«Пейзаж как жанр изобразительного ис¬кусства». Активизация наблюдательности и зрительной па¬мяти. Краски зимы.
«Пейзаж как жанр изобразительного ис¬кусства». Активизация наблюдательности и зрительной па¬мяти. Краски зимы.
Знакомство с понятием «пей¬заж». Развитие зрительной памяти и наблюдательности. Развитие внимательного отношения к природе, способ¬ности воспринимать и запоминать природные формы, цвета с последующим их воспроизведением. Изучение цветовой гаммы зимнего пейзажа. Развитие умения оп¬ределять основную цветовую гамму пейзажа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Пейзаж как жанр изобразительного ис¬кусства». Активизация наблюдательности и зрительной па¬мяти. Краски зимы. »
20.02.15. Изобразительное искусство.
Тема. Беседа «Пейзаж как жанр изобразительного искусства». Активизация наблюдательности и зрительной памяти. Краски зимы. Экскурсия в парк. Наблюдение за состоянием природы, анализ конструкции обнаженных деревьев (повторение). Определение общей цветовой гаммы пейзажа.
Программные задачи. Знакомство с понятием «пейзаж». Развитие зрительной памяти и наблюдательности. Развитие внимательного отношения к природе, способности воспринимать и запоминать природные формы, цвета с последующим их воспроизведением. Изучение цветовой гаммы зимнего пейзажа. Развитие умения определять основную цветовую гамму пейзажа.
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение правил техники безопасности на экскурсии.
Экскурсия.
Определение целей и задач экскурсии.
Анализ зимнего пейзажа можно начать с неба.
-Каким оно бывает? –
-А почему небо бывает разного цвета? «Цвет неба меняется в зависимости от погоды, времени суток, времени года. Зимой, когда идет снег, небо серое, на закате оно может быть сиреневым, розовым, оранжевым, ночью- темно-синим, черным, а в ясную погоду - ярко-голубым. Зима - удивительное время года - только зимой с неба идет снег. Одно из чудес природы - легкие белые снежинки, они кружат в воздухе, постепенно окутывают деревья, ложатся пушистым ковром на землю. Этот ковер только сначала кажется белым, но если приглядеться к нему внимательно, то вы увидите голубые и сиреневые тени под деревьями, разноцветные искорки и желтые пятна от солнца».
Желательно не просто рассказывать, но и конкретно показывать – водить детей от дерева к дереву, обращать внимание на следы, оставленные на снегу, - они тоже чаще всего голубые. Старый и свежий снег тоже выглядят по-разному.
«Деревья на фоне белого снега смотрятся более четким силуэтом, а те, что вдалеке, кажутся более легкими и голубоватыми. Но если подойти поближе, можно хорошо рассмотреть цвет коры дерева, она не гладко-коричневая, как это часто изображаете вы. Прикоснитесь к ней рукой, вы почувствуете ее шероховатость. Там, под корой, нежная, гладкая поверхность древесины, а кора переносит и жару лета, и холод зимы, и дождь, и ветер, и от этого она загрубела и постарела, на ней появились глубокие морщины, как на лице старого человека. Еще раз внимательно рассмотрите строение деревьев».
Если во время экскурсии будет идти снег, то необходимо рассмотреть и его. Если поднять голову вверх, снег кажется более темным - серым на фоне неба, а если перевести взгляд на дома и деревья, то на их фоне он покажется ослепительно белым. До сих пор мы разглядывали частности — детали пейзажа. А сейчас еще раз внимательно посмотрим и попытаемся определить общую цветовую гамму, общий цветовой настрой пейзажа. Мы видим разные цвета, но они объединены в одном пейзаже, и в нем преобладает определенный настрой. В зависимости от времени дня, состояния погоды следует определить эмоционально-цветовое состояние пейзажа - ровный, мягкий, пасмурный зимний полдень - преобладают серые, коричневые и белые цвета. Или яркий солнечный зимний день, с голубым небом, ослепительным снегом, темной зеленью елок, как у Пушкина:
.. .Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Можно прочитать и другие стихи.
Ой, ой, ой! Как мороз Все окошки занёс! Опушил, опахнул Будто белым крылом, А местами сверкнул Серебристым цветком.
Б. Федоров
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
С. Есенин
На дворе мороз, В поле плачут волки, Снег крыльцо занёс, Выбелил все ёлки... В комнате тепло, Печь горит алмазом, А луна в стекло Смотрит круглым глазом.
М. Цветаева
Итог урока. «Мы убедились с вами сегодня, что природа очень разнообразна. Что она заслуживает того, чтобы ее очень внимательно разглядывать. Глядя на пейзаж, всегда следует не только внимательно рассматривать его детали, но и отмечать его настроение, общую цветовую гамму. Если вы привыкнете это делать, то вам легче будет писать пейзажи с натуры, то есть глядя на пейзаж, и по памяти».
Физминутка
Домашнее задание. «На следующем занятии мы с вами будем выполнять аппликацию «Первый снег». К этому уроку надо хорошо подготовиться. Дома акварелью затони-руйте лист бумаги в цвет неба, решите, какого цвета оно у вас будет. Другой лист затонируйте в цвет коры деревьев. Помните, что кора бывает очень разной по цвету. Третий лист - это лист цвета снега. Не забывайте, что он тоже не только белый, значит, его тоже надо затонировать, но при этом надо брать очень мало краски и очень много воды, чтобы получились очень бледные цвета, а в некоторых местах нужно оставить лист белым».
Обратите внимание, пока не употребляется термин «оттенок», эту тему дети будут проходить во втором классе.
«Подготовленную цветную бумагу, кисточку для клея и клей принесите на следующий урок. Рассмотрите репродукции в рабочей тетради №2, с. 8 и выполните задание на с. 9».