
Материалы и оборудование: подготовленные(загрунтованные) на предыдущем уроке листы бумаги и наброски пейзажей, паспарту для оформления готовых работ, мультимедийный проектор,презентация к уроку, образцы работ учеников в технике граттаж, деревянные палочки-зубочистки, газеты, двусторонний скотч.
План урока:
Организационный момент. (2 мин.)
Вводная беседа с повторением изученного материала. (3 мин.)
Объяснение последовательного выполнения рисунка в технике граттаж (4 мин.)
Опрос о ходе подготовительной работы над эскизами (4 мин.)
Практическая часть (15 мин.)
Физпауза (2 мин.)
Продолжение практической части с оформлением готовых работ (10 мин.)
Подведение итогов (5 мин.)
Ход урока:
Слайд 1. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
В очарованье пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луг таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Тема нашего урока сегодня «Художник выражает свое понимание красоты природы».
Слайд 2. Посмотрите на экран. Скажите, пожалуйста, к какому виду изобразительного искусства можно отнести данные работы? (Графика).
Какими выразительными средствами пользуются художники в графике? Слайд 3.
(Линия, штрих, контур, пятно и тон).
Слайд 4. А к какому жанру относятся эти работы? (к пейзажу). А теперь вспомним, что мы знаем о пейзаже. Это образ природы. От фр. вид местности, страны. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства. Какие бывают пейзажи?
Слайд 5. (Они делятся по сюжету, т.е. мотиву. Например, мотив реки, дороги, леса и т.д.).
Сегодня мы с вами будем продолжать знакомство с графикой в пейзаже и попробуем выразить свое понимание красоты природы с помощью графических средств. Мы будем выполнять графические пейзажи на зимнюю тему в новой для вас технике граттажа.
Слайд 6. Слово граттаж произошло от фр.- скрести, царапать, поэтому другое название техники – техника процарапывания. С помощью любого острого предмета процарапывается верхний цветовой слой загрунтованного листа бумаги или картона, под которым находится слой другого контрастного ему цвета. Цветовые слои могут быть из туши или гуаши. В классическом граттаже бумага или картон заливается тушью, и произведения отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию (гравюру на дереве) или линогравюру (гравюру на линолеуме). Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Слайд 7.
На прошлом уроке мы с вами научились грунтовать бумагу для граттажа. Слайд 8.
Давайте вспомним, как мы это делали. (Ребята рассказывают о последовательности работы). Сегодня мы используем ваши загрунтованные листы в нашей работе.
Слайд 9. Знакомясь с графикой в пейзаже, мы уже узнали, что самым распространенным видом пейзажной графики являются зарисовки и наброски.
Художники их выполняют постоянно, фиксируя свои впечатления и переживания.
Слайд 10. Такие рисунки, сделанные карандашом или углем необходимы каждому мастеру, поскольку являются материалом для создания законченных произведений.
На предыдущем занятии мы с вами выполнили такие карандашные зарисовки пейзажа на тему «Зимнее настроение». Мы создавали их по мотивам стихов про зиму. Эти зарисовки мы используем сегодня для создания законченных произведений в технике граттаж. А сначала, давайте еще раз посмотрим некоторые из ваших зарисовок и послушаем стихи, по которым они были выполнены, чтобы настроится и погрузится в атмосферу зимнего пейзажа. Слайд 11. Вам всем достались разные стихи с описанием состояния зимней природы. Объясните мотив, состояние и настроение своей работы, опираясь на стихотворный сюжет. (Дети выходят со своими эскизами зачитывают стихи и объясняют выбор композиции.)
Итак, мы создали себе зимнее настроение. У нас все готово к заключительной работе. Перед вами загрунтованные листы, карандашные эскизы и палочки для процарапывания. Аккуратно нажимая, процарапывайте палочкой по эскизу верхний слой грунта. Старайтесь не повредить при этом нижний слой и бумагу. Будьте аккуратны, не забывайте о технике безопасности. Приступайте к работе. (Комментарии по ходу выполнения работы, ответы на возникающие вопросы. Через 15 минут практической работы - физпауза.)Слайд 12. Ребята, давайте немного отдохнем и снимем напряжение с наших глаз с помощью упражнений. Слайд 13. Следите глазами за движением снежинок на экране. Слайд 14. Продолжаем работу. (По окончании оформление работ в паспарту.)
Рефлексия. Замечательные у нас получились рисунки, правда, ребята? У кого-то уже возникло желание продолжить заниматься граттажем? Может кто-то захотел научить знакомых ребят или родителей рисунку в технике граттаж?
(В заключение занятия коллективное обсуждение творческих работ детей. Выявление наиболее интересных работ. Выставление оценок.)