kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Объем - основа языка скульптуры, основные темы скульптуры, круглая скульптура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, связью объёма с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Объем - основа языка скульптуры, основные темы скульптуры, круглая скульптура»

План-конспекта ИЗО в 6 «а, б » классе.

Объем - основа языка скульптуры, основные темы скульптуры, круглая скульптура (мелкая пластика). Цельность композиции, типизация, техника лепки фигур животных в движении.

Цели:

  • Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, связью объёма с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами;

  • Учить создавать объёмные изображения животных, используя пластилин;

  • Воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.

Оборудование:

  • Презентация по теме урока «Искусство ваяния»

  • Изображения скульптурных форм.

  • Пластилин, баночки с водой, ткань для протирки рук, подкладочные салфетки, ножи для пластилина, стеки, сито.

  • Демонстрационные таблицы «Приёмы лепки».

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

  3. Изучение нового материала

  4. Постановка художественной задачи. Практическая работа.

  5. Выставка детских работ. Обобщение полученных знаний.

  6. Итог урока. Оценивание.

  7. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности рабочего места.

2. Сообщение темы урока.

- Ребята, посмотрите и скажите, произведения какого вида искусства вы видите на доске? (Скульптуры.)

- Как вы думаете, случайно ли они попали сюда? (Нет, не случайно.)

- О чём же пойдёт речь сегодня на уроке? (О скульптуре.)

- От первых идолов, от дольменов, магических камней, далёких прообразов сегодняшних памятников шло сознание возможности скульптуры, понимание выразительности и эмоциональности её материала.

В скульптуре, пожалуй, как ни в каком ином виде художественного творчества, ясна его способность давать обобщённую метографическую форму жизненных явлений.

Слово «скульптура» нам известно уже давно, но вот какими возможностями обладает объёмное изображение, какие виды скульптурных изображений существуют, мы познакомимся сегодня на уроке. Кроме того, вы сами побываете в роли скульпторов и создадите из пластилина скульптуру животного.

3. Изучение нового материала.

- Скульптура – древнейший вид искусства, возникший на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства? В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста. Скульптура, в отличие от живописи, имен настоящий, реальный, а не изображённый объём. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения. К скульптуре можно прикоснуться рукой, ощутить шероховатую или гладкую поверхность камня, округлость формы. Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки.

Что изображает скульптура.

- Основной предмет изображения в круглой скульптуре – человек, хотя иногда скульпторы изображают животных и птиц, а ещё реже – неодушевлённые предметы. Возможности скульптуры существенно отличаются от возможностей живописи. В круглой скульптуре весьма сложно воспроизвести картины природы, нельзя показать особенности воздушной атмосферы. Изображая в основном только человека, скульпторы, тем не менее, умеют выразить в его телесной форме любые идеи – от лирических, задушевных до самых грандиозных и величественных.

Скульптура – не копия натуры.

- Подобно любому из художников, скульптор должен уметь верно передавать натуру (т. е. собственно то, что является предметом изображения). Он должен хорошо знать строение человеческого тела, его пропорции, мускулатуру, уметь достоверно показывать движение. Но скульптор вовсе не стремится точно копировать то, что видит в жизни. Если сделать точную копию человеческого лица или фигуры, получится нечто весьма неприглядное – застывший, неживой двойник. Для того чтобы получилось произведение искусства, отражающее чувства и раздумья скульптора, необходимо отображать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то выделить, подчеркнуть, преувеличить. Скульптор не копирует, он творит, создаёт новую форму.

Где можно встретить скульптуру.

- Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду – на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир. Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и художественные особенности её формы.

ФИЗМИНУТКА

Виды скульптуры.

- Существует несколько видов скульптуры.

Монументальная скульптура.

Монументальная (от латинского moneo – «напоминаю») скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В них проявляется способность скульптуры воплощать в обобщённых образах великие идеи. Чем грандиознее замысел, там больше ваятель должен проявить творческой фантазии, чтобы добиться ясности и выразительности пластических форм.

Парковая скульптура.

- Мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Такая скульптура обычно не выражает больших, значительных идей. Она служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм.

Скульптура малых форм.

