Знакомство с древними образами (первообразами) в народном искусстве.
ЗАДАЧИ.
1. Помочь детям извлечь из своей ментальности и опыта первообразы, обогатить их опыт на основе приобщения к историческому и художественному опыту мифотворчества и искусства; познакомить с одним из основных первообразов в искусстве – Мировым Древом. Дать представление о том, что оно является центром мира, образом пространства, времени, стихий, человека, рода и поколений. Предоставить возможность в рисунке самостоятельно трансформировать схему архетипа в индивидуальный образ.
Просмотр содержимого документа
«план-конспект урока "Древо жизни" »
Конспект урока ИЗО в 5 классе по теме "Древо жизни" (Знакомство с древними образами (первообразами) в народном искусстве).
ТЕМА.
Мировое Древо (Древо Жизни)
ЦЕЛЬ.
Знакомство с древними образами (первообразами) в народном искусстве.
ЗАДАЧИ.
1. Помочь детям извлечь из своей ментальности и опыта первообразы, обогатить их опыт на основе приобщения к историческому и художественному опыту мифотворчества и искусства; познакомить с одним из основных первообразов в искусстве – Мировым Древом. Дать представление о том, что оно является центром мира, образом пространства, времени, стихий, человека, рода и поколений. Предоставить возможность в рисунке самостоятельно трансформировать схему архетипа в индивидуальный образ.
3. Воспитывать интерес к мифам и другим литературным произведениям, к искусству.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД.
1. А.С.Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб
зеленый»
2. А.С.Пушкин. Отрывок про ель из «Сказки о царе Салтане».
3. Народные загадки, пословицы, поговорки.
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ РЯД.
1. Репродукции Катрин И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «На севере диком».
2. Репродукция картины Юрия Селиверстова «Древо познания».
3. Репродукция картины Жозефины Уолт «Древо жизни».
4. Репродукция картины Николая Рериха «Древо преблагое, глазам утешение».
5. Иллюстрации растений, животных.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.
Альбомный лист, карандаши, фломастеры, пастель, краски (по желанию детей).
ПЛАН УРОКА.
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Вводная беседа. 3 мин.
3. Сообщение темы и цели урока. 7 мин.
4. Актуализация знаний. 4 мин.
Физкультминутка. 1 мин.
Минутка отдыха для глаз. 1 мин.
5. Творческая практическая работа. 25 ин.
6. Рефлексия. Подведение итогов урока. 3 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Вас снова рада видеть я.
Постарайтесь меня внимательно слушать, все запоминать
И полученные знания в своей работе применять.
А сейчас подумайте, пожалуйста, о чем-нибудь приятном, улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы во время урока у вас было хорошее настроение. Именно оно поможет вам в работе, а еще вера в свои силы, в свои возможности.
II. Вводная беседа.
Все мы привыкли к реальному окружающему миру, нам кажется, что мы почти все о нем знаем. И с каждым днем наука оставляет все меньше «белых пятен» для разгадывания тайн. Но так было не всегда. Давным-давно наши предки славяне не могли объяснить многие явления и тайны природы. А найти всему объяснения очень хотелось. Именно отсюда обилие у нашего народа сказок, былин, преданий.
Предлагаю вам послушать отрывки из знакомых вам произведений, отгадать их и назвать автора:
1.
А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки
Словно яблоки!
2.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
3.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
(Слайд №1)
(Учащиеся вспоминают из каких произведений эти отрывки, называют авторов.)
Постановка проблемы.
– Как вы думаете, что объединяет эти три отрывка и почему наш урок я начала именно с них?
III. Сообщение темы и цели урока.
(Слайд № 2) Сегодня на уроке мы начнем знакомство с древними образами в народном искусстве (первообразами). И начнем мы его, как вы уже догадались, со знакомства с Мировым древом. Именно о нем говорится в услышанных вами отрывках.
(Слайд № 3) В произведениях народного искусства часто встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это и есть Мировое древо или Древо жизни. А еще его могут называть Древо познания, Древо центра, Древо плодородия, небесное или космическое Древо.
В древнерусской языческой мифологии Мировое древо придавало форму мировому пространству – это мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом. По преданиям, дерево это растет из «пуповины морской», стоит на о. Буяне посреди океана на Алатырь-камне. Крона его достигает небес, корни — преисподней. Чаще всего это «булатный дуб», но может быть и береза, яблоня, явор. В древнерусских апокрифах в виде дерева с золотыми ветвями, месяцем у вершины, нивой у корней изображается идеальное государство, где месяц — царь, нива — православное крестьянство.
Мировое древо в народных представлениях было символом растительных сил земли, вечно живой процветающей природы. В кроне Древа жизни свивает гнездо соловей, в стволе — пчелы, приносящие мед, у корней — горностай, символизирующий родительскую любовь. Ветви дерева — терем, где происходит пир, и по кругу идет чаша с напитком бессмертия.
