Открытый урок по ДПИ Тема: "Шедеврыдекоративного искусства и миниатюрной живописи
Открытый урок по ДПИ Тема: "Шедеврыдекоративного искусства и миниатюрной живописи
Тема урока "Шедевры декораративного искусства и миниатюрной живописи"знакомит учащихся с миниатюрной росписью пасхальных яиц славянского, декоративного искусства, традиционными элетментами и орнаментами славянской живописи. На уроке используются игровые и диапазонные методы, использование средств ТСО, средства наглядности.Используется групповая, индивидуальнаяи фронтальная форма работы на уроке.
Смена вида деятельности, рассказ о празднике, просмотр фильма, беседа - повторение, практическая работа способствовали сосредоточению внимания учащихся. На уроке была создана творческая атмосфера..
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по ДПИ Тема: "Шедеврыдекоративного искусства и миниатюрной живописи »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
Открытый урок
Тема: «Шедевры миниатюрной живописи»
занятие по ДПИ, 6 класс
разработала:
Бирюкова С.В.
г. Новошахтинск
2014 г.
Почему же я выбрала именно эту тему для своего занятия – тему миниатюрной живописи и декоративного оформления пасхальных яиц? Праздник Пасхи – это главный христианский праздник на Руси. Пасха – это торжество жизни над смертью. Праздники бывают разными. Их не так уж мало: это и приближающийся Новый Год, и Рождество, и Пасха, и Ивана Купала. праздник – это особая страница в жизни каждого человека. И за каждым из праздников стоят свои обычаи, определенные правила поведения, игры, традиции.
Мы живем в России, где все великие христианские праздники и добрые традиции возрождаются. С праздником Пасхи связано много обрядов и традиций, которые, к сожалению, наши дети, да и мы сами не знаем. Я провожу с ребятами это занятие, чтобы показать и рассказать об этом празднике, о его истоках, традициях, показать роль народного творчества в эстетическом и духовном восприятии школьников.
Искусство декоративного оформления яйца красивыми орнаментами восходит своими истоками к языческому культу православия солнца и весеннего пробуждения. И основным композиционным началом, украшением пасхальных яиц, служит орнамент, о значении, видах, мотивах которого и пойдет речь на этом занятии. Я показываю, как можно эту тему – украшения пасхальных яиц, развивать в разных классах, объединения предметов одной тематики.
Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, художественные идеи которого – неотъемлемая часть культуры отечества. И от отношения всех и каждого к нему зависит его судьба. Забота о народном творчестве, не обрывающаяся связь времен, эстетическое единство – это долг и обязанность каждого человека.
1.Тема:Шедевры миниатюрной живописи.
Цель урока: Освоение техники росписи гуашевыми красками макета пасхального деревянного яйца.
Задачи урока:
Образовательная: Познакомить учащихся с миниатюрной росписью славянского декоративного искусства, повторить традиционные элементы и орнаменты славянской живописи, сравнить орнаментальные схемы с композицией, научить последовательно вести работу карандашом, красками на геометрическом теле.
Воспитательная: воспитать аккуратность при выполнении линейного рисунка, работы красками, обратить внимание на организацию рабочего места, воспитывать любовь к родному краю, историческому прошлому своего народа, приобщение учащихся к народным традициям и национальным обычаям.
Развивающая: формировать у учащихся умение свободно работать карандашом и кистью, способствовать развитию наблюдательности, воображения, кругозора.
Тип урока: комбинированный.
Содержание: Научность, доступность, включены факты, стимулирующие познавательную деятельность.
Методы: использование игровых и диапазонных методов, практическая работа учащихся, живое слово учителя, самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа, использование средств ТСО, межпредметные связи, средства наглядности.
2. Формы работы : Фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
Для учителя: пасхальный натюрморт, динамические пособия видов орнамента, наглядные пособия «Орнаментальная схема», «Варианты композиции писанок», корзина с декоративными пасхальными яйцами, примерная работа (предметная наглядность)
Для учащихся: гуашевые краски, карандаши, ластик, кисти, баночки с водой, чистые кусочки ткани, контуры.
