kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Передача светотени. Гризайль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока по предмету "Живопись" для учащихся 4 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Передача светотени. Гризайль"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Бакала










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

по специальности «Живопись»

с учениками 4 класса


Тема: «Передача светотени на объемных формах в технике гризайль».





Преподаватель

Художественного отделения

Бунакова Л.В.





















г. Бакал

25.09.2023г.


Методическая разработка учебного занятия

Преподаватель: Бунакова Лариса Викторовна

Дата проведения: «25» сентября 2023 года

Место проведения занятия: «ДШИ» г. Бакала

Образовательная программа, предмет: ДПОП в области изобразительного искусства «Живопись», «Живопись»

Класс: 4

Кол-во учеников: 10 учеников.

Тема занятия: Передача светотени на объемных формах в технике гризайль.

Вид занятия: урок

Форма проведения занятия: открытый урок

Тип урока: комбинированный

Мотивация темы и типа урока: тема занятия выбрана для подготовки ребенка к дальнейшему обучению в ДШИ с учетом программы 4 класса. Данный тип урока выбран для того, чтобы освоить в полной мере учебный материал в течение одного академического часа. Именно структура комбинированного типа урока включает в себя проверку домашнего задания, изучение нового материала, закрепление, систематизацию и объяснение домашнего задания.

Продолжительность занятия: 40 минут

Цель занятия: Закрепить знания о тоне в живописи, объеме. Рассмотреть способы работы в технике «гризайль».
Задачи занятия:

Обучающая:

  1. Выполнить объемные предметы в технике гризайль.

  2. Закрепить понятие тональности.

  3. Формировать навыки в передаче фактуры предметов.

Развивающая:

4. Развить творческое воображение, мыслительные способности

Воспитательная:

5. Воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”,
воспитывать культуру труда.

Учебное оборудование (оснащение) занятия: Для преподавателя:
Фотографии студенческих творческих работ I-II-х курсов Челябинского художественного училища;
Таблицы и схемы на тему “Тон в живописи”;
Работы преподавателя, показывающие первоначальный этап .
Таблицы I, I(а), II, II(а), “Последовательность ведения работы в технике гризайль.”
Упражнения студентов II-х курсов, выполненные в технике “фактурной акварели”

Для учащихся: 
Акварельные краски; кисти; вода; палитра; маскирующая жидкость; бумага (форматА3).


Методы и приемы обучения:

  1. Словесный (беседа, рассказ, объяснение)

  2. Наглядный (образцы, планшеты)

  3. Практический

Формы и методы контроля: Индивидуальный

Методическое обеспечение:

  1. Алексеев С. О цвете и красках. М.:1964г.

  2. Беда Г. Живопись и ее изобразительные средства. М.:1977г.

  3. Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М.:1986г.

  4. Михеньшина М. Уроки живописи. Минск:1999г.

  5. Никомеди Г. Техника живописи. М.:2002г.


Опережающие задания учащимся:

навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы .

Хронокарта занятия:

1 этап. Организационный (1 мин.)

2 этап. Проверка домашнего задания (3 мин.)

3 этап. Освоение нового материала (33 мин.)

-этап проверки понимания нового материала (8 мин.)

-этап закрепления пройденного материала (25 мин.)

4 этап. Домашнее задание (3 мин.)


Ход урока.

1 этап. Организационный

Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку. Объявление темы урока

2 этап. Проверка домашнего задания

3 этап. Освоение нового материала

 Важное значение при передаче объема предмета играет тон.

Само слово ТОН (от греческого) означает ЗВУЧАНИЕ. Если внимательно вглядеться в предметы, то мы можем видеть что предметы, то мы можем видеть, что предметы состоят из нескольких частей (имеют разные плоскости), которые в свою очередь имеют разную плотность, т.е. тон. Если сделать тоновую карту предмета это будет выглядеть так:

анализируя тоновую карту предмета, мы видим, что свет (не путать с бликом) светлее, чем полутень, рефлекс и собственная тень. То есть мы должны работать в рамках тоновой карты нашего предмета. Если у нас собственная тень темная, то мы и не должны выходить за рамки этого тона. Так же важно знать и закон воздушной перспективы. Ближняя к нам часть предмета будет активнее по тону и более четкой, чем части предмета удаляющиеся от нас. Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего серого. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. Задача, которая решается техникой гризайль – это передача тональной градации предмета. В технике гризайль удобно разбирать форму предмета по светотени, «лепить» его объем.

4 этап. Практическая часть
Практическая часть нашего урока будет состоять из трех частей.

1 часть – упражнение «Ахроматическая шкала».

Чтобы приступить к работе мы повторим правила компоновки предметов на листе и правильно распределим изображение на рабочей поверхности листа. Ахроматическая шкала. Исследование оттенков тона от серого до черного, выполнение тоновой растяжки..

Между черным и белым цветом существует множество оттенков серого. Их легко получить, смешивая черный с белым в разных пропорциях. Если к белому цвету добавлять понемногу черной краски, то выстраивается шкала. И чем больше оттенков серого мы получим, тем легче, постепеннее будет переход от белого к черному. Каждый следующий цвет будет отличаться от предыдущего по тону: от светлого к темному.

Оттенки серого звучат тихо, печально, нежно. И в этом тоже – своя красота, красота тонких оттенков, переходов одного тона в другой. Это уже другое настроение, другой образ.

