Пастозная живопись, композиционный центр, движение. Рисуем на тему «Космос»
Пастозная живопись, композиционный центр, движение. Рисуем на тему «Космос»
Данная тема позволит проявить ваше творческое воображение. Знакомство учащихся с техникой "граттаж". Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Б)Обучающие:научить овладению техникой штриха, изучить технологию выполнения композиции в технике граттаж
В)Развивающие: развивать пространственное воображение, навыки. Развитие творческих способностей и навыков в работе композиции.
Тип урока: Урок – комбинированный.
Форма урока:лекция, практикум.
План урока:
1) Организационный момент (5мин). 2) Объяснение нового материала (25мин). 3) Самостоятельная работа учащихся. 4) Подведение итогов урока 5) Завершение урока, уборка класса (5мин).
Материалы и оборудование:
Для учащихся: бумага, копирка, карандаш, акварель, восковые мелки или свеча, черная гуашь или тушь, широкая кисть, мыло, деревянная зубочистка, старый стержень, канцелярский нож (острый предмет), газета.
Для учителя: наглядное пособие, работы учащихся предыдущих лет.
Ход урока:
Перед началом урока подготовьте свои рабочие места, достаньте необходимые материалы: лист бумаги, простые карандаши, ластик, канцелярский нож, кусок наждачной бумаги. Дежурных попрошу сообщить кто сегодня отсутствует. Сегодня у нас вводный урок в новую тему «Космос». Способ работы, которым вы будете работать сегодня, называется «граттаж», что в переводе с французского обозначает – скрести, царапать. Такой способ работы относится к графике и считается его подвидом. Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "Граттаж" произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Сегодня нам предстоит ознакомиться с наглядным материалом и выполнить композиционные поиски, фор-эскизы.
Данная тема позволит проявить ваше творческое воображение. Это большое поле для полета вашей фантазии. Вам необходимо раскрыть в своих работах космос таким, каким вы его себе представляете, ваше отношение.
В выполнение фор-эскизов заключен поиск композиции, основных тональных отношений, что поможет предотвратить ошибки при работе на формате листа.
Важную роль играет центр композиции. Давайте вспомним какими средствами организуется доминанта. Она может быть выявлена за счет расположения в формате; за счет размера, цвета, контрастности форм, тонна, а так же за счет группировки на одном из участков композиции.
В теме «космос» большое значение имеет роль пространства и движение, которые выражаются с помощью линий и разности масштабов предметов, а также при помощи цвета и тона.
Последовательность выполнения фор-эскизов:
Линейный эскиз на нахождение лучшей композиции.
Тоновой разбор карандашом.
Проработанный детально, в тоне эскиз.
Создание картона.
Перенос эскиза на картон можно выполнить разными способами. Самый распространенный метод сетки.
На первом этапе необходимо нанести сетку на эскиз, поделив его на равные квадраты. Потом нанести подобную сетку на лист форматом будущей работы в том же пропорциональном отношении в каком состоят эскиз формат работы. И начинаем перерисовывать предметы с эскиза, опираясь на отношения их к сетке.
При этом необходимо как можно более точно передать пропорции и верность линий.
Последовательность выполнения картона:
Нанести сетку на эскиз;
определить пропорциональные отношения между эскизом и форматом будущей работы;
нанести подобную сетку на картон;
перенос рисунка на лист картона.
Подробное знакомство с техникой граттаж. Подготовка бумаги - основы рисунка. Прежде чем непосредственно перейти к царапанью, необходимо подготовить бумагу. Есть два способа:
На лист наносят в любом порядке цветные пятна с помощью цветных восковых мелков.
Бумагу с красочной заливкой равномерно покрывают толстым слоем воска или парафина.
Совет: для правильного выбора соотношения тона нижней части граттажа и верхнего слоя, который ложиться на восковую поверхность, лучше выбирать контрастные цвета, для того чтобы рисунок хорошо читался. Фон под слоем парафина или воска может быть как однотонным, так и разноцветным. Верхний слой воскографии не обязательно черный, но лучше темных тонов
Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши или гуаши. Для того, чтобы краска не растекалась по воску, кисточку предварительно окунают в мыльный раствор. Иногда приходится наносить краску в несколько приемов — просушить первый слой, а затем нанести следующий
Последовательность подготовки листа к работе:
Подкладочный слой.
Закладка листа парафином.
Закрашивание поверхности тушью .
Перенос рисунка на формат, процарапывание.
Перед нами стоит задача перенести рисунок нашей композиции с картона на формат. Для этого мы воспользуемся копировальной бумагой, если у кого-то таковой не оказалось можно положить картон на заготовленный лист и обвести рисунок композиции по контуру.
Когда рисунок переведен можно начать выскребать контур и форму предметов. Острым предметом - скребком, ножом, старым стержнем - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые или цветные штрихи. Стол обязательно должен быть застелен бумагой или клеенкой, иначе все вокруг будет усеяно черной туше-восковой крошкой. При выполнении этой работы необходимо опираться на разработанный эскиз в тоне. Причем начинать необходимо с центра композиции.
Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, колющий, то необходимо соблюдать правила по технике безопасности: - стол перед началом работы следует застелить газетой; - рабочий инструмент лежит в пенале; - нельзя размахивать руками, инструментами во время работы.
Последовательность прорисовывания композиции:
Перенос рисунка на формат.
Процарапывание контура.
Тоновая проработка.
Завершение задания.
Заканчивая композицию, уделяем большое внимание мелким деталям .
После необходимо расслабить взгляд, постараться цельно увидеть всю композицию. Если часть деталей из дальнего плана вырывается вперед необходимо заглушить контраст и обобщить, если это необходимо. Это можно осуществить с помощью легкой штриховкой.
Последовательность прорисовывания композиции: 1)выделяем главное за счет светотеневых контрастов
2)прорабатываем детали 3)обобщаем форму.
Подведение итога урока: - С какой новой техникой вы познакомились? - Какими необычными инструментами пользовались в этой технике? - Какие выразительные средства применяются в этой технике? - Что еще нового и интересного вы узнали на уроке?
Заключительный этап - Выставка - Оценивание работ. - Уборка рабочих мест - Спасибо за урок!
Критерии оценки: -Грамотнаякомпоновка изображения на листе; - Тоновое равновесие работы; - Аккуратность, качество исполнения