kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по изобразительному искусству 4 класс. Красота и разнообразие природы. Рисование на тему «Буря и море».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

     -   продолжать воспитывать гармонически развитую личность

  • познакомить учащихся с художником К. И. Айвазовским и его самой известной картиной «Девятый вал»;
  • развивать творческие способности и воображение;
  • знакомство с новым приёмом,рисование на мятой бумаге.

  - закрепить приёмы работы акварельной краской.

 

Задачи:

  • подвести учащихся к созданию роли цвета и его разнообразных оттенков в выражении чувств, вызванных художественным словом;
  • развитие технических умений в работе кистью: применение широкой заливки плоскости, мазков различной формы, передающих легкость облаков, зыбкость воды, различное настроение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок ИЗО-Барко Н.Ф.»

КГУ «Краснодонская средняя школа»









Открытый урок по изобразительному искусству в 4 классе.



Тема урока:

Красота и разнообразие природы.

Рисование на тему «Буря и море».

















Учитель начальных классов: Барко Н.Ф.




2014 год.

Тема урока: Красота и разнообразие природы. Рисование на тему «Буря и море».

Дата: 29.12.14г.


Цели:

-- продолжать воспитывать гармонически развитую личность

  • познакомить учащихся с художником К. И. Айвазовским и его самой известной картиной «Девятый вал»;

  • развивать творческие способности и воображение;

  • знакомство с новым приёмом ,рисование на мятой бумаге.

- закрепить приёмы работы акварельной краской.


Задачи:

  • подвести учащихся к созданию роли цвета и его разнообразных оттенков в выражении чувств, вызванных художественным словом;

  • развитие технических умений в работе кистью: применение широкой заливки плоскости, мазков различной формы, передающих легкость облаков, зыбкость воды, различное настроение.


Оборудование для учителя:

Репродукции картин И. К. Айвазовского «Черное море», «Среди волн», «Девятый вал». «Автопортрет И. К. Айвазовского», аудиозапись Э. Грига; Э. Морриконе «Шербургские зонтики», И. С. Бах «Адажио №14» в обработке Ванессы Мэй. Рисовальные принадлежности, картон, клей.


Оборудование для учащихся: альбом, краски, кисти, баночка с водой, тряпочка, клей, картон, лист А4.


Ход урока.


1.Организационный момент.

- Ребята! Какое у вас сегодня настроение?

 (У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
-  А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок ИЗО, мы всегда рисуем интересные рисунки.
- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.


-Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие в Художественную мастерскую. Удачи вам и новых открытий!

Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

-И так сегодня мы оказались в мастерской юных художников.

А вы знаете, кого называют художником?


-Дети: Человек, который пишет картины.

- художник пишет на своей картине все, что видит вокруг себя: природу, окружающие предметы, человека или просто фантазирует.


2.Сообщение темы урока.

-Учитель: -Природа, как и человек, подвержена разным настроениям, она грустит, сердится, улыбается. Как же передать эти настроения? Через цвет. Именно цвет поможет создать нам художественный образ моря.

-Итак, сегодня на уроке будем учиться создавать художественный образ моря.

3. Актуализация опорных знаний.

-Учитель: - Ребята, скажите, от чего зависит настроение человека?

- А как настроение человека изменяется? Приведите примеры.

- А как вы думаете, есть ли настроение у животных?

- Как изменяется настроение у животных? Расскажите, опираясь на свои наблюдения.

- А каким образом мы можем понять, как выражают состояние человека или животных на картинах?

- Правильно, по позе, мимике, жестам, используемой цветовой гамме.


4. Изучение нового материала.

-Учитель: - Ребята, если настроение есть у людей и у животных, может ли оно быть у природы? (Сравнение времен года, дождь- солнце, и т.д.).

- посмотрите на репродукции картин Ивана Константиновича Айвазовского, выдающегося художника – мариниста.

- Ребята, а вы знаете, кого называют маринистами?

- Маринист - это художник, изображающий морские виды, жизнь моря.

- Наверное, среди ваших родных или знакомых встречаются женщины или девочки, которых зовут Маринами? (Ответы детей). «Марина» - значит морская. А художника, который изображает море, называют «маринист». Повторите это слово и постарайтесь запомнить.

Внимательно рассмотрите репродукции картин, скажите, пожалуйста, какие настроения передал художник на этих картинах?

- Как это можно понять?

- Если море спокойное, то какое настроение будет у человека? (Радостное, веселое).

- А если море бурное, тревожное, то какое настроение будет у человека? (Грустное, печальное).


А.) Беседа о творчестве И. К. Айвазовского.

[На доске написано – И. К. Айвазовский (1817-1900), маринист, марина].

-Учитель: -О художнике-маринисте Иване Константиновиче Айвазовском расскажут ребята.

1._Света_:

Иван Константинович Айвазовский родился в 1817 г. В городе Феодосия, в Крыму. Детство его было нелегким. В десять лет он стал работать «мальчиком» в кофейне. Он разносил горячий кофе по домам зажиточных горожан.

Когда художник был еще маленьким мальчиком, больше всего он любил рисовать. Бумаги и карандашей у него не было, поэтому он рисовал углем на белых стенах крымских домов. Эти рисунки заметил феодосийский градоначальник Казначеев. С его помощью мальчик был отправлен учиться в Петербургскую Академию художеств. После ее окончания молодой художник Айвазовский решил навсегда поселиться в Феодосии. Он построил на берегу моря дом, в котором жил и писал картины.

2._Алина_:

Айвазовский успешно окончил Академию художеств, и его, как одного из лучших молодых художников, отправили в Италию совершенствоваться в живописи. Прошло два года. Айвазовский написал множество картин. Лучшие из них он показал на выставке в Риме. И сразу к нему пришла мировая слава. Выставки его картин устраивались не только в городах Италии, но и в Париже, Лондоне и других европейских городах.


3._Женя_:

Когда И. К. Айвазовский возвратился из-за границы в Россию его избирают академиком живописи, он становиться одним из самых известных художников. Но слава не вскружила голову художнику. Неожиданно для всех Айвазовский оставляет столицу и уезжает в свой родной город Феодосию.

4._Айжан_:

За свою долгую жизнь Иван Константинович Айвазовский написал множество картин и сделал много добрых дел, благодаря которым наш город стал лучше и красивее. В Феодосии не было железной дороги и морского порта. Они были построены благодаря усилиям Айвазовского. В городе не хватало питьевой воды, и Айвазовский подарил горожанам воду из источника своего загородного имения. Благодаря Ивану Константиновичу в Феодосии были открыты Музей древностей, библиотека и художественная школа. После смерти художника-мариниста его дом и все картины в нем были подарены городу.


5. Федя_: (показывает репродукцию)

Уже глубоким стариком Айвазовский создает картину «Среди волн» (показ репродукции). Десять дней художник писал эту картину. Она была так велика, что не помещалась в мастерской.


6._Илья_:

Айвазовский прожил долгую жизнь. Написал более 6000 картин. Он умер в возрасте восьмидесяти трех лет. В его доме – Картинная галерея имени Айвазовского. Здесь храниться до 400 картин великого художника. Остальные картины – во многих музеях России и зарубежных стран, частных коллекциях. В Феодосию в картинную галерею Айвазовского, приезжают со всех частей света.


Б.) Знакомство с картиной «Девятый вал».

[Далее открывается репродукция одной из самых знаменитых картин Айвазовского «Девятый вал» (репродукция вывешена заранее)

-Учитель: -А теперь давайте рассмотрим репродукцию с одной из картин художника-мариниста Айвазовского. Это не настоящая картина, а всего лишь отпечатанный на бумаге фотографический снимок картины. Такой снимок называется «репродукция».

- Предлагаю внимательно рассмотреть картину и рассказать о ней. Задаю вопрос.

- Что изобразил художник на этой картине?

Ответ детей.

- На первом плане люди, они спаслись после кораблекрушения.

- У одного из них в руке красная косынка, он зовет на помощь.

- Очень большие волны.

- Сквозь тучи проглядывает солнце.


Задаю вопрос.

- Дети скажите, а есть ли надежда у людей на спасение?

- Да. Выходит солнце, шторм прекращается.


Вступаю в диалог.

- Выглянет солнце, море стихнет, но можно месяцами плавать в этом безбрежном просторе и в итоге погибнуть от обезвоживания организма.


-Учитель: Иван Константинович Айвазовский посвятил свою картину битве человека с морской стихией. Над бушующим океаном встает солнце и освещает гребни яростных волн. Одна из этих волн самая высокая. Её зовут девятым валом. Со страшной силой она готова обрушиться на горсточку людей, судорожно вцепившихся в обломки мачты. Солнечные лучи расцветили, тяжелые волны всеми цветами радуги. Но больше всего в картине густой зелени. Это цвет надежды. Фигура одного из людей повернута в сторону восходящего солнца, по-видимому сквозь рокот волн, они слышат другие голоса, может быть недалеко корабль. Солнце уже всходит, море или океан успокоится и, возможно людей спасут. Художник в своих работах всегда оставлял надежду на спасение.


-Учитель: - Теперь дети мы рассмотрим это произведение с художественной точки зрения.

В.) Обратить внимание на цветовую палитру смешивания цветов).


Посмотрите внимательно, и скажите, какой цвет преобладает в этой картине?

Ответы детей.

- Зеленый

- Темно-зеленый

- Небо - желтое, розовое.


-Учитель: Да дети вы правы. Художник (показываю на репродукции, где написан открытый цвет) создает колорит: на основе открытых цветов, т. е. берет краску не смешивая, такой какая она есть.


Задаю вопрос.