ТСО : Видео фильм «Шедевры миниатюрной живописи», «Пасхальный перезвон», «музыкальные зарисовки» (аудиозапись)
ХОД ЗАНЯТИЯ. 2 урока по 45 минут.
Организационный процесс. 2 минуты.
Объяснение нового материала: 15 минут
Вступительная беседа:
История возникновения праздника ПАСХИ.
Атрибуты пасхального торжества.
Просмотр видеофильма «Шедевры миниатюрной живописи». Творчество К. Фаберже. 15 минут.
Ознакомление с целями и задачами занятия 2 минуты.
Беседа по видам и мотивам орнамента 15 минут.
Самостоятельная работа учащихся. 35 минут
Анализ выполненных работ. Подведение итогов занятия 5 минут.
Задание на дом. 1 минута.
3. Содержание урока
Организационный
момент. Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Прошу вас проверить организацию вашего рабочего места – макет деревянного яйца перед вами, краски, простой карандаш, ластик и кисти, баночка с водой находится со стороны рабочей руки.
А сейчас можно расслабиться, сесть свободно на стуле и внимательно меня послушать.
беседа. на экране изображение Московского кремля. Звук
Слово учителя. постепенно становится тише.
- История возникновения праздника Светлого Христова Воскресения – Новозаветная Пасха – это самый главный Христианский праздник на Руси. Именно он как Царь дней, как праздник праздников. В честь праздника Пасхи совершается самое торжественное богослужение – Пасхальная полуночница, крестный ход с зажжёнными свечами вокруг храма и божественная литургия.
К сожалению, немного картин с изображением этого праздника. Поэтому мы решили показать вам работу, выполненную учащейся нашей школы на тему «Светлое Пасхальное Воскресение»
Выступление учащейся около доски. На доске висит ее оформленная работа.
Слово учащейся: Само название «Пасха» пришло к нам из греческого язы ка и дословно обозначает «избавление». Пасха для христиан является переходом от смерти к вечной блаженной жизни. Под Пасхой подразумевается Светлая неделя Воскресенья Христова.
Описывает свою работу: Задолго до полуночи верующие в светлых одеждах стекаются в храм и ожидают наступающего пасхального торжества. Священнослужители с крестом и светильниками вместе с народом обходят вокруг церкви с пением, молящие с зажженными свечами.
Слово учителя Спасибо за пересказ, я думаю, что он помог ребятам поближе познакомиться с традициями этого праздника.
Чтобы еще больше подчеркнуть значение праздника, христиане традиционно готовят кушанья.
Учитель: - Правильно, ребята. Украшают стол тремя атрибутами: пасхой, куличом, крашенными яйцами. После того, как над этими кушаньями совершен обряд освещения, их разрешено употреблять в пищу.
Учитель: Освящение столового творога (т.е. сыра – так называли на
На столе стоит Руси творог) именовалось пасхой. Она символизирует Хрис-
натюрморт: тову Церковь. Для ее приготовления использовали деревян-
атрибуты ные формы разной величины. Это разъемные скрепленные
пасхального шпильками ящики (показывается на пособии) в виде пирами-
торжества. ды. Стенки украшены внутри разными узорами, или буквами - ХВ. Кулич – это то, что мы сейчас называем Пасхой, а по церковному обряду – это освященный хлеб.
Теперь мы поговорим о третьем атрибуте праздника – яйцах. Это главный пасхальный символ Воскресенья, т.к. из яйца рождается новая жизнь. Подражая Марии Магдалине, христиане друг другу дарят крашенные яйца и приговаривают:
- А подарку сопутствуют и развлечения: катание и бой яиц.
Учитель:
Просмотр А сейчас ребята, вернемся к истории. Несколько десятков лет
видеофильма мы умудрялисьобходить молчанием имя художника, чьи произведения кормили всю Россию. 19 сентября 2007 года – 87 лет назадв Швейцарии умер легендарный русский ювелир Петер Карл Фаберже. Сейчас вы посмотрите фрагмент видеофильма, в котором увидите историю рождения, процветания и разорения фирмы Фаберже. А после просмотра ответьте на следующие вопросы:
- Сколько всего было изготовлено яиц? (56).
