~~Цели урока:
• знакомство учащихся с архитектурой, как видом изобразительного искусства;
• знакомство с архитектурными памятниками родного посёлка;
• освоение техники «мазком» и «штрихом»
Оборудование:
• для учителя: мультимедиапроектор, презентация «Памятники архитектуры Борисовки», поэтапная разработка композиции, детские рисунки выставочного фонда;
• для учеников: альбом, карандаш, акварельные краски, резинка, палитра
Зрительный ряд: музыкальное сопровождение, презентация, пленэрные пейзажи учащихся исторических мест Борисовки
План урока:
1. Организация класса, проверка готовности к уроку
2. Работа по теме урока:
Учитель: Архитектура и зодчество – один из главных видов искусства. Это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. Каждое из сооружений имеет определенное назначение: для жизни или труда, отдыха или учебы, торговли или транспорта, и наконец – духовную среду.
Все они прочны и удобны, необходимы людям – это их обязательные свойства. Но есть у архитектурных сооружений и зданий и другие важные свойства – красота и способность вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно эти качества и делают архитектуру искусством. Различают три вида архитектуры: 1. архитектура объемных сооружений: школы, театры, стадионы, физкультурно-оздоровительные комплексы; 2. ландшафтная архитектура, связанная с организацией садово-паркового пространства: скверы, бульвары, парки с «малой» архитектурой – беседки, мостики, фонтаны; 3. градостроительство, оно охватывает создание новых городов и поселков, реконструкцию старых районов.
Формы современной архитектуры очень разнообразны. Мы каждый день видим рядом совершенно разные здания: строгий параллелепипед здания нашей школы, здание ФОКА в виде сплошной бетонной стали, здание рынка – угловатая конструкция коробки и гигантская крыша. Это разнообразие форм стало возможно благодаря современному уровню техники, появлению новых конструкций, проникновению в тайны строительных материалов. Творческий поиск наиболее интересной пространственной композиции с пейзажем составляет сущность темы сегодняшнего урока: «Пейзажная архитектура Борисовки».
Первый этап: построение архитектурного здания по двум точкам схода, использование свойств линейной и воздушной перспективы.
Построение пейзажа: линия горизонта, задний план, Борисовские холмы, лес.
Построение переднего плана по впечатления учащихся полученных на пленэрных занятиях.
Создание определенного колорита – передача настроения через цвет, освоение техники «заливка», плоскости неба и плоскости земли. Цветовое решение здания. Воздушная перспектива пространства цветом. Проработка переднего плана.
3. Просмотр презентации «Архитектурные памятники Борисовки»
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в историческое путешествие по памятникам архитектуры нашего родного поселка Борисовка. А путеводителем нам послужит эта презентация.
Учитель: Перед вами единственное сохранившееся до наших дней здание Богородицко-Тихвинского женского монастыря. Этот монастырь был основан в 1709 году графом Борисом Петровичем Шереметевым. В знак огромной благодарности Пресвятой Богородице за покровительство русскому воину в Полтавской битве и за чудесное спасение жизни самого графа. Согласно преданию сам Петр 1 выбрал место для будущей обители (слайд 1).
Учитель: Из 6 храмов имевшихся в Борисовке сохранился только Михаило-Архангельский. Имеются данные о том, что началось строительство этого храма еще в 1698 году. Строительство каменного храма завершилось в 1811 году. Освещение его в честь Архистрагита Михаила, возможно связано с именем первого владельца Борисовки белгородского полковника Михаила Яковлевича Кобелева (слайд 2).
Учитель: А это бывшая Борисовская Успенская школа. Она была организована в 1877 году. Нам это здание известно, как бывшая типография (слайд 3).
Учитель: Перед вами бывшее высшее начальное женское училище. Сейчас, как вы знаете, это здание принадлежит Борисовской средней школе №1, там расположены начальные классы (слайд 4).
Учитель: Вы видите здание бывшего двухклассного училища, которое строили в 1881 году на средства крестьян Борисовской волости. До 1941 года оно использовалось Борисовской средней школой №1, после войны некоторое время в нем размещался детский дом, а потом его занимал детский сад. Сейчас здание выкупил спортивный клуб «Белогорье»(слайд5).
Учитель: А это бывшее здание школы ремесленных учеников, которое отстроили к 1902 году. Ныне в нем размещается районная библиотека слайд 6).
Учитель: Перед вами здание земской больницы. В 1899 году было принято решение о строительстве в Борисовке земской больницы. Постройка ее велась в первые годы ХХ столетия. Этот комплекс зданий старой районной больницы сохранился до наших дней (слайд 7).
Учитель: Теперь вы видите дом, в котором проживал артист и писатель Павел Яковлевич Барвинский (1862-1908 гг.). Настоящая его фамилия Израильтянко. В свое время был известен, как прекрасный актер, режиссер, писатель и прогрессивный общественный деятель (слайд 8).
Учитель: А этот дом был построен незадолго перед 1917 годом, построил здание купец Давыденко. Нам оно известно, как бывший Детский дом (слайд 9).
Учитель: Этот дом принадлежал торговцу Пономаренко. До недавнего времени в здании располагалась санитарно-эпидемиологическая станция (слайд 10).
Учитель: Перед вами дом, в котором жил и работал геоботаник, академик, лесовед Владимир Николаевич Сукачев. Благодаря его приезду в Борисовку в 1934 году особо охраняемая природная территория заповедника «Лес на Ворскле» не была ликвидирована из-за юридической несправедливости (слайд 11).
Учитель: А это был дом жилой доходный с магазином (слайд 12).
Учитель: Вы видите дом, в котором находилась первая комсомольская ячейка. Сейчас это здание принадлежит Борисовскому музею (слайд 13).
Учитель: Более подробно с памятниками архитектуры поселка Борисовка вы можете ознакомиться , прочитав эти книги (слайд 14).
Вопросы учащимся:
Какие три вида архитектуры вы знаете?
Приведите примеры профессий связанных со строительством?
Угадайте страну по упоминанию ее архитектурной достопримечательности (Пирамиды – Египет, Акрополь – Афины, Греция; Колизей – Рим, Италия; Эйфелева башня – Париж, Франция; Кремль – Москва, Россия)
4. Экспресс-выставка лучших работ учащихся
5. Барометр настроения, выявление впечатления от пройденного урока
6. Уборка рабочих мест. Окончание урока