2 часть – упражнение «Развертка предмета. Схематичный тоновой разбор предмета с учетом падающего света и воздушной перспективы».

Чтобы приступить к работе над 2 частью практической работы мы: Повторим правила построения предметов, измерим пропорции предметов методом визирования .Определим свет и тень предметов. Выполним тоновой разбор предметов.

3 часть - передача объёма предмета.

Закрепляем изученный материал. Работа с натуры. Передача объема предметов по средствам светотеневой моделировки предметов.

5 этап. Домашнее задание

На дом ученики получили задание, учитывая все замечания, сделать этюд яблок на контрастном фоне в технике гризайль.


Литература:

  1. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Изд. Академии художеств СССР, 1963г.

  2. Герчук Ю.Я. основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства: учеб. Пособие [Текст]/ Герчук.-М.: Учебная литература,1998 г.

  3. Графика и живопись: учеб. пособие/ М.Т. Ломоносова.- М.: Астрель: АСТ, 2006г.

  4. Жердеев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна, М 1993

  5. Журнал Юный художник. - М., 1985-2006.

  6. Левин В.А. «Воспитание творчества». М. 1979.

  7. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. -М., 1987.

  8. Салтыков А.Б. Избранные труды. - М., 1962.

  9. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учед. Пособие для ст-в педвузов [Текст]/ Сокольникова Н. М.- М. Издательский центр «Академия», 1999.

  10. Учебник рисования для начинающих / Н.А.Терещенко.- Ростов-на-Дону: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2014г.

  11. Шубников А.В., Копцик В.А. Симмтерия в науке и искусстве. - М., 1988.

  12. Щербаков В. С. « Изобразительное творчество», М. 1965.












САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА

  1. Дата 25.09.2023г.

  2. Образовательная программа. Предмет, класс ДПОП в области изобразительного искусства «Живопись», «Живопись», 4 класс

  3. Преподаватель Бунакова Лариса Викторовна

  4. Тема открытого урока. Передача светотени на объемных формах в технике гризайль.

5. Цели занятия:

закрепить знания о тоне в живописи, объеме. Рассмотреть способы работы в технике гризайль.


6. Задачи занятия:

Обучающая:

  • Выполнить объемные предметы в технике гризайль.

  • Закрепить понятие тональности.

  • Формировать навыки в передаче фактуры предметов.

Развивающая:

  • Развить творческое воображение, мыслительные способности

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”,
    воспитывать культуру труда.


7. Тип урока: комбинированный

8. План урока:

  • 1 этап. Организационный (1 мин.)

  • 2 этап. Проверка домашнего задания (3 мин.)

  • 3 этап. Освоение нового материала (33 мин.)

  • -этап проверки понимания нового материала (8 мин.)

  • -этап закрепления пройденного материала (25 мин.)

  • 4 этап. Домашнее задание (3 мин.)



9. Материально-техническое обеспечение урока (наглядные пособия, аудио, видео аппаратура и т.д.) демонстрация преподавателем правильной техники

10. Методы работы на уроке (в том числе новые методики и программы), эффективность:

  • Наглядный (слуховой и зрительный);

  • Словесный;

  • Объяснительно-иллюстративный;

  • Практический.

11. Соответствуют ли методы урока его задачам, материалу? Соответствуют

12. Формы самостоятельной работы учащихся, результативность. Самостоятельно ведут работу , анализируют предметы и светоцветовые отношения.

13. Какие дидактические методы обучения использованы:

  • Словесный (беседа, рассказ, объяснение)

  • Наглядный(показ готовых работ)

  • Практический (самостоятельная работа)

  • Сопоставление (ученик анализирует свою работу с работой преподавателя)

14 .Как учебный материал способствует развитию творческих способностей детей: Ученик учится анализировать живописные работы, обдуманно подходить к работе.

15. Формы, методы контроля и оценки учащихся, их эффективность.

Был использован индивидуальный контроль, а так же взаимоконтроль и самоконтроль учащихся

16. Итоги урока:

Какие трудности возникали у учащихся, почему?

Возникали трудности с правильным выбором тональных отношений

Смогли ли преодолеть?

Благодаря детальному разбору работы над натюрмортом, ученики смогли преодолеть трудности с выбором тональных отношений

Удовлетворенность уроком, его отдельными частями

Полностью удовлетворена

17. Выводы:

Что преподаватель может сделать лично для повышения качества уроков?

Считаю, что самое главное дать ученику проявить свою индивидуальность и вкус. И в процессе такой работы попутно я стараюсь рассказывать много нового и интересного. Для того, чтобы раскрыть в ребенке его индивидуальность и развить художественные способности, необходимо также научить его самостоятельно мыслить и работать, как можно больше применять методы и приемы работы над натюрмортом в живописи. Недостаточно, чтобы, ученик был внимательным и воспринимал изучаемый предмет, запоминал его. Я стараюсь побуждать ученика перерабатывать материал, чтобы он чувствовал потребность в анализе собственной работы и умел детально подойти к исправлению собственных ошибок.


Какие возможности не были использованы?

Цели и задачи данного урока полностью выполнены.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Передача светотени. Гризайль"

Автор: Бунакова Лариса Викторовна

Дата: 21.09.2023

Номер свидетельства: 636969


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства