План-конспект открытого урока по предмету «Композиция» в 1 классе. Тема: «Выразительные средства композиции».
План-конспект открытого урока по предмету «Композиция» в 1 классе. Тема: «Выразительные средства композиции».
Цель: формирование ассоциативного мышления через применение в работе выразительных средств композиции, через умение фантазировать и выражать эмоции в словесной форме.
Задачи:
1. Предметно-информационная составляющая.
-познакомиться с новым понятием - «ассоциация»;
-повторить выразительные средства композиции, применяемые для передачи определенных образов.
2. Деятельно-коммуникативная составляющая.
-учиться находить определенные образы в хаотичности линий, дополняя их цветом;
-учиться анализировать свою работу, представляя ее зрителю.
3. Личностно-ориентационная составляющая.
-воспитывать усидчивость, интерес к сложному предмету, аккуратность в работе.
Практическое задание: найти определенные образы среди проведенной хаотичной кривой линии, дополнить их, ввести цвет, составить небольшой рассказ о своей работе.
Тип урока: комбинированный.
Преобладающий метод: словесный, наглядный, практический.
Оборудование для преподавателя: таблица «Выразительные средства композиции», таблицы с изображением различных линий, тоновых и цветовых пятен, таблица с понятием «Ассоциация», план описания композиции, лист бумаги формата А-3, простой карандаш, маркер черный.
Оборудование для обучающихся: мольберт, лист бумаги формата
А-3, простой карандаш, маркер черный, акварельные краски, кисти, палитра, банка с водой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по предмету «Композиция» в 1 классе. Тема: «Выразительные средства композиции». »
План-конспект открытого урока по предмету «Композиция» в 1 классе.
Тема: «Выразительные средства композиции».
Преподаватель: Сафонова Александра Фёдоровна.
Дата: 16.10.2015 г.
Цель: формирование ассоциативного мышления через применение в работе выразительных средств композиции, через умение фантазировать и выражать эмоции в словесной форме.
Задачи:
1. Предметно-информационная составляющая.
-познакомиться с новым понятием - «ассоциация»;
-повторить выразительные средства композиции, применяемые для передачи определенных образов.
2. Деятельно-коммуникативная составляющая.
-учиться находить определенные образы в хаотичности линий, дополняя их цветом;
-учиться анализировать свою работу, представляя ее зрителю.
3. Личностно-ориентационная составляющая.
-воспитывать усидчивость, интерес к сложному предмету, аккуратность в работе.
Практическое задание: найти определенные образы среди проведенной хаотичной кривой линии, дополнить их, ввести цвет, составить небольшой рассказ о своей работе.
Оборудование для преподавателя: таблица «Выразительные средства композиции», таблицы с изображением различных линий, тоновых и цветовых пятен, таблица с понятием «Ассоциация», план описания композиции, лист бумаги формата А-3, простой карандаш, маркер черный.
Оборудование для обучающихся: мольберт, лист бумаги формата
А-3, простой карандаш, маркер черный, акварельные краски, кисти, палитра, банка с водой.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Постановка темы, целей и задач урока.
Педагог:
Тема нашего урока: «Выразительные средства композиции». Сегодня мы будем знакомиться с новым понятием - «ассоциация», повторим выразительные средства композиции, найдем определенные образы в своих работах, дадим название своей композиции и представим ее друг другу.
3. Мотивация.
Педагог:
-Как вы думаете, ребята, что такое выразительность, где в жизни мы можем сталкиваться с этим понятием?
Обучающиеся:
- Можно говорить о выразительности чтения, о выразительности игры на музыкальном инструменте, о выразительности глаз человека.
Педагог:
-Совершенно верно, понятия «выразительность» и «выразительно» достаточно часто встречаются в нашей жизни. А когда мы говорим о выразительности картины или выразительности композиции, это означает, что произведение искусства оказывает на нас сильное впечатление, вызывает различные чувства, воспоминания.