- Скульптура может быть предназначена для жизни в интерьере. Это так называемая скульптура «малых форм». Такие статуэтки созданы для долгого рассматривания. «собеседования» с хозяевами дома. Их выполняют особенно тщательно, уделяя особое внимание мелким деталям и подробностям. У мелкой пластики чаще всего нет постамента, лишь иногда – небольшая подставка.

Фасады дворцов и храмов (рельеф).

- Существует два основных вида пластики: круглая скульптура и рельеф. Их возможности и особенности очень сильно отличаются. Круглая скульптура «живёт» в свободном пространстве, её можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Рельеф (от латинского rilievo – «выступ, выпуклость, подъём») подобен объемному рисунку, выполненного в глине или в камне. На ровной поверхности камня. Дерева или другого материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображения фигур, предметов, нередко создавая сложные сюжетные композиции. При этом изображение остаётся связанным с фоном, выступает из него – выпукло или совсем чуть-чуть, оставаясь плоским.

Скульптурные рельефы нередко являются частью декоративного убранства храмов и дворцов. Они непосредственно связаны с архитектурой, а их сюжеты часто «рассказывают нам о здании или о его хозяине.

Виды рельефа.

- В зависимости от того, насколько объёмно изображение фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют два вида рельефа:

  • Барельеф – низкий, достаточно плоский рельеф. Используют на медалях и монетах, для украшения архитектурных сооружений.

  • Горельеф – высокий рельеф, скульптурное изображение отступает от фона и даётся почти в полный объём. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти круглыми. Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона.

  • Живописный рельеф – по своим особенностям напоминающий живописную картину.

  • Врезанный рельеф – изображение в таком рельефе не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Контуры и изображения словно процарапаны скульптором на поверхности камня.

  • Геммы – рельефы на драгоценных и полудрагоценных камнях, украшениях. Заглубленное изображение, врезанное вглубь твёрдого минерала, называется «инталия», а выпуклое, выступающее над поверхностью камня – «камея».

Материалы скульптора. - «Тот и не был скульптором. Кто скажет вам: мне всё равно: можно ту вещь исполнить и в мраморе, можно и в бронзе», - писал русский скульптор И. Ефимов. Каждый материал наделяет скульптуру своими качествами, словно отдаёт произведению частицу своей души. Все материалы скульптора можно разделить на мягкие и твёрдые.

Мягкие материалы – это глина, пластилин, воск. Работая с этими материалами, скульптор, собственно говоря, занимается лепкой – он вылепливает, постепенно наращивая объём будущей статуи.

Твёрдые материалы – различные камни – мрамор, известняк, песчаник, а также дерево и слоновая кость. Из твёрдого, прочного камня с древнейших времён высекали скульптуры гробниц и храмов.

Металл – особняком среди материалов скульптора стоят металлы: бронза, медь, чугун и золото. Способ изготовления металлических скульптур особый – сначала создаётся модель будущего произведения, а затем с неё делают металлическую отливку.

ФИЗМИНУТКА

4. Постановка художественной задачи. Практическая работа.

- Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и выполнить фигуру какого-либо животного. Но сначала, давайте повторим основные способы лепки. (Работа то схемам-таблицам)

Основные приёмы лепки: отрываем, раскатываем, соединяем.

  1. Шар;

  2. Яйцо;

  3. Капля;

  4. Колбаска;

  5. Жгутик;

  6. Завиток;

  7. Морковка;

  8. Лепёшка;

  9. Полоска;

  10. Пластик;

  11. Трубочка;

  12. Соломка.

Самостоятельная работа детей.

5. Выставка детских работ. Обобщение полученных знаний.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что обозначает слово «скульптура»?

- Перечислите виды скульптуры.

- Перечислите материалы скульптора.

6. Итог урока. Оценивание.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня вы все потрудились на славу.

7. Домашнее задание.

- Принести изображения разных видов скульптуры
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Объем - основа языка скульптуры, основные темы скульптуры, круглая скульптура

Автор: Сартаева Алуа Олеговна

Дата: 14.09.2015

Номер свидетельства: 230667

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Сенсорное развитие ребёнка как средство восприятия внешних свойств предмета"
    ["seo_title"] => string(80) "siensornoie_razvitiie_riebionka_kak_sriedstvo_vospriiatiia_vnieshnikh_svoistv_pr"
    ["file_id"] => string(6) "398780"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489080609"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства