Просмотр содержимого документа
«"Передача светотени. Гризайль"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Бакала
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по специальности «Живопись»
с учениками 4 класса
Тема: «Передача светотени на объемных формах в технике гризайль».
Преподаватель
Художественного отделения
Бунакова Л.В.
г. Бакал
25.09.2023г.
Методическая разработка учебного занятия
Преподаватель: Бунакова Лариса Викторовна
Дата проведения: «25» сентября 2023 года
Место проведения занятия: «ДШИ» г. Бакала
Образовательная программа, предмет: ДПОП в области изобразительного искусства «Живопись», «Живопись»
Класс: 4
Кол-во учеников: 10 учеников.
Тема занятия: Передача светотени на объемных формах в технике гризайль.
Вид занятия: урок
Форма проведения занятия: открытый урок
Тип урока: комбинированный
Мотивация темы и типа урока: тема занятия выбрана для подготовки ребенка к дальнейшему обучению в ДШИ с учетом программы 4 класса. Данный тип урока выбран для того, чтобы освоить в полной мере учебный материал в течение одного академического часа. Именно структура комбинированного типа урока включает в себя проверку домашнего задания, изучение нового материала, закрепление, систематизацию и объяснение домашнего задания.
Продолжительность занятия: 40 минут
Цель занятия: Закрепить знания о тоне в живописи, объеме. Рассмотреть способы работы в технике «гризайль». Задачи занятия:
Обучающая:
Выполнить объемные предметы в технике гризайль.
Закрепить понятие тональности.
Формировать навыки в передаче фактуры предметов.
Развивающая:
4. Развить творческое воображение, мыслительные способности
Воспитательная:
5.Воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”, воспитывать культуру труда.
Учебное оборудование (оснащение) занятия: Для преподавателя: Фотографии студенческих творческих работ I-II-х курсов Челябинского художественного училища; Таблицы и схемы на тему “Тон в живописи”; Работы преподавателя, показывающие первоначальный этап . Таблицы I, I(а), II, II(а), “Последовательность ведения работы в технике гризайль.” Упражнения студентов II-х курсов, выполненные в технике “фактурной акварели”
Беда Г. Живопись и ее изобразительные средства. М.:1977г.
Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М.:1986г.
Михеньшина М. Уроки живописи. Минск:1999г.
Никомеди Г. Техника живописи. М.:2002г.
Опережающие задания учащимся:
навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы .
Хронокарта занятия:
1 этап. Организационный (1 мин.)
2 этап. Проверка домашнего задания (3 мин.)
3 этап. Освоение нового материала (33 мин.)
-этап проверки понимания нового материала (8 мин.)
-этап закрепления пройденного материала (25 мин.)
4 этап. Домашнее задание (3 мин.)
Ход урока.
1 этап. Организационный
Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку. Объявление темы урока
2 этап. Проверка домашнего задания
3 этап. Освоение нового материала
Важное значение при передаче объема предмета играет тон.
Само слово ТОН (от греческого) означает ЗВУЧАНИЕ. Если внимательно вглядеться в предметы, то мы можем видеть что предметы, то мы можем видеть, что предметы состоят из нескольких частей (имеют разные плоскости), которые в свою очередь имеют разную плотность, т.е. тон. Если сделать тоновую карту предмета это будет выглядеть так:
анализируя тоновую карту предмета, мы видим, что свет (не путать с бликом) светлее, чем полутень, рефлекс и собственная тень. То есть мы должны работать в рамках тоновой карты нашего предмета. Если у нас собственная тень темная, то мы и не должны выходить за рамки этого тона. Так же важно знать и закон воздушной перспективы. Ближняя к нам часть предмета будет активнее по тону и более четкой, чем части предмета удаляющиеся от нас.Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего серого. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. Задача, которая решается техникой гризайль – это передача тональной градации предмета. В технике гризайль удобно разбирать форму предмета по светотени, «лепить» его объем.
4 этап. Практическая часть Практическая часть нашего урока будет состоять из трех частей.
1 часть – упражнение «Ахроматическая шкала».
Чтобы приступить к работе мы повторим правила компоновки предметов на листе и правильно распределим изображение на рабочей поверхности листа. Ахроматическая шкала. Исследование оттенков тона от серого до черного, выполнение тоновой растяжки..
Между черным и белым цветом существует множество оттенков серого. Их легко получить, смешивая черный с белым в разных пропорциях. Если к белому цвету добавлять понемногу черной краски, то выстраивается шкала. И чем больше оттенков серого мы получим, тем легче, постепеннее будет переход от белого к черному. Каждый следующий цвет будет отличаться от предыдущего по тону: от светлого к темному.
Оттенки серого звучат тихо, печально, нежно. И в этом тоже – своя красота, красота тонких оттенков, переходов одного тона в другой. Это уже другое настроение, другой образ.