- Сколько бесследно исчезло? (8 штук)
- Сколько времени уходило на изготовление одного Пасхального яйца? (1 год)
После просмотра учитель опрашивает ребят и подводит итог беседы. Фаберже говорил: «Пасхальные яйца – это не просто ювелирные шедевры. Это символ могущества Императорской власти и высокой культуры страны»
Ознакомление с Итак, ребята, как вы уже давно догадались, сегодня на уро-
целями и зада- ке мы должны расписать пасхальные яйца. А для успеш-
чами занятия ного выполнения этой цели мы повторим традиционные элементы орнамента, используемые в писанках, сравним орнаментальные схемы с композицией, познакомимся с мотивами росписи яиц.
Беседа. Слово учителя.
Учитель: - Ребята, так что же такое орнамент?
Учащиеся: - Это красивое сочетание и чередование различных элементов.
Учитель: -А для чего он нужен, где встречается?
Учащиеся: - Для украшения быта, одежды, архитектуры, посуды.
Учитель: -Какие виды орнамента вы знаете?
Учащиеся: - Орнаменты бывают в полосе, круге, квадрате.
Учитель: - Мы уже говорили, что древние славяне применяли для росписи декоративные строчки, символизирующие движение (волнистые, прямые, и ломанные) и использовали различные солнечные знаки (точки, кружочки, лучины)
Пасхальный Их вы использовали в прошлом году, когда выполняли вос-
натюрморт. кографию. Посмотрите на свою коллективную работу и
Коллективная улыбнитесь, это ваше творчество (использование магнитной
работа. доски).
А для того , чтобы построить более сложный фрагмент, надо что применить?
Учащиеся: - Орнаментальные схемы
Учитель: - Из чего они состоят?
Учащиеся: - Из линий экватора, параллелей, меридианов и переплетения всех линий.
У доски, работа Учитель: - Давайте попробуем соотнести орнаментальные
по таблице. схемы и цветные варианты композиции и найдем подходящие пары.
Учитель: - Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны!
А сейчас мы поговорим о мотивах росписи. Мотив – это тема орнамента. Обратите внимание на название композиции. Искусство декоративного оформления яйца красивыми орнаментами уходит своими истоками еще к языческому культу. Яйцо – символ рождения природы, бесконечности жизни. Воспевания солнца как источника жизни на земле. Вот почему самые распространенные орнаменты - солярные, т.е. солнечные знаки и растительные мотивы.
Слово учащихся.
1 учащийся. Один из самых распространенных мотивов в декоративно-прикладном искусстве – это солярные знаки (всевозможное сочетание кругов, кружки с лучиками).
2 учащийся. Еще один декоративный мотив – цветы: ромашки, колокольчики. Все они похожи на растущие по форме лепестки и в то же время сказочные по расцветке.
3 учащийся. Цветы – солнышки, они похожи на маленькие солнышки. Если такие цветы располагают на полюсах, то это символизирует восход и закат – непрерывную смену дня и ночи, бесконечность жизни.
4 учащийся. Символ красоты – веточки с цветами. Растительные элементы: цветы, листья, ветки, букеты.
5 учащийся. Символ долголетия – дубовые листья.
6 учащийся. Абстрактные мотивы – это точки, круги и линии. Они бывают очень сложными по композиции.
Учитель: Обратите внимание, ребята, как помогает орнаментальная сетка строить различные композиции.
Итак, ребята, мы повторили, что такое орнамент. Его элементы и виды. Мы еще раз убедились, что без орнаментальной сетки тяжело построить композицию и повторили мотивы композиции.
Самостоятельная Вы хорошо усвоили теоретическую часть, на прошлом занятии выполнили эскизы пасхальных яиц. Яйца крашенные
работа в один цвет, называют крашенными. Мы же будем их
учащихся. расписывать, т.е. цветные яйца называли яйчатами.
