Развёрнутый план-конспект урока изобразительного искусства
Тема урока: « Бабы-Яги»
(2 час)
Вид урока: тематическое рисование
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
научить выражать в пейзаже настроение, состояние и заявленную тему через средства художественной выразительности;
познакомить с образом Бабы-Яги и художественной атмосферой в русском фольклоре;
научить изображать пейзаж со стаффажем.
Задачи урока:
Обучающие:
сформировать представление об образе Бабы-Яги и её жилища на основе различных русских народных сказок;
учить изображать отдельные элементы пейзажа (деревья, кусты, водоём, пни и т.д.), сказочную избу;
учить поэтапному ведению работы;
учить смешивать краски и работать со сложными цветами (палитра дополнительных цветов);
учить составлению гармоничной композиции;
учить терминологии (основные и дополнительные цвета, колорит, линия горизонта);
учить передаче образа, созданного в литературном произведении;
учить передаче настроения, эмоций и состояния посредством цвета, формы, композиционного строя;
Развивающие:
умение работать в технике акварели;
воображение;
навыки создания композиции;
ассоциативное и наглядно-образное мышление;
познания в области русского фольклора;
Воспитывающие:
внимательность;
интерес к народному творчеству;
аккуратность.
Задание на урок: изобразить Бабу-Ягу с передачей настроения.
Оборудование для урока: классная доска, указка, мел, акварельные краски, кисти, наглядные пособия, репродукции.
Условные обозначения:
1. Наглядные изображения;
2. Педагогический рисунок.
План урока:
Организационный момент.
Вступительная беседа.
Объяснение нового материала.
Практическая работа.
Организационное завершение.
ХОД УРОКА.
Орг. Момент:
Устанавливаю дисциплину в классе, напоминаю детям, что начался урок.
Приветствие:
- Здравствуйте, ребята
Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас есть для урока? Сегодня нам понадобится бумага формата А3 для акварели, карандаш, акварельные краски, кисти, баночка с водой, палитра. Весь список написан на доске.
Вступительная беседа:
- Сегодня у нас необычный урок, за героем наших рисунков мы отправимся в сказку.
- А что такое сказка? (Выдуманная занимательная история с несуществующими героями, где добро побеждает зло.)
- А за что вы любите сказки? (Ответы детей.)
- Наш герой живет в волшебных сказках. Назовите признаки волшебных сказок? (Волшебные предметы, чудесные превращения.)
- А кого мы будем рисовать, вы узнаете из загадки:
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка –
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!
- Правильно, это баба Яга.
- С самого раннего детства мы сталкиваемся с этим героем. Про Бабу Ягу написаны сказки, снимают фильмы, пишут музыку и рисуют. И что бы знать какой мы нарисуем бабу Ягу мы должны узнать о ней, как можно больше.
- Что же обозначает имя бабы Яги?
- Странное имя этой старушки переводят по-разному. По словарю Ожегова “ягать”− значит кричать, шуметь, бушевать. В другом словаре “яга” − это значит шуба, мехом наружу. Так же “яга” − очень похоже на слово йога, а йога обозначает мудрость, значит баба Яга – мудрая женщина. Единого мнения, что обозначает это имя, нет.
- А в кино образ Бабы Яги создал замечательный артист Георгий Миляр .Про него даже говорили, что он лучшая Баба Яга всех времен и народов. В его исполнении сказочная старуха представала пугающей, но и смешной одновременно. Это и делало ее чрезвычайно обаятельной .
- А кто же такая баба Яга?
Одни считают, что баба Яга – древнее славянское божество, старуха чародейка, наделенная магической силой, ей служат лесные животные и силы природы.
Другие считают бабу Ягу лесной хозяйкой, знахаркой, которая жила вдали от людей в глубине леса, собирала травы, коренья, делала лечебные отвары и снадобья.
Третьи считают бабу Ягой стражем между миром живых и мёртвых.
- А сейчас мы с вами поговорим о поступках, которые совершала баба Яга. Добро или зло несёт в себе этот образ в русских народных сказках (ответы детей).
– Баба Яга-советчица, выступает помощницей доброго молодца, который к ней приходит за советом, сообщая ему необходимую тайную информацию и он отправляется в дальний путь, но уже с наставлениями мудрой Яги.
– Баба Яга – дарительница (она одаривала героя волшебными предметами, которые помогали им или заклинанием, с помощью которых он и сможет одолеть того или иного сказочного злодея).
– Баба Яга – похитительница. В некоторых сказках баба Яга действительно сажала на лопату детей, что бы зажарить их в печи и съесть. На самом деле нет сказки, где бы Баба-Яга жарила детей, она только хочет это сделать.
- Давайте теперь сделаем вывод − баба Яга совершает какие поступки? ( как плохие, так и хорошие) .
- Наше исследование показало, что баба Яга не такая уж и вредная и злая старушка.
- А теперь давайте вспомним, что о бабе Яге вы узнали, читая сказки.
– Как выглядит она? (Старая, с косматыми волосами, одетая в лохмотья, у неё крючковатый нос и костяная нога.)
– А как она передвигается? (В ступе, заметая след помелом.)
– Где живет? (В лесу, в избушке на курьих ножках.)
- А каким вы видите этот лес? ( Тёмный, мрачный, непролазный.)
- Замечательно. Давайте посмотрим на иллюстрации. Посмотрите, какие цвета художники использовали, чтобы передать... какое настроение/состояние? ( Тревога, страх, ужас, тишина.)
- Художники используют мрачную гамму красок, тёмные, глубокие цвета, оттенки зелёного, синего, коричневого цветов; на всех изображениях мы видим ночь, непролазную чащу.
- А каково в лесу-то этом? (Жутко, мрачно, тишина зловещая стоит.)
А теперь посмотрите, как менялся образ бабы Яги с течением времени. Если в конце 19 века и в начале 20века она считалась злой ведьмой, то наши современники рисуют её стеснительной, немного даже кокетливой и совсем не страшной. Баба Яга может быть даже смешной.
Послушайте стихотворения о бабе Яге современных поэтов :
У бабы Яги захромала Избушка –
Как Баба Яга, она тоже старушка.
Коленка с утра очень сильно болит,
Понятное дело – проклятый артрит!
Лечить начинает Бабуля Избушку:
Горячей воды наливает в кадушку,
И, зелья плеская туда понемногу,
Попарь-ка, – она предлагает ей, – ногу!
Что это за зелье– огромный секрет!
Хранит его Бабушка тысячу лет!
В нём сто мухоморов и почки берёзы,
Две шкуры змеиных, кукушкины слёзы,
Ещё паутина с окрестных кустов...
Но точный рецепт я сказать не готов.
Стихотворение нина:
У бабы Яги отвратительный день:
С утра пригорела ватрушка,
На ножках куриных стоит набекрень
И вся покосилась избушка.
Поломана ступа, разорван сачок,
Не жизнь, а сплошное мученье.
А всё потому, что приехал внучок –
Гостит у нее с воскресенья.
Он скачет по лужам, плюётся, кричит,
С котом разодрался на крыше.
При этом имеет бессовестный вид
И бабушку будто не слышит.
Вздыхает Яга, мол, никак не пойму –
От рук совершенно отбился!
Но как ни крути, всё одно к одному –
В бабулю внучок получился.
- Сегодня мы нарисуем образ Бабы -Яги.
- Я думаю, что нашу Бабу Ягу мы тоже нарисуем не очень страшной, потому что помним, сколько хороших дел она сделала в сказках.
Объяснение нового материала:
Мы нарисуем ее образ поэтапно вместе со мной. А пейзаж который будет окружать Бабу-Ягу вы нарисуете самостоятельно.
- Рисуя пейзаж вы можете изобразить : избушку, деревья. Они все скорченные, согнутые, поломанные; множество поваленных деревьев, пеньки и мухоморы.
- А пока вы будите рисовать я прочитаю вам отрывок одной из русских народных сказок, где есть нужное нам описание. Слушайте внимательно – именно это может вам помочь при рисовании.
.
«Средь глухих чащоб, среди непроходимых топей, во тьме лесов, где гаснет взор, в холодном царстве ночных шорохов и затаённого ужаса, куда и всякий зверь боится заходить, лишь кружит вороньё под чёрными облаками. Избушка необычная стоит на курьих ножках, да об одном оконце. А вкруг неё лес кольев – да на каждом колу по черепу. Как только ночь ложится на сонный лес, глаза у черепов загораются.
В избушке той из отсыревших брёвен, покрытых разноцветным мхом, живёт Баба-Яга – костяная нога: нос крючком, волосы торчком, клыки изо рта вылезают, а на печи у неё чёрный кот лежит, глазами зелёными сверкает – стережёт, охраняет. Кто Яге попадётся, тот живым никогда не возвращается. Только ясный ум, да храброе сердце уйти от неё помогают».
Практическая работа:
Прохожу по классу.
Возможные ошибки: нарушения перспективы как пейзажа в целом, так и избушки, смещение композиционного центра к краям листа или его отсутствие, наличие неоправданного пустого пространства.
- Не затягивайте с рисунком, нам нужно выполнить работу в красках.
Когда класс сделает рисунок, переходим к работе цветом.
Вспоминаем вместе с классом, какие цвета нужно брать.
Хожу по классу, комментирую ошибки: грязные цвета, плоскостное решение (раскраска), цвета, не соответствующие настроению и исходному заданию, отсутствие элементарной свето-тени.
Организационное завершение:
Подведение итогов. Анализ работ. Демонстрация классу наиболее законченных и грамотных работ.