Вашему вниманию представлена разработка занятия по изобразительному искусству для студий и кружков рисования. Это итоговое занятие "Я рисую музыку" по разделу "Композиция".
Цели занятия:
- Раскрыть выразительные возможности цвета и изобразительные возможности звука; дать представление о связи музыки с жизнью и с другими видами искусства;
- Развить музыкально-образное мышление, закрепить элементы музыкальной выразительности. Научить передавать цветом настроений и ассоциаций при прослушивании музыкальных произведений.
- Воспитать внимательного слушателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Підсумкове заняття з композиції «Я малюю музику…» »
Итоговое занятие по композиции
«Я рисую музыку…»
Захваткина Екатерина Алексеевна
Рук. т/о «Палитра»
Центр детского творчества «Надежда»
Днепропетровская обл, г. Першотравенск,
Цели урока:
- Раскрыть выразительные возможности цвета и изобразительные возможности звука; дать представление о связи музыки с жизнью и с другими видами искусства;
- Развить музыкально-образное мышление, закрепить элементы музыкальной выразительности. Научить передавать цветом настроений и ассоциаций при прослушивании музыкальных произведений.
- Воспитать внимательного слушателя.
Задачи:
- обучающие: сформировать умение компоновать на листе бумаги свою композицию; создать условия для развития самооценки и самоконтроля учащихся; научить передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
- развивающие: развивать творческие способности учащихся, наблюдательность; развивать художественное творчество, эстетическое восприятие; развивать умение планировать свою деятельность.
- воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся; воспитывать эстетические чувства через художественные произведения, изобразительное искусство и музыку; воспитывать у учащихся интерес к предмету.
Тип занятия: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое оборудование и материалы: доска магнитная, Audio-проигрыватель, наглядные пособия, иллюстрации, репродукции, бумага для рисования А4, А3, карандаши, пастель, фломастеры, гуашь, масло, акварель, кисти, записи музыки.
ПЛАН
Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию…2 мин.
Мотивация учебной деятельности. Стимулирование познавательного интереса, постановка цели урока. …3 мин.
- Возможно ли нарисовать музыку?
- О чем нам может рассказать мелодия?
- А вы хотели бы нарисовать музыку?
3. Повторение пройденного материала. …10 мин.
- Повторение пройденного материала о законах, элементах и приемах композиции. Опрос учащихся.
4. Теоретическая часть. …15 мин.
- Музыка в нашей жизни. Влияние музыки на психику и здоровье человека.
- Есть ли что-то общее между музыкой и живописью?
5. Практическая работа. …40 мин.
- Компоновка композиции.
- Подбор цветовой гаммы.
- Работа в выбранном материале.
6. Подведение итогов. Контроль результатов. Выставка работ …10 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию.
Мотивация учебной деятельности.
- Дорогие ребята! Сегодня у нас итоговое занятие по теме «Композиция». И занятие это будет посвящено не только повторению материала, но и нашим чувствам, эмоциям, ассоциациям.
Как вы думаете, можно ли нарисовать музыку?
- О чем нам может рассказать мелодия?
- А вы хотели бы нарисовать музыку?
(ответы воспитанников)
Сегодня мы с вами будем пытаться нарисовать музыку, свои впечатления и ощущения от музыкального произведения.
Повторение материала.
Ребята, сегодня мы с вами будем слушать музыку и попробуем нарисовать, проиллюстрировать услышанные музыкальные произведения. Но перед тем, как приступить к работе, нам необходимо вспомнить то, что мы изучили за эти несколько месяцев, вспомнить что изучили по композиции.
- Что такое композиция? (Ответы:Композиция (лат.) – составление, построение художественного произведения, взаимное расположение частей, их соподчинение друг другу и целому, что придает произведению цельность и завершенность)
- По каким законам строится композиция? (Ответы:закон целостности, закон равновесия и закон соподчинения).
