kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Новая жизнь старым вещам. По мотивам мезенской росписи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 5-8

Цель: Освоение и  эффективное применение  знаний в изучении раздела ДПИ по теме «Мезенская роспись» в рамках курса  образовательной области «Искусство»  обучающимися средней общей школы.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить историю и символику мезенской росписи;

  • освоить элементы мезенской росписи;

  • применить элементы мезенской росписи в декорировании различных предметов современного обихода акриловыми красками.

Развивающие:

Совершенствовать:

  • мелкую моторику руки;

  • точные движения;

  • навыки копирования с образца;

  • креативное мышление.

    Воспитательные:

  • Приобщение к изучению культуры своего народа на примере известного центра народного промысла (Палащелье):

  • Эстетическое воспитание обучающихся через виды современного декоративно-прикладного искусства.

Тип урока: изучение нового материала (получение новых теоретических знаний, закрепление полученных знаний, применение знаний на практике).

Форма урока: рассказ с применением презентации, создание эскиза изделия на бумаге, практическая работа на объекте декорирования.

Форма организации деятельности:  индивидуальная  

План урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний.

  3. Беседа по теме, с использованием мультимедийной презентации

  4. Практическая часть

  5. Подведение итогов                 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Новая жизнь старым вещам. По мотивам мезенской росписи. »











Разработка урока по изобразительному искусству

«Новая жизнь старым вещам»























Автор: Баранова Татьяна Витальевна

учитель изобразительного искусства

МБОУ средней общеобразовательной школы № 36 г.Мурманска















Мурманск

2014




Класс: 5-8

Цель: Освоение и эффективное применение знаний в изучении раздела ДПИ по теме «Мезенская роспись» в рамках курса образовательной области «Искусство» обучающимися средней общей школы.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить историю и символику мезенской росписи;

  • освоить элементы мезенской росписи;

  • применить элементы мезенской росписи в декорировании различных предметов современного обихода акриловыми красками.

Развивающие:

Совершенствовать:

  • мелкую моторику руки;

  • точные движения;

  • навыки копирования с образца;

  • креативное мышление.

Воспитательные:

  • Приобщение к изучению культуры своего народа на примере известного центра народного промысла (Палащелье):

  • Эстетическое воспитание обучающихся через виды современного декоративно-прикладного искусства.

Тип урока: изучение нового материала (получение новых теоретических знаний, закрепление полученных знаний, применение знаний на практике).

Форма урока: рассказ с применением презентации, создание эскиза изделия на бумаге, практическая работа на объекте декорирования.

Форма организации деятельности: индивидуальная

Оборудование:

для учителя: экран, проектор, изделия измененные с помощью мезенской росписи.

для учащихся: бумага, карандаш, акриловые краски, банка с водой, тряпочка, круглые кисти № 0,2- 4.

План урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний.

  3. Беседа по теме, с использованием мультимедийной презентации

  4. Практическая часть

  5. Подведение итогов

Этап урока

Используемые технологии, методы и приемы

Формируемые УУД

Актуализация опорных знаний.

Традиционная образовательная технология с использование метода инсценизации в форме, заранее подготовленных вопросов.

Личностные: смыслообразование, направленное на побуждение к творческой деятельности;

Познавательные (общеучебные): понимание и формулирование проблемы

Формирование новых знаний


Информационно-коммуникационная образовательная технология основанная на применении специализированных программных сред в форме лекции-визуализации сопровождающейся презентацией с демонстрацией иллюстративных, графических материалов.

Личностные: смыслообразование, направленное на побуждение к творческой деятельности;

Познавательные (общеучебные): структурирование знания, извлечение необходимой информации для творческой деятельности

Практическая часть

Традиционная образовательная технология в форме практического занятия посвященного освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму.


Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваемого содержания Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценка;

Познавательные (общеучебные): преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Рефлексия. Подведение итогов.

Традиционная образовательная технология в форме опроса-итога побуждающие к рефлексии

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваемого содержания Регулятивные: оценка.





Сценарий урока.

1.Организационный момент

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности обучающихся к уроку.

  3. Сообщить обучающимся тему и цель урока.



2.Актуализация опорных знаний.

