Н.Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка»
С.Б.Дроздова «Изобразительное искусство» 2 класс.
Иллюстрации сказочных героев:
Дед и баба
Лиса Патрикеевна
Кот в сапогах
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Петушок Золотой гребешок
Змей Горыныч
Таблицы:
1.Цветовой круг
2. Пластический способ лепки
3.Конструктивный способ лепки
4.Последовательность лепки сказочной лисицы
5.Лиса Патрикеевна
для учащихся:
Цветной пластилин, тряпочка, пластиковая доска
Инструменты: стеки разной формы
План:
Организационный момент.
Подготовка класса к уроку
2.Вводная часть урока.
а) Сообщение темы и задач урока
б) Введение в тему
Стихотворение В. Шипуновой «Бабушкины сказки»
в) Беседа о сказках
3. Практическая часть урока.
а) Сообщение цели практического задания через загадку
б) Объяснение и выполнение практического задания.
4. Подведение итогов урока.
а) Экспресс – выставка. Просмотр и анализ работ через придуманные рассказы учащихся.
б) Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Сообщение домашнего задания через загадку.
Ход урока
1.Организационный момент.
Подготовка класса к уроку
2.Вводная часть урока.
а) Сообщение темы и задач урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы на уроке лепки будем говорить о сказках,
Войдём в сказочную страну добра и красоты, где добро всегда торжествует;
узнаем, какие встречаются симпатичные герои, будем сопереживать к происходящим в сказке событиям и, конечно, обязательно будем творить чудеса.
б) Введение в тему.
А теперь послушаем стихотворение В. Шипуновой «Бабушкины сказки»
Вечерами бабушка
Сказки напевала,
Слово за словечко
Кружевом вязала:
Про неведомы дорожки
И избу на курьей ножке,
Про весёлых поросят
И доверчивых козлят,
Про печальную русалку
И солдатскую смекалку,
Про горюху-Несмеяну
И гостей царя Салтана…
Бабушкины сказки
Реченькой журчат
И живой водицей
Льются на внучат…
в) Беседа о сказках.
Сказка – это особый мир фантазии и реальности. Уходя корнями в глубокую древность, сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаённые чувства, мечты и чаяния.
Сказка – это всегда интересный сюжет, в котором даже пластилиновые герои как - то связаны друг другом: по смыслу (дедка с бабкой, конь с богатырём, мышка с репкой или золотым яичком, по общему предмету или атрибуту( герои сказок «Теремок», «Репка», «Рукавичка» ), по размещению в пространстве; по динамике (держатся за руки, смотрят друг на друга, водят хоровод или делят сыр) Фигурки из пластилина легко изменить – посадить на коня или на пенёк, согнуть руки или ноги, даже сделать их выше или стройнее. Вылепленные фигурки похожи на куколки, поэтому с ними можно играть, разговаривать, сочинять и показывать сказки.
Сказки можно слушать, читать, пересказывать, смотреть в театре, рисовать…
А ещё сказки можно лепить и с вылепленными персонажами играть, сочинять сказки и показывать спектакли. Даже на столе или в коробке из-под конфет.
Задумаем сказку и слепим сказочных героев. Или, наоборот,- сначала слепим
сказочных героев и потом сочиним с ними свою сказку.
Ребята, скажите, в разных сказках часто какие персонажи встречаются? (Ответы детей)
Да, В разных сказках часто встречаются одни и те же персонажи – бабка с дедкой, Лиса Патрикеевна кот Тимофеевич, сестрица Алёнушка и братец Иванушка, петушок Золотой гребешок и даже Змей Горыныч. (Показ иллюстраций сказочных героев)
3. Практическая часть урока.
а) Сообщение цели практического задания через загадку
Ребята! А вы любите русские народные сказки? Любите ли вы лепить?
(Ответы детей)
Итак, начинается самая любимая рубрика нашего урока, - это практическое задание. А кого будем лепить, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её … (лиса, Лиса Патрикеевна)
б) Объяснение и выполнение практического задания.
Лепить героев бабушкиных сказок совсем не трудно. Часто туловище лепим как яйцо или колбаску, голову – как яблоко или грушу.
Ребята, скажите, какие способы лепки вы знаете? (Ответы детей)
Да, нам знаком пластический способ лепки – это лепка из целого куска. Сегодня мы ознакомимся другим способом – это конструктивный способ, когда предмет лепится из отдельных частей. (Показ таблиц)
(Последовательное объяснение лепки лисицы с предварительным показом таблицы)
Всем понятно, ребята? На уроках лепки мы всегда превращаемся в волшебников и начинаем творить чудеса из пластилина, в этом нам помогут наши удивительные пальчики, но в то же время правильно используем инструменты. Чтобы Лиса Патрикеевна получилась нарядной и звучной, надо уметь выбрать цвет пластилина и мы обращаемся за помощью волшебному цветовому кругу (Показ таблицы)
Лепим смело и уверенно – всё у нас обязательно получится! Все детали соединяем вместе аккуратно, но прочно – примазываем, сглаживаем «швы», рассматриваем вылепленную фигурку со всех сторон.
(Пока лепим, сочиняем рассказ или свою сказку)
4. Подведение итогов урока.
а) Экспресс – выставка. Просмотр и анализ работ через придуманные рассказы учащихся
А теперь, ребята, вам домашнее задание. Что же интересное предстоит лепить, вы узнаете, отгадывая загадки.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
С водой не знается (Кошка)
Что за коняшки?
На всех тельняшки (Зебра)
Значит, лепить надо одну фигурку на выбор.
На этом наша сказка заканчивается, а вы, ребята, свой отдых можете превратить в игру: поиграйте, разговаривайте, водите хоровод лисиц! Фантазируйте! Пусть вами вылепленные герои живут в загадочном пластилиновом мире.