4.Анализ материала, изученного на прошлых занятиях, знакомство с новыми понятиями, выполнение ассоциативной композиции и краткое ее описание.
Педагог:
- Давайте вспомним, какие основные выразительные средства композиции нам знакомы?
Обучающиеся:
-Основными выразительными средствами композиции являются - линия, пятно, цвет.
Педагог:
- Напомните, что такое линия?
Обучающиеся:
- Линия - это след от карандаша, маркера, мелка, кисти.
Педагог:
-Правильно, а что такое пятно?
Обучающиеся:
-Множество линий, находящихся рядом составляют пятно и образуют тон.
Педагог:
-Вы правы, и в этом случае мы говорим о тоновом пятне. А что же такое цвет?
Обучающиеся:
-Цвет – это один из признаков окружающих нас предметов, осознанное зрительное ощущение.
Педагог:
-Да, можно создать картину, используя только линию и тон, но несомненно, что цвет и цветовое пятно будут являться весомым дополнением к художественному произведению. Итак, линия, пятно и цвет являются выразительными средствами композиции. Скажите, сталкивались ли вы в своей жизни с таким понятием как «Ассоциация»?
Давайте его изучим. Различные слова и понятия вызывают у нас различные ассоциации, например, что вы себе представляете, когда произносят слово космос?
-Итак, мы выяснили, что одни и те же слова могут вызывать самые различные ассоциации, но есть такие слова, которые у всех людей вызывают одни и те же ассоциации – мама, солнце.
Ассоциация (с лат. association – соединение, взаимосвязь).
Ассоциация — связь, между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.
- Скажите, пожалуйста, а могут ли вызывать какие-либо ассоциации выразительные средства композиции – линия, пятно, цвет?
Обучающиеся:
-Да, и линия, и пятно, и цвет могут вызывать различные ассоциации.
Педагог:
- Выясним с чем это связано. Каждая линия имеет свой характер, и зависит это от ее изображения. (Педагог рисует изображение линий на листе маркером).
Прямая линия – бывает ровная, жесткая, проведенная по линейке. Какие ассоциации она может вызвать?
-Молодцы, провожу другую, не совсем ровную линию, какие ассоциации она у вас вызывает?
Обучающиеся:
-Эта линия живая, ассоциируется с мягкостью, неуверенностью, спокойствием…
Педагог:
- Хорошо, зигзагообразная линия, какие ассоциации она вызывает?
Обучающиеся:
- Напряженность, тревожность, агрессивность…
Педагог:
-Волнистая линия, какие ассоциации она вызывает?
Обучающиеся:
- Нежность, женственность, умиротворение…
Педагог:
-Спиралеобразная линия, какие ассоциации она вызывает?
Обучающиеся:
- Пружина,
Педагог:
- Рассмотрим, какие ассоциации может вызывать тоновое пятно. Если оно будет насыщенным?
Обучающиеся:
-Ночь, грязь, грозовая туча, тайна…
Педагог:
- А если тоновое пятно будет менее насыщенным, светло-серым?
Обучающиеся:
- Туман, дым, скука…
Педагог:
-- Рассмотрим, какие ассоциации может вызывать цветовое пятно. Если оно будет теплым, ярким?
Обучающиеся:
- Осень, солнце, праздник…
Педагог:
-- Рассмотрим, какие ассоциации может вызывать цветовое пятно. Если оно будет теплым, спокойным?
Обучающиеся:
-Весна…
Педагог:
-- Рассмотрим, какие ассоциации может вызывать цветовое пятно. Если оно будет холодным, ярким?
Обучающиеся:
-Море…
Педагог:
-- Рассмотрим, какие ассоциации может вызывать цветовое пятно. Если оно будет холодным, спокойным?
Обучающиеся:
-Снег, зима…
Педагог:
- Молодцы, мы с вами выяснили, что выразительные средства композиции – линия, пятно, цвет – могут вызывать самые различные ассоциации. Скажите ребята, для чего же нам в рисовании нужно понятие «Ассоциация»?
