Мотивация учебной деятельности 2 мин. | Подготовка учащихся к восприятию и активной познавательной деятельности. | Зажегся свет. Мелькнула тень в окне. Все лампы, фонари - сюда сбежались. Потом луна вошла в квадрат двора, и серебро и желтый свет смешались. Свет засверкал. Намек на сумрак стерт. Но хоть обрушь прожекторов лавину, а свет всегда наполовину мертв, как тот, кто освещен наполовину. Иосиф Бродский | Распахнутая дверь стены касалась. Плафон качнулся. Но темней вдвойне тому, кто был внизу, все показалось. Была почти полночная пора. Возможный ответ (как нарисовать свет, освещение и т.п.) | Восприятие произведений искусства | Умение находить связи с прошлым, изученным, жизненным опытом людей. |
Актуализация знаний 2 мин. | Готовность мышления и осознание потребности осуществлять связи от «известного» к «неизвестному» повторение и закрепление ранее изученного. | Тогда нужно связать предыдущий материал с нашей новой темой. Вопросы для повторения: Для чего необходимо изучать законы перспективы? Как проявляются законы линейной перспективы в картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники»? стр.162. Дайте понятие линии горизонта и точки схода. Основные положения предыдущего урока – изображению куба с учётом линейной (наблюдательной) перспективы. Вспоминаем и обсуждаем основные правила линейной перспективы. Вспоминаем особенности воздушной перспективы, которая в натюрморте определяется через освещение предметов, что и подводит нас к рассмотрению новой темы. | Участие в закреплении ранее изученного теоретического материала | Умение отличать и выделять основные особенности линейной перспективы |
Сообщение нового материала 4 мин. | Включение «открытия» в систему знаний. | Беседа с постановкой проблемы. Демонстрируется разное освящение предмета. Задаётся вопрос: Свет разделяет поверхность предмета на… (теневую и освещенную стороны) – стр.69. – Сформулируйте ответ на заданный вопрос. Ответ – перечисляются компоненты светотени. Светотень – это распределение света на поверхности предмета, которое зависит от формы предмета, характера поверхности (гладкая, шероховатая и т.п.), окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета. Свет – освещённая поверхность предмета. Тень (собственная тень) – часть поверхности предмета, куда лучи света не попадают, то есть неосвещённая поверхность предмета. Полутень – поверхность предмета, освещённая косыми, скользящими лучами света. На круглых предметах полутень показывает плавный переход освещённой части формы в затемнённую – тень. Рефлекс – отражение в теневой части предмета света и цвета другой поверхности. Блик – самое светлое пятно на поверхности предмета, имеющего гладкую, глянцевую поверхность. Падающая тень – тень, которая образуется от конкретного предмета на какой-либо поверхности стола, стены или на других предметах. Работа с учебником. Анализ картин художников – «Святой Иосиф-плотник» Ж де Латур, «Натюрморт» Ф.Сурбаран, «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи. На данных примерах обсуждается как раньше использовался метод направленного потока света (луча). Характерная светотень стала одним из самых мощных средств художественной выразительности в творчестве старых мастеров. Виды освещения. Существуют несколько источников света: естественный, искусственный, смешанный. Освещение бывает направленным, рассеянным, комбинированным. Направленное освещение. Примером направленного освещения являются прямые лучи Солнца в ясный погожий день. Рассеянное освещение. Данный тип освещения создается при помощи солнечного света сквозь облака или туман, при помощи светильника и т.д. Рассеянный свет дает мягкое освещение, оно распределяется по поверхности объекта равномерно и одинаково. Тени и блики в этом случае отсутствуют. При помощи рассеянного освещения предается не только форма, но и цвет. Комбинированное освещение. Такое освещение представляет собой синтез направленного и рассеянного света. Оно наиболее предпочтительно, так как имеет свойство образовывать полутени, которые создают впечатление объема предмета. При помощи комбинированного освещения изменяется яркость света. Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Обратим внимание на выразительные возможности фронтального, бокового и контражурного освещений. Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. | Участие в беседе. Знакомство с источниками освещения. | Умение выделять главное в изучении нового материала. |
Практическая работа. Закрепление изученного материала 30 мин. | Формирование навыков работы в тоне в графической технике | Выполнение рисунка объемных предметов с ярко выраженной светотеневой моделировкой Изображение бидона или кофейника с передачей объема средством светотени. Во время практической работы - целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы. Рисунок выполняется последовательно – сюжет, компоновка изображения, разработка деталей, проработка штриховкой в установленной последовательности.. Индивидуальная работа с учащимися заключается в помощи в случае сложившихся трудностей по выполнению операций, предусмотренных технологией выполнения композиции. | ребята обсуждают этапы выполнения рисунка, рисуют предложенную объемную модель с использованием светотени. | освоение основных приемов графической техники. |
Итог урока. Рефлексия 4-5 мин | Самооценка результатов деятельности. | Предлагается алгоритм обсуждения работ и личных оценок собственного творческого труда | презентация композиций, ребята обсуждают работы | умение анализировать, высказывать свое мнение |
Домашнее задание 1мин. | Заинтересовать школьников к более глубокому изучению материала (познавательная самостоятельн. деятельность) | Предлагается просмотреть в интернете другие видео материалы по теме | сбор дополнительного материала (по желанию) | навыки поисковой деятельности в системе Интернет |