Как вам известно, можно выделить три основных элемента, которые стоят у истока любого произведения, будь то живопись, графика, дизайн или архитектура. Какие это элементы? (Ответы: точка, линия и пятно)
Точка – простейший элемент визуального дизайна. Даже если на чистом листе бумаги присутствует только одна точка, одна метка, наш мозг непременно старается придать этому какое-то значение, пытается найти какую-нибудь связь или закономерность, либо использовать эту точку в качестве отправной. Если точек две, глаз немедленно пытается их «соединить» и создает воображаемую линию между ними. Если точек три, неизбежно наше сознание рисует треугольник; сознание достраивает то, чего нет. Множество точек способно воспроизвести качество тона, цвета, его переходы и смешения (например картины пуантилистов Синьяка и Сёра). Увеличиваясь в размерах, точка становится пятном, обладающим своей площадью и границами. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. Пятна могут быть геометрическими или аморфными.
А какие основные формы пятна вы можете назвать? (квадрат, треугольник, круг и «амёба» (бесформенное пятно).
Линия, отличается от замкнутых и статичных точки и пятна. Что передает линия? (движение, движение точки). Линии по-разному динамичны. Прямая – равномерна и императивна, кривая – свободна и гибка.
Как с помощью линии передать впечатление? (Благодаря изменениям своей толщины, линия создаёт волнообразные движения плоскости. Линия может передавать глубину пространства. Изменяя свою толщину, линия может то погружаться вглубь, то выходить наружу).
Линия обладает эмоциональным воздействием, она может быть жесткой и однозначной, прерывистой и трепетной. Как с помощью толщины и направления линий можно передавать настроение и состояние эмоций? (Ответы:Горизонтальные линии создают ощущение покоя или отдыха. Объекты, которые расположены параллельно земле, покоятся относительно линии силы притяжения. Следовательно, композиции, где доминируют горизонтальные линии, несут в себе заряд спокойствия. Вертикальные линии создают ощущение высоты, полета и воздушности. Они кажутся устремленными бесконечно в небо, за пределы сознания человека. Диагональные линии создают ощущение движения или направленности, оживляют изображение. В двухмерных композициях диагонали часто используются для создания глубины, иллюзии перспективы, которая затем вызывает у смотрящего иллюзию пространства, в котором можно двигаться. Таким образом, если необходимо создать ощущение движения, скорости, или активности, следует использовать диагональные линии. Глубокие, острые кривые предполагают смятение, волнение, и даже безумие. Мы их встречаем в волнах шторма, в запутанных нитях клубка, в беспорядочных потоках людской толпы)
Кривые линии имеют и другие значения. Мягкие, неглубокие кривые предполагают комфорт, безопасность, понятность, расслабление. Они напоминают кривые линии человеческого тела, и, следовательно, приятны для глаз.
Простейшие геометрические фигуры, как мы с вами изучили в композиции, тоже могут иметь смысл и эмоциональную окраску.
Ответы детей:
Круг – универсальный символ. Означает целостность, непрерывность, первоначальное совершенство.
Квадрат является символом постоянства, безопасности, равновесия, пропорциональности.
Треугольник является активной, динамичной формой и несет в себе несколько символических значений: в положении вершиной вверх форма устойчива, символизирует огонь и стремление к высшему единству, в положении вершиной вниз – крайне неустойчива и негативна. Его острые углы вызывают ощущение агрессивности и «колкости».
Кроме средств и законов композиции, нам необходимо вспомнить, что такое ассоциативное мышление и ассоциативно-образная композиция?
(Ассоциативное мышление - это мышление, основанное на ассоциациях, мышление образами, это способность человека использовать ассоциации, то есть аналогии с чем-то).
Теоретическая часть.
Есть ли что-то общее между музыкой и живописью? А в чем разница? (Живопись мы видим, музыку мы не можем видеть – это абстрактное искусство, – но можем ее слышать. Музыка измеряется во времени, она звучит определенное время, а картину можно рассматривать бесконечно).
В музыке и в изобразительном искусстве много общих выразительных средств. Такие знакомые нам художественные термины как ритм, тон, нюанс, настроение и др. также применяются и в музыкальном мире
Самый главный общий момент, это то, что и живопись, и музыка вызывают определенные чувства. Слушая музыку, мы можем представить какие-то образы, картины.
Музыка – прекрасное средство, помогающее делать первые шаги в направлении совершенства. Музыка даёт то, что не может дать ничто иное. Установлено, что эмоциональное влияние музыки втрое большее, чем от литературы, и в пять раз большее, чем от изобразительного искусства. Ум стимулируется даже пассивным представлением музыки. Музыка стимулирует все биологические функции человека и в большей степени, чем другая деятельность, воспитывает чувства, формирует эстетический вкус. Под действием музыки воспитывается сердечность, чувствительность, благородство, достижение красоты. Одна из важнейших задач музыки – пробуждать положительные эмоции. Положительные чувства поощряют, пробуждают положительные мысли, положительные мысли - положительные действия. Музыка это наилучший успокоитель, возбудитель хорошего настроения, снимающий нервное напряжение. Учёными установлено, что искусство влияет на разных уровнях: на физиологическом (замечаем изменения в сердце, дыхании и другие), на психологическом (внимание, эмоции, понимание, мышление), на социальном и духовном плане. Во всём мире музыка широко используется как расслабляющее, профилактическое и лечебное средство.
Исследователи и творческие деятели подчеркивают роль прекрасной музыки как вдохновителя творчества, утверждая, что восприятие музыки в своей развитой форме есть процесс творческий, отмечая отсутствие принципиальной разницы между актом художественного творчества и полноценным актом восприятия произведения искусства.
Эффект Моцарта
Изучая влияние музыки на человека, учёные установили чудодейственный эффект многих классических произведений. Особенно огромное количество разговоров ведётся вокруг творений таких гениев как Моцарт, Вивальди, Григ, Бетховен, Шуберт, Шуман, Чайковский и Дебюсси. Снять головную боль помогут «Фиделио» Бетховена, Полонез Огинского и «Венгерская рапсодия» Листа. Лучшим лекарством от бессонницы можно считать пьесы Чайковского, Грига и Сибелиуса. Регулярное прослушивание произведений из цикла «Времена года» Вивальди улучшает память.
Считается, что музыка Моцарта активизирует мозговую деятельность и способствует быстрому усваиванию информации. Определённые произведения этого композитора помогают успокоить плачущих младенцев, стабилизировать их психику. Известно, что «Концерт для флейты» В.А.Моцарта улучшает аппетит и пищеварение младенцев. Как отмечают ведущие сурдологи (специалисты по дефектам слуха) и логопеды мира, наличие в музыке Моцарта обилия звуков высокой частоты делают ее наиболее целебной среди всей классической музыки.
Всему миру известен хрестоматийный случай, когда музыка Моцарта в буквальном смысле «подарила» человеку жизнь.78-летний тяжелобольной маршал Ришилье Луи Франсуа де Виньро, будучи уже на смертном одре, за несколько минут до своей очевидной и неизбежной кончины попросил исполнить свое последнее желание в этой жизни — чтобы при нем сыграли его любимый концерт Моцарта. Вскоре после того, как музыка отзвучала, с маршалом произошло настоящее чудо! Смерть отступила, и он буквально на глазах окружающих пошел на поправку. В этого человека каким-то неведомым образом быстро вернулись жизненные силы, и в итоге он прожил в полном здравии еще 14 полноценных лет, дожив до 92-летнего возраста.
Все мы прекрасно знаем о том, что музыка способна поднять настроение, разбудить или наоборот усыпить. Учёные доказали, что влияние музыки на человека намного больше, чем мы могли бы себе представить.