2 часть – упражнение «Развертка предмета. Схематичный тоновой разбор предмета с учетом падающего света и воздушной перспективы».
Чтобы приступить к работе над 2 частью практической работы мы: Повторим правила построения предметов, измерим пропорции предметов методом визирования .Определим свет и тень предметов. Выполним тоновой разбор предметов.
3 часть - передача объёма предмета.
Закрепляем изученный материал. Работа с натуры. Передача объема предметов по средствам светотеневой моделировки предметов.
5 этап. Домашнее задание
На дом ученики получили задание, учитывая все замечания, сделать этюд яблок на контрастном фоне в технике гризайль.
Литература:
Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Изд. Академии художеств СССР, 1963г.
Герчук Ю.Я. основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства: учеб. Пособие [Текст]/ Герчук.-М.: Учебная литература,1998 г.
Графика и живопись: учеб. пособие/ М.Т. Ломоносова.- М.: Астрель: АСТ, 2006г.
Жердеев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна, М 1993
Журнал Юный художник. - М., 1985-2006.
Левин В.А. «Воспитание творчества». М. 1979.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. -М., 1987.
Салтыков А.Б. Избранные труды. - М., 1962.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учед. Пособие для ст-в педвузов [Текст]/ Сокольникова Н. М.- М. Издательский центр «Академия», 1999.
Учебник рисования для начинающих / Н.А.Терещенко.- Ростов-на-Дону: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2014г.
Шубников А.В., Копцик В.А. Симмтерия в науке и искусстве. - М., 1988.
Щербаков В. С. « Изобразительное творчество», М. 1965.
САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА
Дата 25.09.2023г.
Образовательная программа. Предмет, класс ДПОП в области изобразительного искусства «Живопись», «Живопись», 4 класс
Преподаватель Бунакова Лариса Викторовна
Тема открытого урока. Передача светотени на объемных формах в технике гризайль.
5. Цели занятия:
закрепить знания о тоне в живописи, объеме. Рассмотреть способы работы в технике гризайль.
6. Задачи занятия:
Обучающая:
Выполнить объемные предметы в технике гризайль.
Закрепить понятие тональности.
Формировать навыки в передаче фактуры предметов.
Развивающая:
Развить творческое воображение, мыслительные способности
Воспитательная:
Воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”, воспитывать культуру труда.
7. Тип урока: комбинированный
8. План урока:
1 этап. Организационный (1 мин.)
2 этап. Проверка домашнего задания (3 мин.)
3 этап. Освоение нового материала (33 мин.)
-этап проверки понимания нового материала (8 мин.)
-этап закрепления пройденного материала (25 мин.)
4 этап. Домашнее задание (3 мин.)
9. Материально-техническое обеспечение урока (наглядные пособия, аудио, видео аппаратура и т.д.) демонстрация преподавателем правильной техники
10. Методы работы на уроке (в том числе новые методики и программы), эффективность:
Наглядный (слуховой и зрительный);
Словесный;
Объяснительно-иллюстративный;
Практический.
11. Соответствуют ли методы урока его задачам, материалу? Соответствуют
12. Формы самостоятельной работы учащихся, результативность. Самостоятельно ведут работу , анализируют предметы и светоцветовые отношения.
13. Какие дидактические методы обучения использованы:
Словесный (беседа, рассказ, объяснение)
Наглядный(показ готовых работ)
Практический (самостоятельная работа)
Сопоставление (ученик анализирует свою работу с работой преподавателя)
14 .Как учебный материал способствует развитию творческих способностей детей: Ученик учится анализировать живописные работы, обдуманно подходить к работе.
15. Формы, методы контроля и оценки учащихся, их эффективность.
Был использован индивидуальный контроль, а так же взаимоконтроль и самоконтроль учащихся
16. Итоги урока:
Какие трудности возникали у учащихся, почему?
Возникали трудности с правильным выбором тональных отношений
Смогли ли преодолеть?
Благодаря детальному разбору работы над натюрмортом, ученики смогли преодолеть трудности с выбором тональных отношений
Удовлетворенность уроком, его отдельными частями
Полностью удовлетворена
17. Выводы:
Что преподаватель может сделать лично для повышения качества уроков?
Считаю, что самое главное дать ученику проявить свою индивидуальность и вкус. И в процессе такой работы попутно я стараюсь рассказывать много нового и интересного. Для того, чтобы раскрыть в ребенке его индивидуальность и развить художественные способности, необходимо также научить его самостоятельно мыслить и работать, как можно больше применять методы и приемы работы над натюрмортом в живописи. Недостаточно, чтобы, ученик был внимательным и воспринимал изучаемый предмет, запоминал его. Я стараюсь побуждать ученика перерабатывать материал, чтобы он чувствовал потребность в анализе собственной работы и умел детально подойти к исправлению собственных ошибок.