- Как получить темно-зеленый цвет?


Ответ детей.

- Добавить в зеленую краску немного черной.


-Учитель: Правильно. Художник приглушает звучание цвета. Если мы смешиваем краски и одна из них черная, то такой цвет называется приглушенным.


Показываю в репродукции на изображение неба и задаю вопрос.

- Скажите. Какую краску использовал художник для создания неба?


Ответы учащихся.

- Красную и белую.

- Желтую и белую.


-Учитель: Вы правы. Художник смешивал краски с разным количеством белил т. е. белой краской и называется это разбеленным цветом.

И так мы пришли к решению, что если будем смешивать краску с черным цветом, то получим…

- Приглушенные цвета.

Добавляем в краску белый цвет, то получим…

- Разбеленные цвета.


5. Физминутка. «Море волнуется раз……»

Г.) Объяснение задания.

Сейчас мы с вами будем создавать образ моря, отталкиваясь от словесных характеристик, заставлять звучать цвета (то приглушая их, то делая ярче) В практической работе постарайтесь найти особое «настроение» открытых, приглушенных и разбеленных цветов. Изображать море и небо. Работать нужно сразу красками, начиная с неба, т. е. с верха листа альбома. [Показываю репродукцию «Черное море»]. Вода темнее неба. У линии горизонта и вода и небо светлее, чем вверху и внизу.


Д.) Самостоятельная работа учащихся.

Рисовать мы будем очень необычным способом – на мятой бумаге.

Объяснение и показ:

1.возьмем лист белой бумаги и сомнем его, расправим.

2.наклеим на лист картона. Складки расправлять не будем.

3.посмотрите что у нас получилось? С помощью простого карандаша наметим линию горизонта, которая будет отделять небо от земли, можно нарисовать лодку или парусник, а может вы нарисуете остров или что-то другое.

4.теперь возьмем наши волшебные кисточки и раскрасим рисунок.

5.видите, что рисунок лист бумаги закрашивается не полностью, в глубине остаются белые пятна. Давайте так и оставим. Это будут волны, а на небе – облака. Только не берите много воды. Между небом и водой можно нарисовать полоску берега.

6.как вы видели у И.К.Айвазовского море на каждой картине неповторимо. Давайте и мы постараемся сделать его неповторимым в своих рисунках. Можно приступать к работе.


Во время самостоятельной работы показываю детям, как изобразить воду, используя неровные горизонтальные мазки, начав сверху, двигаясь вниз. Оставляя просветы белой бумаги для передачи отражения света на воде. Когда написанное на первой стадии просохнет, предлагаю поверх написать более темным цветом, по-прежнему неровными горизонтальными мазками.

-Волна состоит из плавных, но упругих линий,

1) Чтобы они получились, надо поставить пальцы рабочей руки на первый этаж и с хорошим нажимом на кисточку провести непрерывные краевые линии: верхнюю и нижнюю.

2) Нижнюю часть волны надо затонировать от темного к светлому. Растушевать нанесенные штрихи палочкой растушевкой или ватным диском.

3) Светлой краской высветлить верхнюю часть волны – где пена. Карандашом можно усилить динамику движения волны, нарисовав внутри несколько упругих линий.


(Во время индивидуальной работы учащихся тихо звучит музыка.)

По ходу выполнения задания показываю наиболее удачные варианты работ и подбадриваю детей. Помогаю учащимся, которые испытывают затруднения. 6.Подведение итогов урока.

В конце урока задаю вопросы классу.

-Как называют художника , который пишет портреты? (портретист)

-Живописцы – те, кто пишет красками. Самым сложным видом живописи является масляная живопись. 

Художник -пейзажист  талантливо изображал в мельчайших подробностях деревья, травы и почву. Иван Иванович Шишкин написал «Утро в сосновом бору». 


-Какие художники называются маринистами?

-Какие художественно-выразительные средства использует художник для передачи красоты и величия моря? (Приглушенные и разбелённые цвета.)


7.Анализ выполненных работ.

(В конце урока дети выходят к доске и демонстрируют свои работы. Они сами дают оценку своему творчеству. )

-Оцените свою работу. А что вы скажите о работе своего друга?

-Ребята, мне ваши работы очень понравились. Вы смогли точно и полно передать в своих картинах стихию бури в море.

( обобщаю мнение детей и даю оценку каждой работе ученика.


8.Д/З

- И так, вам необходимо нарисовать дома рисунок, который связан был бы с водой.


9.Рефлексия.

-Понравился вам наш урок? Всё вам ли удалось воплотить в ваших картинах?

-Отметьте ваше настроение смайликом.


-Занятие я хочу закончить стихотворением.


Берегите воду

Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных её все стеречь.
Иначе закончится, может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.


-Наш урок закончен! Всем спасибо за урок!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Барко Надежда Фёдоровна

Дата: 09.11.2016

Номер свидетельства: 357181


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства