Открытый урок "Пришла, рассыпалась, повисла на суках дубов..."
Открытый урок "Пришла, рассыпалась, повисла на суках дубов..."
План урока:
1. Беседа «Зима в творчестве К. Ф. Юона».
2.Игра «Соотнеси картинки и слова».
3. Гимнастика для глаз.
4. Творческая практическая деятельность учащихся (иллюстрирование специально подобранного рассказа-описания).
5. «Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы». Рефлексия.
Цели урока:
формировать умение рисовать объекты природы; развивать наблюдательность и творческое воображение при прослушивании литературного и музыкального произведения
Задачи художественного развития учащихся:
формирование навыков работы красками (гуашь, акварель);
развитие способности к творческому самовыражению.
Формы и методы обучения:
частично – поисковый (эвристический) метод; фронтальная и индивидуальная, дифференцированные задания
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Пришла, рассыпалась, повисла на суках дубов..." »
Урок в 3 классе
«Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов…»
(А. С. Пушкин)
Образовательные ресурсы:
Зрительный ряд:
- репродукция К. Ф. Юона «Русская зима»,
- стенд с фотопейзажами (иллюстрированный материал в качестве дополнительного средства обучения и развития),
- раздаточный материал: репродукции каждому ученику (для обеспечения оптимальной видимости); снег (зрительные ощущения, дополненные сенсорными, создадут более углубленный анализ темы);
литературный ряд:
- сборник стихов А.С.Пушкина, загадки;
музыкальный ряд:
- произведения Вивальди «Времена года»;
художественные материалы:
- гуашь, кисти, альбом
План урока:
1. Беседа «Зима в творчестве К. Ф. Юона».
2.Игра «Соотнеси картинки и слова».
3. Гимнастика для глаз.
4. Творческая практическая деятельность учащихся (иллюстрирование специально подобранного рассказа-описания).
5. «Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы». Рефлексия.
Цели урока:
формировать умение рисовать объекты природы; развивать наблюдательность и творческое воображение при прослушивании литературного и музыкального произведения
Задачи художественного развития учащихся:
формирование навыков работы красками (гуашь, акварель);
развитие способности к творческому самовыражению.
Формы и методы обучения:
частично – поисковый (эвристический) метод; фронтальная и индивидуальная
УУД (умение учиться).
Регулятивные: строит композицию рисунка по словесному описанию учителя, учитывая особенности изображения пространственных отношений предметов, создает рисунок, используя выразительные свойства художественного материала (гуашь); оценивает результат своего труда;
Познавательные: знакомство с творчеством К. Юона;
понимание значения и связи изобразительного искусства, литературы музыки в жизни каждого человека
Личностные: закрепление знаний о жанре пейзажа, развитие умения использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей,
формирование навыков работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения, развитие способностей к творческому самовыражению.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Ход занятия
1. Организационный момент (психологический настрой)
- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости. Повернитесь, пожалуйста, к ним, улыбнитесь и садитесь. Давайте порадуем их своей работой на уроке.
2. Сообщение темы урока и постановка цели (эвристическое определение темы урока). Регулятивные УУД.
- Тему урока вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку:
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зима)
- Правильно, зима – удивительное время года (открываю доску, где написана тема урока).
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов…
(А. С. Пушкин)
Вот такое необычное метафорическое выражение о зиме мы можем прочесть в стихотворении величайшего мастера слова Александра Сергеевича Пушкина. Ребята, сегодня на уроке мы будем читать стихи о зиме, слушать музыкальные произведения Вивальди «Времена года», познакомимся с замечательным художником и его картиной, и, конечно же, будем рисовать. В процессе урока, подумайте, что общего в произведениях мастеров разных видов искусств.
3. Введение в тему урока. Познавательные УУД.
- Многие писатели и художники, композиторы любили русскую зиму и называли ее различными ласковыми именами. Перед вами стенд с картинками и фотографиями о зиме. Нужно подобрать к каждой картинке табличку с названием. Игра «Соотнеси картинки и слова».
- Сегодня я вас познакомлю с замечательным художником, Константином Федоровичем Юоном. Посмотрим, как он изобразил зиму. Но вначале я расскажу немного о биографии художника. Рисовать Юон начал с восьми лет, и всю жизнь посвятил живописи. Он очень любил весну и зиму. Художник писал: «Я искал новые краски в природе, в русской весне и зиме.» Природа в произведениях мастера никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое. По словам искусствоведа Д. Аргина, «Юон верен традиции русской пейзажной живописи, сумевшей найти для родной природы свои ясные и чистые звуки». Его картина о зиме можно смело назвать песней русской зиме.
4. Рассматривание картины
Использую отрывок из цикла музыкальных произведений Вивальди «Времена года». Эта музыка помогает прочувствовать красоту русской зимней природы, вызвать чувство радости, восторга, восхищения. Раздаю репродукции с картины Юона «Русская зима».
5. Беседа по содержанию картины.
- Ребята, какой жанр живописи изображен на картине?
- Каков колорит картины?
- Как строит композицию художник?
- Зима – это, прежде всего, снег. А какой он – снег? (раздаю баночки со снегом). Давайте потрогаем его, понюхаем… Опишите снег. Какие ассоциации, какие чувства он у вас вызывает?
- А как художник Юон изображает снег?
- Художник убеждает нас, что зима – волшебница. Что в картине создает образ волшебницы-зимы, какие превращения совершила зима?
- Глядя на картину, какие строки из стихотворений хочется вам прочитать?
- Какое общее впечатление производит на вас эта картина?
6. Гимнастика для глаз
(проводим релаксацию с помощью рисованной схемы или компьютерной программы)
7. Практическая работа. Личностные УУД.
Сильным ребятам первой группы: выполнить пейзаж по представлению с изображением птиц, используя либо акварель, либо гуашь, используя холодную палитру цветов и придумать название своим картинам.
Ребятам второй группы: выполнить рисунок гуашевыми красками на бумаге голубого цвета, используя холодную палитру цветов (синюю и белую) и придумать название своим картинам.
Ребятам третьей группы: выполнить иллюстрацию к моему рассказу-описанию и придумать название своим картинам.
Слушайте рассказ - описание.
Зима.
На переднем плане, слева внизу листа стоит заснеженная ель. На втором плане, посередине листа - дом с окном, правее - дерево. У линии горизонта, чуть выше середины листа, виднеется силуэт леса. Идет снег.
- Нарисуем в воздухе руками композицию будущего рисунка. Кто сможет повторить, где какой объект расположен (при необходимости проговариваю еще раз).
- Приступаем к работе на листе (включаю музыку). Провожу индивидуальную работу в процессе рисования.
Закончили рисовать, вывешиваю работы на доске и говорю положительные моменты и минусы в работах.
8. Подведение итогов урока. Коммуникативные УУД.
- Ребята, мы с вами сегодня сделали художественный анализ картины, послушали музыку, почитали стихи, порисовали.
- У каждого вида искусств есть свои средства художественной выразительности: у музыки – гармония звуков, интонаций; у живописи – гармония линий, цвета, композиционных форм; у литературы, поэзии – гармония слов. Вначале урока я вас просила проследить, что объединило разные виды искусств на сегодняшнем уроке, и что общего в творчестве великих мастеров (умение видеть прекрасное, любовь к родной природе, желание передать красоту зрителю, слушателю, читателю).
Развешиваю оформленные в рамки из белой плотной бумаги работы учащихся и вместе отмечаем наиболее удачные рисунки. Оцениваю работу учащихся.