Приготовьте художественные материалы и принадлежности (макеты яиц загрунтованы, на них нанесите карандашом орнамент)
Аккуратно, не спеша, приступаем к выполнению работы.
Методические Лучше работать тонкой кистью, краску старайтесь наносить
Советы практически без воды, т.к. цвет потечет.
После высыхания краски, когда работа будет завершена, можно украсить декоративным контуром.
В процессе выполнения задания учащимися, учитель ведет индивидуальную работу, дает методические советы.
Подведение Выполненные работы выставлены на выставочный стол.
итога занятия. Дети дают характеристику детским шедеврам, отличая положительные и отрицательные моменты.
Техника воскографии для учащихся 4 класса.
Орнаментальная сетка с сюжетом
Учитель: Я вижу, ребята, как вы сегодня старались. Все молодцы! И ваши старания не прошли зря. Обратите внимание на единство пользы и красоты старинного и современного декоративного искусства и бытового дизайна.
Задание на дом. Домашнее задание: поделиться с родными той информацией о празднике Пасхи, которую вы сегодня получили на нашем занятии.
Спасибо за урок. Все свободны.
Можно навести порядок на своих рабочих местах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
.
«Методические пособия и писанки. Последовательность выполнения яйчат» 2004 г.
Детский журнал «Свечка»
Статьи из местных газет «Знамя шахтера», «Ориентир» 2000 – 2006г.г.
Русская Пасха. Справочное издание. Автор составитель Конева Л.С., Москва – Минск., Аст Харвест, 2005.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Цель урока: Правильное композиционное расположение рисунка на формате листа. Линейное построение формы с учетом законов перспективы. Выявление объемно-пространственного и конструктивного строения изображаемого объекта средствами линии.
Задачи:
Образовательные: повторить правила компоновки предметов натюрморта в листе, конструктивное построение геометрических предметов.
Развивающие: развивать наблюдательность, умение анализировать и сравнивать.
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, чувство гармонии, аккуратность в работе.
Оборудование:
Для учащихся: карандаши разной мягкости, ластик, формат бумаги А 3
Для педагога: методические пособия
План урока
Организационная часть урока: проверка готовности учащихся к уроку
Объяснение нового материала
Четкая постановка целей и задач
Вводная беседа
Объяснение нового материала
Самостоятельная практическая работа учащихся
Постановка задачи перед учащимися, методические указания к работе
На сегодняшнем уроке рисунка вам, ребята понадобится формат плотной ватманской бумаги размером А3, карандаши разной твердости, ластик. Проверьте готовность вашего рабочего места, чтобы организационные вопросы не отвлекали нас больше от работы.
Задачей этого урока является конструктивное построение натюрморта состоящего из 2-х геометрических тел: конуса и шара.
Рисунок - вид искусства и самый древний вид графики. Это средство мышления, познания человеком окружающего мира и образного отражения этого мира, самая высокоразвитая форма человеческого труда. Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства и является ведущей дисциплиной в системе художественного образования. Рисунок -ядро, главный элемент конструкции любого вида изобразительного искусства. (рис. 1.1). Форма рисунка - это изображение, начертание на плоскости. Но познаваемый мир не плоскость, а трехмерное пространство. Все предметы этого мира трехмерны, они объемны, как и сам мир . Цель рисунка - передать в двухмерном пространстве плоскости трехмерный объем. В основе обучения рисунку стоит задача развития способности мыслить объемами в пространстве и видеть сложность мира через простые понятия (рис. 1.2).
Работа над рисунком начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Предварительно вы должны осмотреть натуру со всех сторон и определить, с какой точки зрения выгоднее (эффективнее) разместить изображение на плоскости. Прежде чем приступить к рисунку вы должны ознакомиться с натурой, отметить ее характерные особенности, понять ее строение.
Изучение натуры начинается с непосредственного наблюдения. Вы вначале зрительно знакомитесь с натурой, а затем переключает внимание на ее пропорции, характер формы, движение и освещение. Такое предварительное наблюдение натуры служит ступенью к детальному анализу объекта.
Предметы нашего натюрморта – шар и конус – являются телами вращения.
Тела вращения характеризуются осью, радиусами оснований и конструктивными точками образующей поверхности тел.
Конусопределяется радиусом окружности основания и точкой вершины, поэтому при его построении, работу следует начинать с построения окружности основания в перспективном ракурсе. Построив окружность (эллипс) основания конуса, необходимо определить его вершину. Для чего от центра основания эллипса проводят вверх вертикальную линию — ось вращения, перпендикулярную к большой оси эллипса. Следует напомнить, что ось вращения и есть ось конуса, которая, независимо от положения в пространстве относительно угла зрения рисующего, всегда перпендикулярна к кругу основания конуса. Определив ось конуса с учетом его пропорции, отмечают точкой его вершину. После этого на окружности основания симметрично намечают пространственные точки образующей и соединяют их с точкой вершины конуса.
Шар имеет замкнутую сферическую поверхность, особенность строения которой заключается в том, что все ее конструктивные точки находятся на равном удалении от центра . Таким образом, поверхность шара рассматривается как форма, образованная вращением окружностей (образующих) вокруг оси (диаметра), Линейно-конструктивное построение шара не представляет особой сложности, значительно сложнее выявить его форму светотенью .
Итак, фору предметов нашего натюрморта мы проанализировали. Теперь можно приступать к практической части урока.
Важно продумать, как лучше расположить натюрморт на листе бумаги — в вертикальном или горизонтальном положении . Целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения, разместив изображение в разных форматах. Наиболее выразительное композиционное решение переносят на основной лист. Или использовать для этой цели видоискатель. При рисовании натюрморта необходимо выделить его композиционный центр, т. е. главный в смысловом отношении предмет. Остальные предметы постановки являются второстепенными и подчинены композиционному центру. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Рисунок не должен упираться в края листа, но и не должен «плавать» на нем. Удачным будет такое композиционное размещение, в котором изображение умещается на листе целиком и не возникает желания сдвинуть рисунок в ту или иную сторону.
Этапы рисования геометрических тел группы
I этап. Компоновка, размещение группы предметов на плоскости листа. Наметив на листе бумаги местоположение группы предметов, следует приступить к определению размеров отдельных предметов. Соотнося их друг с другом с учетом взаимного расположения, следует наметить легкими линиями основные контуры предметов.
II этап. Перспективное построение конструкций объемных тел. Строя изображение предметов в перспективе, важно уделять особое внимание пропорциональному соотношению частей предметов между собой и с целым, так как правильно взятые пропорции в рисунке во многом предопределяют исход всей работы над построением изображения и всего рисунка в целом. Чтобы проследить за ходом построения отдельного предмета, нужно прорисовывать легкими линиями все его основные очертания, а затем нанести на теневые участки легкую светотень, тем самым подготавливая рисунок к полной светотональной проработке форм. Прежде чем перейти к светотональной проработке форм, необходимо проверить правильность решения предыдущих этапов работы. От того, насколько правильно построен и подготовлен рисунок к завершающему этапу, будет зависеть дальнейший ход работы. По мере завершения двух первых этапов работы не следует считать рисунок окончательным и безошибочным, так как в процессе рисования, как правило, допускаются те или иные ошибки. Поэтому переходить к детальной проработке форм следует, исправив ошибки и еще раз проверив пропорции, построение и перспективу.
III этап. Светотеневая проработка форм и подведение итогов работы. Данный этап можно отнести к одним из самых трудоемких и длительных, когда студенту предстоит довести рисунок до определенной степени завершенности, применяя все свои знания и умения практического выражения характера формы светотенью.
( практическая работа учащихся, индивидуальная работа с учащимися, предупреждение ошибок)
Итак, давайте подведем итоги сегодняшнего урока.
Кто скажет мне, какие виды рисунка бывают?
Перечислите мне этапы построения натюрморта.
Теперь давайте посмотрим на ваши работы и проанализируем проделанную работу.
Молодцы, очень хорошая работа на уроке. На следующем занятии мы продолжим работу над этим натюрмортом.