kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему "Роль светотени в композиции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект открытого урока на тему "Роль светотени в композиции"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Роль светотени в композиции"»

План конспект открытого урока

Тема урока: «Роль светотени в композиции»

Цель: выполнение упражнений на светотень.

Задачи:

образовательные: изучение начальных сведений о светотени (свет, собственная тень, блик, рефлекс, падающая тень)

развивающие: развитие наблюдательности, внимания, графических навыков;

воспитательные: воспитание целеустремлённости, стремления к получению положительного результата.

УУД:

личностные:

Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности.

познавательные: анализировать предлагаемое задание, рассматривать и анализировать картины художников, обобщать, делать выводы.


Планируемые результаты:

предметные: пользоваться материалами, видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками объёмного изображения предмета и группы предметов;

личностные: развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия;

метапредметные: формирование навыков соотнесения переживаний с контекстами художественной культуры.

Тип урока: комбинированный


Основные понятия:

Что такое светотень? Какие бывают типы освещения?

Что такое контражурное освещение?

Какую роль играет свет?


Ресурсы: презентация «Светотень», учебник, плакаты с методическими разработками по выполнению рисунка к теме урока, графические материалы для выполнения задания.


Технологическая карта урока



Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Осуществляемые действия

Формирование умений

Организацин- ный момент

2 мин.

Включение в учебную деятельность.

Сегодня мы продолжаем работать над нашим большим разделом «Мир наших вещей» – Послушайте стихотворение и постарайтесь объяснить, почему я его прочитала?




Мотивация учебной деятельности

2 мин.

Подготовка учащихся к восприятию и активной познавательной деятельности.

Зажегся свет. Мелькнула тень в окне.

Все лампы, фонари - сюда сбежались.

Потом луна вошла в квадрат двора,

и серебро и желтый свет смешались.

Свет засверкал. Намек на сумрак стерт.

Но хоть обрушь прожекторов лавину,

а свет всегда наполовину мертв,

как тот, кто освещен наполовину.

Иосиф Бродский

Распахнутая дверь стены касалась.

Плафон качнулся. Но темней вдвойне

тому, кто был внизу, все показалось.

Была почти полночная пора.



Возможный ответ (как нарисовать свет, освещение и т.п.)

Восприятие произведений искусства

Умение находить связи с прошлым, изученным, жизненным опытом людей.

Актуализация знаний

2 мин.

Готовность мышления и осознание потребности осуществлять связи от «известного» к «неизвестному»

повторение и закрепление ранее изученного.

Тогда нужно связать предыдущий материал с нашей новой темой.

Вопросы для повторения:

Для чего необходимо изучать законы перспективы?

Как проявляются законы линейной перспективы в картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники»? стр.162.

Дайте понятие линии горизонта и точки схода.



Основные положения предыдущего урока – изображению куба с учётом линейной (наблюдательной) перспективы. Вспоминаем и обсуждаем основные правила линейной перспективы. Вспоминаем особенности воздушной перспективы, которая в натюрморте определяется через освещение предметов, что и подводит нас к рассмотрению новой темы.

Участие в закреплении ранее изученного теоретического материала

Умение отличать и выделять основные особенности линейной перспективы

Сообщение нового материала

4 мин.

Включение «открытия» в систему знаний.

 Беседа с постановкой проблемы. Демонстрируется разное освящение предмета. Задаётся вопрос: Свет разделяет поверхность предмета на…

(теневую и освещенную стороны) – стр.69.

              – Сформулируйте ответ на заданный вопрос.

              Ответ – перечисляются компоненты светотени. Светотень – это распределение света на поверхности предмета, которое зависит от формы предмета, характера поверхности (гладкая, шероховатая и т.п.), окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета. Свет – освещённая поверхность предмета. Тень (собственная тень) – часть поверхности предмета, куда лучи света не попадают, то есть неосвещённая поверхность предмета. Полутень – поверхность предмета, освещённая косыми, скользящими лучами света. На круглых предметах полутень показывает плавный переход освещённой части формы в затемнённую – тень. Рефлекс – отражение в теневой части предмета света и цвета другой поверхности. Блик – самое светлое пятно на поверхности предмета, имеющего гладкую, глянцевую поверхность. Падающая тень – тень, которая образуется от конкретного предмета на какой-либо поверхности стола, стены или на других предметах.

              Работа с учебником. Анализ картин художников – «Святой Иосиф-плотник» Ж де Латур, «Натюрморт» Ф.Сурбаран, «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи. На данных примерах обсуждается как раньше использовался метод направленного потока света (луча). Характерная светотень стала одним из самых мощных средств художественной выразительности в творчестве старых мастеров.

               Виды освещения.

Существуют несколько источников света: естественный, искусственный, смешанный. Освещение бывает направленным, рассеянным, комбинированным.

Направленное освещение. Примером направленного освещения являются прямые лучи Солнца в ясный погожий день.

Рассеянное освещение. Данный тип освещения создается при помощи солнечного света сквозь облака или туман, при помощи светильника и т.д. Рассеянный свет дает мягкое освещение, оно распределяется по поверхности объекта равномерно и одинаково. Тени и блики в этом случае отсутствуют. При помощи рассеянного освещения предается не только форма, но и цвет.

Комбинированное освещение. Такое освещение представляет собой синтез направленного и рассеянного света. Оно наиболее предпочтительно, так как имеет свойство образовывать полутени, которые создают впечатление объема предмета. При помощи комбинированного освещения изменяется яркость света.

Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Обратим внимание на выразительные возможности фронтального, бокового и контражурного освещений. Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним.

Участие в беседе. Знакомство с источниками освещения.

Умение выделять главное в изучении нового материала.



Практическая работа. Закрепление изученного материала

30 мин.

Формирование навыков работы в тоне в графической технике



         Выполнение рисунка объемных предметов с ярко выраженной светотеневой моделировкой Изображение бидона или кофейника с передачей объема средством светотени.

         Во время практической работы - целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.                

         Рисунок выполняется последовательно – сюжет, компоновка изображения, разработка деталей, проработка штриховкой в установленной последовательности..

         Индивидуальная работа с учащимися заключается в помощи в случае сложившихся трудностей по выполнению операций, предусмотренных технологией выполнения композиции.

ребята обсуждают этапы выполнения рисунка, рисуют предложенную объемную модель с использованием светотени.



освоение 

основных приемов графической техники.

Итог урока. Рефлексия

4-5 мин

Самооценка результатов деятельности.

         Предлагается алгоритм обсуждения работ и личных оценок собственного творческого труда

презентация композиций, ребята обсуждают работы

умение анализировать, высказывать свое мнение

Домашнее задание

1мин.

Заинтересовать школьников к более глубокому изучению материала (познавательная самостоятельн. деятельность)

         Предлагается просмотреть в интернете другие видео материалы по теме

сбор дополнительного материала (по желанию)

навыки поисковой деятельности в системе Интернет






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Открытый урок на тему "Роль светотени в композиции"

Автор: Лилия Дамировна Рахманова

Дата: 29.03.2022

Номер свидетельства: 603688

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства