Просмотр содержимого документа
««Пейзаж «Зимнее утро» в бело-розовых тонах»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПАЛИТРА»
ТЕМА:«Пейзаж «Зимнее утро» в бело-розовых тонах».
Разработала:
педагог доп. образования-
Окопная Е.В.
Тимашевск, 2017г.
ТЕМА. «Пейзаж «Зимнее утро» в бело-розовых тонах».
Цель: расширение знаний учащихся о жанре пейзажа, установление последовательности выполнения рисунка.
Задачи:
Образовательные задачи:
- активизировать познавательный интерес к искусству и природе;
-научить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы;
- научить смешиванию красок для получения разнообразных оттенков бело-розовых тонов;
-формировать умения самостоятельно находить решение художественных задач.
Развивающие задачи:
- развивать память, внимание и кругозор учащихся;
- развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;
- развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;
Воспитательные задачи:
- способствовать эстетическому восприятию учебного материала;
- формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение -замечать ее удивительные особенности;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Типзанятия: комбинированное занятие.
Форма занятия: практическое занятие с элементамипрезентации.
-аудиозаписи с музыкальными произведениями (П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев», Антонио Вивальди «Зима», Георгий Свиридов «Тройка. Метель»)
- репродукции картин художников на тему зимы;
Для детей:
-альбом для рисования;
-простой карандаш;
-белая гуашь;
-кисти;
-баночка с водой;
-ластик;
-палитра.
План занятия:
1. Организационный момент:
- проверка присутствующих;
- проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Сообщение темы и целей занятия:
-«Вокруг, куда ни глянь, бело»;
- просмотр мультимедийной презенации;
- что такое пейзаж и кто такие пейзажисты.
3. Основная часть:
- гимнастика для глаз;
- этапы работы по изображению пейзажа;
- повторение правил при изображении природы;
- самостоятельная работа.
4. Подведение итогов занятия:
-выставка и анализ работ учащихся;
-домашнее задание;
-рефлексия.
5. Организационное завершение занятия.
- уборка рабочих мест.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Давайте поприветствуем друг друга, возьмемся за руки и громко скажем: «Добрый день!» (Создание чувства группового единства).
- Учащиеся всегда должны быть готовы к занятию, как вы сейчас. Я не ошиблась, все приготовились к занятию изобразительного творчества? Итак, пора начинать.
2. Сообщение темы и целей занятия.
(Звучит музыка Георгия Свиридова «Метель», педагог на фоне музыки читает стихотворение):
Вокруг, куда ни глянь, бело,
Зима на землю опустилась,
Всё в мире пухом мягким замело
И в снежном вальсе закружилось.
Зима с любовью приодела
Деревья в хрупкий свой наряд.
Остановилась, огляделась –
Хрустальным серебром парят.
- Вы догадались, о чем пойдет сегодня речь?
Д. (О зиме, о изображении зимней природы). (Слайд№1,2,3)
- Верно. А теперь попробуем вспомнить зимнее утро. Представьте, что вы оказались утром на опушке зимнего леса и назовите тот образ, который вы увидели. (Ответы детей).
- Соедините свой образ со звуками зимнего леса, что вы услышали? (Ответы детей).
- Соедините увиденный образ и услышанный звук с чувством, которое вы испытываете.
Д. (Ответы детей).
- Молодцы, что было труднее: увидеть, услышать или почувствовать?
Д.(Почувствовать!)
- Ребята, я хочу вам показать красоту зимнего раннего утра.
Просмотр мультимедийной презентации.
- Серебристо-белым пушистым ковром снег устилает землю, осыпает ветки деревьев. Бело-серое небо почти сливается с землёй. И вокруг всё сказочное.
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится.
И на землю тихо,
Падает, ложится.
- Прислушайтесь, какая тишина в зимнем утре. Редко можно услышать какой-нибудь звук или пение птиц.
- Скажите, какое вы испытываете ощущение?
Д.(Ощущение завороженности, сна.)
-Почему вы так думаете?
Д.(Потому, что зимой природа спит.)
- Правильно. Посмотрите, какие красивые деревья, завороженные тишиной, окутаны снегом, переливаются разноцветными красками в лучах зимнего солнца. Нужно уметь видеть эту красоту природы.
Что такое пейзаж и кто такие пейзажисты.
- Скажите, ребята, как сохранить такую красоту и любоваться ей долгое время?
Д.(Можно нарисовать, чтобы запечатлеть её в картинах).
- Совершенно верно. И поэтому художники не могут остаться равнодушными к такой красоте: к зимним уголкам природы. Вот и тема сегодняшнего занятия – «Пейзаж «Зимнее утро» в бело-розовых тонах». (Слайд№ 1). Давайте вспомним, что такое пейзаж?
Д. (Это вид какой-нибудь местности, рисунок, картина, изображающая природу).
- Как называют художника, который рисует природу? (Пейзажист).
- Посмотрите на репродукции картин художников И. И. Шишкина «Зима». (Слайды№ 2) Картина И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» и «Зимнее утро» (Слайды№ 3). Скажите, приходилось ли вам любоваться таким видом? Что вы чувствуете, глядя на эти пейзажи? (Ответы детей).