(Слайд № 4) Таким образом, по вертикали Древо связывает три основные пространственные зоны: небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни). По этим зонам распределяется весь животный мир. Наверху – птицы (орел, сокол, ворон, петух, феникс, жар-птица), в середине копытные жертвенные животные (олени, коровы, лошади, антилопы), пчелы (символ человеческого рода), белка (посредница, снующая вверх и вниз), внизу – пресмыкающие и земноводные (змеи, лягушки, мыши, бобры, рыбы, чудовища) и животные хищные и «ночные» (львы, леопарды, кошки, медведь, спящий в корнях дерева или пещере). По ярусам ветвей, как по ступеням, можно подниматься или спускаться, из-за чего Древо уподобляется лестнице в небо.
Понятие Древа жизни было одним из основных в народных ритуалах, прежде всего на свадьбе и строительстве дома.
А теперь отгадайте, пожалуйста, загадку: «Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд, на каждом гнезде четыре синицы, у каждой синицы по четырнадцать яиц: семь беленьких да семь черненьких». (Ответы детей.)
(Анимация по щелчку.) Таким образом, с помощью Мирового древа описываются все мыслимые временные закономерности: деление года на сезоны, месяцы, недели, дни и ночи, то есть оно является образом времени.
С Мировым древом соотносятся и три первоэлемента мира: ветви – огонь, ствол – земля, корни – вода. Отсюда на ветвях дерева часто изображают солнце, звезды, луну, огни, шары или плоды, символы небесных светил, на стволе и рядом с ним – изображения животных, в корнях – земноводные, рыбы. (Анимация по щелчку.) То есть, это образ стихий.
Трем частям Мирового древа соответствуют три части человеческого тела: голова – крона, туловище – ствол, ноги – корни. Примером может служить еще одна загадка: «Ася разлеглася, кабы встала – небо достала, кабы руки – ворота связала, кабы ноги – коня догнала, кабы глаза – увидала, кабы язык – рассказала». Здесь соединились три мифологических образа: дерево, дорога и человек. Да и нашу родословную мы неслучайно называем Семейным древом, ведь Мировое древо – это еще и образ рода, поколений. (Анимация по щелчку.) Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
IV. Актуализация знаний
Ребята, подскажите мне, пожалуйста, где использовался образ Мирового древа, Древа жизни?
(Ответы детей)
В русских народных сказках, загадках, песнях нам встречаются яблони с золотыми листьями и плодами, дающими молодость; чудесная золотая сосна, на которой сидят райские птицы; дуб до самого неба.
(Слайд № 5) В русских народных промыслах: хохломская роспись, городецкая роспись, вышивка, резьба по дереву.
Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить дерево при рождении ребенка, украшать березки на Троицу, березовое полено у порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки.
Русские народные пословицы и поговорки, связанные с деревом:
– «Кто срубит дерево, того проклянут дети, кто посадит дерево – того похвалят внуки».
– «Дерево от плодов, а человек от дел познается».
Физкультминутка. (Слайд № 6)
Русские художники часто изображают могучие деревья на своих полотнах как неотъемлемую часть русской природы. (Слайд № 7) Посмотрите на репродукции картин И.И.Шишкина: «Корабельная роща» - пример могучей силы леса, стоящего «стеной», как в сказке; (Анимация по щелчку.) «На севере диком…» - это гимн стойкости, жизнелюбию; (Анимация по щелчку.) «Рожь» - здесь сосны играют роль опор мира.
(Слайд № 7) На этой репродукции вы видите, как представлял себе Древо жизни Николай Рерих.
(Анимация по щелчку.) Образ Древа жизни, дошедший до нас из глубины веков, вдохновляет и современных художников – вот так художник-график Юрий Селиверстов представил себе Древо познания.
(Анимация по щелчку.) А вот представления современной художницы Жозефины Уолт.
Минутка отдыха для глаз.
(Слайд № 8) Сегодня мы тоже объединим наши знания о преданиях славян, наши умения рисовать и нашу фантазию для создания творческих работ, которые мы назовем «Мировое древо». Работать сегодня мы будем по группам: 1 группа нарисует Дерево-мир; 2 группа – Дерево-время; 3 группа – Дерево-стихию; 4 группа – Дерево-человека. Художественные материалы выберете по своему усмотрению. Не торопитесь, для нас важно качество работы. Не забудьте о композиционном построении рисунка. Правильно изобразить животных вам помогут иллюстрации и таблицы, а все остальное – ваша фантазия. Удачи!
V. Творческая практическая работа.
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.
- Вам нравиться? Что именно? Какой образ передали эти ребята? Как не может быть двух совершенно одинаковых людей, так и рисунков одинаковых тоже нет. Все они разные и по-своему интересные.
- С каким основным первообразом в народном искусстве мы сегодня познакомились? Какими образами является Мировое древо? Что еще нового сегодня узнали на уроке? Что особенно понравилось?