План-конспект урока по изобразительному искусству «Коми-пермяцкая набойка. Сетчатый орнамент»
План-конспект урока по изобразительному искусству «Коми-пермяцкая набойка. Сетчатый орнамент»
План-конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе «Коми-пермяцкая набойка.
Сетчатый орнамент». Учитель: Останина Татьяна Павловна, МОУ «Порошевская основная общеобразовательная школа» Косинский район.
Цели урока:
Воспитательная:
-воспитание толерантности и терпимости к культуре другого народа, чувства сопричастности и гордости за свой край;
Обучающая:
-познакомить с коми-пермяцкой набойкой как видом декорирования ткани и сетчатой схемой построения орнамента;
Развивающая:
-развитие навыков работы со штампиками, умение выполнять сетчатый по структуре орнамент.
Этап обучения: реализация модуля по национально-региональному компоненту.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Приёмы: чтение текста и выделение заданной информации в форме кластера, подготовка устного сообщения, анализ-сравнение, выполнение практической работы.
Технология: деятельностная.
Используемые формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и основные источники информации:
для учащихся: формат, силуэт сарафана, штампики, гуашь, салфетка, текст «Коллекция набойки…», кластер, карточки-задания (для девочек), карточки «орнаментальные мотивы», резак, киянка, штамп (печать);
для учителя: видеоролик, электр.презентация «Коми-пермяцкая набойка», термины «НАБОЙКА», «Сетчатый орнамент», «РИТМ», таблицы-схемы, муз.диск «В краю родном», ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
Задачи этапа
Содержание этапа (формы, приёмы, методы)
Оборудование
Примечание
Вводно-мотивационный- 3,5 мин.
Создание условий для успешной работы на уроке, мотивация учащихся к мыследеятельности, вызов познавательного интереса на основе видеосюжета.
Организация целеполагания.
Формирование регулятивных действий (выработка умения принимать и сохранять учебные задачи в течение урока).
Организация урока:
- Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Останина Т.П. Я приехала к вам из небольшого лесного уголка, который раньше назывался Коми-Пермяцким национальным округом, а теперь является частью нашего Пермского края. Живут на этой земле коми- пермяки - замечательный народ, трудолюбивый и гостеприимный. Его культура богата и уникальна.
Давайте вместе посмотрим видеосюжет - приветствие моих учениц. В нём кроется тема нашего сегодняшнего урока. Постарайтесь догадаться…
Просмотр видеосюжета (хоровод).
Целеполагание.
Беседа с учащимися:
Итак, ребята, опираясь на сюжет, выдвиньте предположения о теме сегодняшнего урока. Как вы думаете, с чем она будет связана? (ответы детей)
Объявление темы урока: «Коми-пермяцкая набойка» (слайд 2)
-На уроке нам с вами необходимо будет решить следующие задачи? (слайд 3)
Слайд 1
Видеосюжет
Слайд 2
Слайд 3
Поисковый- 13,5 - 15 мин.
Ознакомление с новым понятием «набойка» с опорой на личный опыт учащихся.
Формирование коммуникативных действий (выработка своего мнения, существование других точек зрения).
Развитие познавательных действий (осмысленно воспринимать информацию из разных источников, осуществлять поиск необх.информации по научному тексту, отражать полученную информация в форме опорной схемы, строить сообщения в устной форме).
Ознакомление с выразительными художественными средствами построения сетчатого орнамента.
Актуализация знаний.
Работа с понятием «набойка»(2 мин.)
Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание: среди представленных на карточке видов найти образец набивной ткани, аргументировать ответ.(№ 1, т.к. на этой ткани с одной её стороны набит (напечатан) рисунок)
Каким образом мог наноситься рисунок на ткани? (на рельефную форму нанести краску и отпечатать (набить) на ткани)
Вывод:НАБОЙКА – печатание вручную на ткани цветного узора при помощи рельефных форм.(слайд 4)
Работа с научным текстом (8 мин.)
- Набойка, как способ декоративного оформления ткани существовал на Руси уже в XII веке. На территории нашего края набивной промысел развивался с конца XVIII до начала XX веков и принадлежал к числу наиболее развитых. С развитием текстильной промышленности промысел ручной крестьянской набойки затух. И сегодня о культуре наших предков мы узнаём благодаря энтузиастам, которые собрали уникальные коллекции набивных досок и рисунков набивных тканей. Одним из них является Пётр Иванович Субботин-Пермяк (слайд 5). Коллекция Субботина-Пермяка хранится в Коми-Пермяцком краеведческом музее, носящем его имя.