- Да, верно, природа заколдована, как будто «спит под колыбельную матушки-зимы». И снова хочется сказать стихами:
Всю ночь кругом метель шумела
И только смолкла пред зарёю,
По утру лес стоит весь белый
Окутан пышной пеленою.
3. Основная часть.
Гимнастика для глаз.
-Мы много интересного с вами посмотрели, а сейчас выполним гимнастику для глаз. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Глазки вправо, глазки влево
И по кругу проведём,
Быстро, быстро поморгаем
И немножечко потрём.
Посмотри на кончик носа
И в межбровье посмотри,
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем,
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились,
На места отправились!
- Молодцы! Сегодня мы будет пейзажистами и в работах изобразим красоту зимнего утра.
– Как вы думаете какие цвета преобладают в зимнем времени года? (Ответы детей).
– Правильно: белые, серые, лазурные и т.д. Сказочная и величественная зима во все времена вдохновляла поэтов и художников. Русские художники очень любили и любят рисовать зимнюю сказку, хранящую в себе множество тайн и загадок. Как вы думаете какого цвета снег? (Ответы детей). Правильно, он разноцветный.Невольно приходят на память стихи поэта Владимира Зайченко:
А какого цвета снег? Для кого-то он искристый, В переливах серебристый. Для иных – снег голубой
Или с нежной белизной,
То от солнца желтоватый, Теплой краскою богатый. Что за чудеса на свете? Столько краски в белом цвете Даже серым снег бывает По весне, когда он тает. В гамме снежного “портрета” – Все почти что краски цвета!
Этапы работы по изображению пейзажа.
– Давайте рассмотрим с вами поэтапное изображение набросков пейзажа (просматриваются слайды № 4,5,6, фоном звучит аудиозапись П.И. Чайковского “Времена года – декабрь).
–Итак, рисуя пейзаж, делаем разметку (небо-земля) линия горизонта - это линия, которая зрительно соприкасается с землей и льдом, т.е. разделяет друг от друга.В зависимости от линии горизонта будут располагаться и наши предметы. Чем предмет ближе к линии горизонта, тем он меньше для наших глаз. И наоборот, чем ближе предмет к нам, тем больше его размеры. Отдаленные детали пейзажа кажутся расплывчатыми и нечеткими, а контуры ближних предметов смотрятся более ярко, сами же предметы – объемными и многоцветными.
Повторение правил при изображении природы:
-Ребята, какие правила надо выполнять при изображении природы?
Д. (Правила линейной перспективы)
-Перечислите их. (Дети повторяют правило):
1.Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше.
2.Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета заметны меньше.
3.Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше.
4.Чем дальше (т.е. выше) от линии горизонта, тем они больше.)
-Правильно. Для изображения зимнего утра, нам поможет белая краска. Но у нас непростое утро. А утро в бело-розовых тонах (слайды №7,8,9,10), поэтому мы будем использовать розовый цвет. Как получить розовый цвет, если нет готового?
Д. (Путем смешивания красного и белого).
- Верно. А как получить светло-розовый или бледно-розовый?
Д.(Путем смешивания белого и розового).
- Что надо сделать, чтобы получить светлые оттенки цвета?
Д. (Акварельные краски разбавить водой).
- Итак, за работу! (Педагог показывает этапы работы на доске и объясняет последовательность, а обучающиеся делают соответствующие наброски в альбомах).
- Начинаем с линии горизонта. У нас она будет чуть выше середины альбомного листа. Намечаем предметы, которые будут находиться на нашем рисунке. Пусть это будут горы, дерево, ель и дорога. Начнем с дерева. Расположим его на переднем плане, в правом углу почти во всю высоту листа.
Далее нарисуем горы. Они будут находиться на заднем плане, поэтому будет меньше деревьев, и почти во всю длину листа. Рисуем ель, она будет стоять рядом с деревом. К дереву нарисуем дорожку. Не забудьте, что уходя вглубь, дорожка будет сужаться. Прорисовываем мелкие детали, на заднем плане лес, возле дороги можно нарисовать следы зверей, а также следы спортивных лыж и т.д.
Самостоятельная работа (под приглушенное музыкальное сопровождение).
(Во время самостоятельной работы педагог делает целевые обходы с целью:
1) контроля организации рабочего места;
2) контроля правильности выполнения приемов;
3) оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроля объема и качества выполненной работы.
4. Подведение итогов занятия.
Выставка и анализ работ.
А теперь посмотрим ваши работы (дети вешают свои работы на доску).
(Педагог оценивает работы по трем критериям:
1. выразительность работы;
2. построение композиции;
3. интересный пейзаж.)
Рефлексия.
Что вам понравилось сегодня на занятии?
Что нового вы узнали?
С творчеством каких художников-пейзажистов познакомились?
Какие репродукции картин понравились больше?
Какие чувства испытывали при выполнении работы?
Как вы будете использовать полученные знания?
Домашнее задание.
Выполните самостоятельно пейзаж, но уже в бело-голубых тонах по изученным вами правилам.
5. Организационное завершение занятия.
Все сегодня молодцы! Справились с заданием! Все хорошо работали, творили, представляли и мечтали. Большое всем спасибо!
Уборка рабочих мест.
Используемая литература:
1. А.А. Унковский «Рисунки-наброски» - Москва «Просвещение»,1982г.
2. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М., 1970.
3. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977.