Наверное, у каждого из нас есть любимые музыкальные композиции для прослушивания в разные периоды жизни, под разное настроение. Восприятие различных стилей музыки у каждого своё: кто-то любит засыпать под классику, а для кого-то необходимо услышать аккорды тяжёлого рока, чтобы проснуться. Тем не менее, наукой были установлены определённые закономерности влияния различной музыки на психическое и физическое состояние человека.
Влияние музыки на человека обусловлено прежде всего его психоэмоциональным состоянием. Если музыка гармонирует с этим состоянием, то она способна оказать положительное влияние. Если же гармонии нет, то влияние музыки на человека будет крайне негативным.
А вы знаете о том, что многие картины известных художников написаны под впечатлениями от музыки не менее известных композиторов?
Например, Михаил Врубель написал свою картину "Царевна-лебедь" под впечатлением от оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", а опера Антона Рубинштейна "Демон" послужила серии работ "Демон летящий", "Демон сидящий", "Демон поверженный".
(демонстрация репродукций)
Пейзажи Исаака Левитана послужили созданию музыки "Времена года" Петра Чайковского.
(демонстрация репродукций)
Екатеринбуржский художник Сергей Парфенюк пишет маслом по холсту, а источником вдохновения для его картин служит музыка. Красками он как нотами заполняет холст и записывает свои музыкальные впечатления, создавая абстрактные картины, наполненные жизнью и душой.
(демонстрация репродукций)
Художник Василий Кандинский сначала писал обычные картины, но как-то увидел свою картину, стоящую на боку. «В этом что-то есть, – подумал художник. – Почему бы не написать картину, где нет предметов, а только «хор красок». Он предположил, что цветные пятна и линии, расположенные в определенном порядке, вызовут сами по себе эмоции у зрителя. Он сравнивал себя с композитором и пытался писать картины как музыкальные произведения.
В музыке мелодические темы взаимодействуют, сталкиваются. В картинах Кандинского происходит то же самое. Цветные пятна спорят, сталкиваются, проникают друг в друга. Каждый цвет художник соотносил с звуком определенного инструмента. Например, желтый цвет подобен звуку трубы, светло-синий – флейты, а темно-синий – виолончель. Звуки фортепиано он представлял фиолетовыми.
(демонстрация репродукций)
- "Музыкальная графика" — это рисование впечатлений от восприятия музыки в красочных предметах и беспредметных формах.
Музыка подвижна, и мы не можем заставить ее замереть для позирования, но можем передать свое восприятие ее в цвете, линиях, образах, с которыми она ассоциируется. Наша работа может только отразить сиюминутное впечатление.
Сегодня на занятии постарайтесь искреннее выразить свои чувства. Послушайте и прочувствуйте, какие цветовые ассоциации у вас вызывают мелодии, какие образы или сюжеты возникают, какие чувства и ощущения рождаются. Сравните звуки в музыке с красками в живописи или мелодию с линиями в рисунке. Смелее фантазируйте.
Не теряйтесь, если сначала получится не то, чего бы хотелось. Нужно только начать, и вы наверняка станете понимать красоту, содержание и настроение музыки глубже.
Я намеренно не называю автора и название произведения. Вы это узнаете в конце занятия. Посмотрим, насколько совпали ваши ассоциации от эмоций автора музыкального произведения.
Слушая музыку, постарайтесь ответить на вопросы:
- Какими красками вы нарисовали бы этот мелодию?
- С какими линиями ассоциируется у вас мелодия?
- Какие образы представляются под эту музыку?
Практическая работа.
А теперь послушаем музыку, подумаем, какое у нее настроение, какими цветами можно ее передать.
Далее идет практическая работа. Ученики работают на листах формата А3. Во время практической работы можно еще раз проиграть музыкальные произведения.
Подведение итогов занятия. Оценивание работ, выставка.
В конце занятия все работы вывешиваются на стенде. Каждый учащийся дает своей работе «музыкальное» название.