Научный сотрудник этого музея опубликовал статью о коллекции набойки. Сейчас мы с вами исследуем данную статью, чтобы извлечь ценные сведения о коми-пермяцкой набойке. Для работы мы разделимся на 4 группы (разделение класса на группы): каждая группа будет знакомиться с текстом соответствующим цвету части кластера, в котором вы должны заполнить «белые» ( т.е. пустые) места и подготовить устное сообщение о своём разделе
I группа – подготовит нам материал о набивных досках;
II группа – расскажет, какие изделия украшались набойкой;
III группа – выявит, какие орнаментальные мотивы встречались в набоечных тканях;
IV группа – познакомит нас с цветовой гаммой набоек.
Поисковая самостоятельная работа детей
- Давайте послушаем подготовившихся и заполним оставшиеся части кластера. Сравните свой результат с готовым вариантом решения.(см.документ)
Сообщения детей. (слайды 6-9)
- Конечно, узоры отличаются друг от друга и по цветовому колориту и по ритмичному содержанию, но принцип построения общий. Давайте вместе выявим общую закономерность орнаментирования тканей. (слайд 10)
Подготовка к практической работе(5 мин.)
Фронтальная работа на интерактивной доске
Проведём через одинаковые элементы орнамента линии.
Вывод: в композиции построения узоров мы с вами отчётливо видим сетку (прямоугольную, диагональную). Такой вид орнамента называется СЕТЧАТЫМ (таблица-схема)
Теперь обведём все одинаковые элементы. Что мы видим? Повтор (чередование) одинаковых элементов. Такая закономерность называется РИТМОМ.
- С понятием РИТМ вы знакомы с уроков музыки, где ритм передан с помощью звуков. Давайте сейчас вместе попробуем создать ритм звуков.
Упражнение со звуками.
Ритм в ИЗО также важен как и в музыке.
РИТМ в орнаменте – это чередование элементов узора в определённой последовательности. (слайд 11)
Карточки-задания, штамп-печать
НАБОЙКА
Слайд 4
Текст «Коллекция набойки в собрании КПОКМ»
Слайд 5
Форма кластера
Слайды 6-9
Слайд 10
Сетчатый орнамент
Таблица-схема
РИТМ
Слайд 11
Практический- 10 мин.
Обучение общим приёмам выполнения практической работы.
Закрепление изученного материала через практическую работу.
Объяснение задания (1 мин.)
- Сейчас мы с вами выполним практическую работу – эскиз оформления ткани на основе сетчатого орнамента по примеру ручной набойки.
В качестве инструментов нам будут служить деревянные штампики. С их помощью можно создать любой орнаментальный мотив («ягодка», «цветок», «листик», «веточка» и т.д.) – смотрите карточку.
При общем принципе построения сетчатых узоров есть разные варианты расположения элементов:
элемент внутри ячейки сетки;
элемент на пересечении линий сетки;
комбинированное расположение элементов (см. схемы)
Практическая работа детей (9 мин.)
(звучит музыка)
Карточки «Орнаментальные мотивы»
Таблицы-схемы
Фоновая музыка
Рефлексивный- 1,5 - 3 мин.
Формирование личностных действий (способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности, осознание себя как гражданина России).
Воспитание чувства гордости за свой край и свою родину.
Коллективный просмотр работ «Наш хоровод»
- Ребята, посмотрите, какие замечательные работы у нас получились! Молодцы!
Вам понравилось выполнять набойку?
А с набойками какого народа Пермского края вы сегодня познакомились? (коми-пермяки).
А нужно ли вам знать культуру этого народа?
- Я надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам понять, что культура каждого народа неповторима, в то же время она является частью культуры не только нашего родного края, России, но и частью общенациональной культуры! И я лично горжусь, что принадлежу к той малой народности, которая имеет богатую, самобытную, уникальную культуру.
- Спасибо и вам за то, что вы сегодня внесли крупичку в созидание и восстановление истории наших предков.