Обучающиеся:
-С помощью ассоциации мы сможем в своих работах передать свои чувства, эмоции, переживания и донести их до зрителя.
Педагог:
-Совершенно верно, если мы хотим изобразить осенний пейзаж, то для передачи образа будем использовать соответствующие этому времени года цвета, если мы хотим изобразить ветер, то будем использовать соответствующее направление линий, если мы хотим изобразить ночь, то соответствующее тоновое пятно. Следовательно, с помощью выразительных средств композиции и ассоциаций мы можем добиться, большей характерности изображаемых предметов и явлений.
Сегодня вам необходимо выполнить композицию следующим образом (педагог демонстрирует последовательность действий):
-Берем карандаш и, не отрывая его от листа бумаги, начинаем рисовать хаотичную линию, карандаш свободно бегает по бумаге, пересекающиеся линии образуют некие формы. Что у нас получилось? – Ничего, хаотичное изображение, не имеющее никакого смыслового рисунка. Далее, снимаем лист с мольберта и, поворачивая его в разные стороны, начинаем искать определенный образ. После того, как нашли, дополняем его необходимыми линиями и обводим маркером. В композицию вводим цвет, в зависимости от того, каким характером или каким настроением (грустный, веселый и так далее) мы хотим наделить образ. Даем нашей работе название, представляем ее друг другу, кратко описывая изображенное на листе по примерному плану:
-название работы;
-какой образ получился;
-какие цвета использовал для выразительности;
-где можно применить данную композицию.
-Есть ли у вас вопросы? Кому что-нибудь не понятно?
-Садимся за мольберты. Спину держим ровно, правильно. Проверяем все ли готово к уроку, что вам необходимо для урока?
Обучающиеся: (перечисляют необходимые принадлежности).
Самостоятельная работа обучающихся. Во время практической самостоятельной работы обучающихся, педагог работает индивидуально с каждым, а также делает общие замечания для группы.
После выполнения задания каждый обучающийся представляет свою композицию.
5. Просмотр, анализ и оценка работ обучающихся.
Работы на мольбертах выставляются полукругом.
Педагог:
-Очень красивые работы у вас ребята получились! Скажите, а какая работа вам понравилась больше всех?
Обучающиеся:
-Работа Саши (условно).
Педагог:
- А почему она вам нравится?
Обучающиеся:
-Потому, что получился выразительный образ.
- Потому, что использовались яркие цвета.
Педагог:
-Саша, представь, пожалуйста, нам свою работу и опиши ее по плану.
Саша:
- Моя работа называется «Дружок». Здесь изображена собачка, образ которой я увидела среди хаотичных линий. Дружка я изобразила в спокойных оттенках рыжевато-коричневого цвета, чтобы он получился добродушным, застенчивым песиком. Так как Дружок вышел на прогулку летним утром, для фона были использованы оттенки зеленого цвета. Считаю, что работа мне удалась и может быть использована как эскиз на шкафчик в детском саду.
Педагог:
-Скажите, ребята, есть ли у вас вопросы к Саше?
Обучающиеся: вопросы.
Педагог:
- Саша, мне очень понравилась и твоя работа, и то, как ты ее представила. Ты смогла найти очень добрый, нежный образ и подчеркнула его плавными линиями, красивыми сочетаниями цветов, а так же хорошо объяснила зрителю свою идею.
Учащиеся по очереди представляют свои работы.
6. Подведение итога урока.
Педагог:
-Скажите, пожалуйста, ребята, что сегодня было самым сложным в работе?
Обучающиеся: рассказывают о трудностях в работе.
Педагог:
-В целом сегодня все с заданием справились, молодцы. Домашнее задание:
Тем, кто не дорисовал - закончить композицию и составить небольшой рассказ о работе по плану. Тем, кто дорисовал, но не успел представить свою работу - составить небольшой рассказ о работе по плану. Тем, кто все сделал - по желанию, могут поработать над еще одной подобной композицией. Мы продолжим нашу с вами работу на следующем уроке. Всем спасибо.