Уже давно мы вошли в эру потребителей, гонимся за новыми модными вещами, которые меняют тенденции каждый год и мы выкидываем еще пригодные для использования вещи и покупаем все новые и новые вещи в погоне за модой. Сегодня мы постараемся научиться ценить вещи, найти место тем вещам, которые излишни – попробуем дать новую жизнь старым вещам. Поделки из старых вещей всегда актуальны. Вспомните, у Вас наверняка завалялись пустые бутылки, не парные бокалы, всевозможные коробки и даже CD диски с уже давно просмотренными и надоевшими фильмами.

Проблемный вопрос:

1.Как, на ваш взгляд, мы можем изменить эти вещи?

Пр.: обклеить цветной бумагой (декупаж), обшить тканью, выкрасить краской в другой цвет.

Показываю пример просто тонированного предмета.

2.Стал ли предмет красивее и интереснее?

Пр.: нет.

3.Что нужно сделать, чтобы предмет стал лучше?

Пр.: украсить предмет росписью.



3.Формирование новых знаний

Издавна Русь славилась искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этих народных промыслов: гжель, жостовская роспись, палехская миниатюра, хохлома, лубок. И сегодня мы познакомимся с одним из наиболее древних русских художественных промыслов Мезенской росписью.

Согласно последним данным, Мезенские росписи формировались в конце XVIII-начале XIX вв., Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой.

Как центр росписи село Палащелье впервые упоминается в 1904 г. Однако сам промысел возник здесь значительно раньше. Аналоги мезенской росписи можно найти в рукописях Мезенского собрания в Пушкинском Доме, самая старая из которых относится к 1820 г.

Мезенской росписью народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Прежде всего, мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична.

Истоки символов мезенской росписи, прежде всего, лежат в мифологическом мировоззрении и идут ещё с наскальных рисунков являясь видом древнего письма, передающем традиции народов древнего Севера России.. К примеру, часто встречающаяся многоярусность, говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег, а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ. Изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там. Естественно, вся роспись делается только вручную, и согрета теплом рук и мыслями самих художников, потомков старых мезенских мастеров.

Для росписи Мезенские мастера применяли всего два цвета: красный - охру, добытую из береговой глины, черный - сажу, смешанную с раствором лиственничной смолы. Работали глухариным пером или заостренной палочкой и кистью - "тиской", нередко из пряди собственных волос. Рисунок покрывали олифой. При высыхании она придавала основному фону золотистый солнечный цвет.



4.Практическая часть

Давать новую жизнь предмету мы будем на примере CD диска. Сделаем из него подставку под чашку (замена блюдцу). Последовательность исполнения будет следующей:

  1. Грунтуем диск акриловым белым грунтом с двух сторон.

  2. Тонируем диск акриловой краской поверх грунта с двух сторон.

  3. Наносим роспись по всей поверхности диска с одной или двух сторон.

На столах перед вами лежат образцы элементов и последовательность исполнения мезенской росписи при помощи которой мы будем декорировать предмет (CD диск).

Перед тем как наносить роспись на готовую заготовку необходимо выполнить эскиз росписи на бумаге.

5.Рефлексия. Подведение итогов.

Мы слаженно сегодня трудились. У вас на столах лежат карточки с недописанными предложениями. Выберите для себя - то предложение, которое вам хочется прочитать и продолжить вслух.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…








Список литературы

  • Арбат, Ю. А. Красные кони // Арбат, Ю. А. Путешествие за красотой / Ю. А. Арбат. - М. : Искусство, 1966. - С. 72-98 : ил.

  • Величко, Н. Мезенская роспись, или "Лошадки на ножках" // Величко, Н. Роспись : Техники. Приемы. Изделия / Н. Величко. - М. : АСТ-Пресс, 1999. - С. 94-105 : ил.

  • Жегалова, С. К. Росписи Мезени // Жегалова, С. К. Русская народная живопись : кн. для учащихся ст. кл. / С. К. Жегалова. - М. : Просвещение, 1984. - Часть 2 : Народная живопись XVIII-XIX в. - Гл. 3. - С. 128-133 : цв. ил.

  • Круглова, О. В. Мезенская роспись по дереву / О. В. Круглова // Советская этнография. - 1964. - № 3. - С. 118-123.

  • Тарановская, Н. В. Росписи на Мезени и Печоре : (о формировании местных художественных стилей) / Н. В. Тарановская // Русское народное искусство Севера. - М., 1968. - С. 47-54.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Новая жизнь старым вещам. По мотивам мезенской росписи.

Автор: Баранова Татьяна Витальевна

Дата: 14.12.2014

Номер свидетельства: 143761


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства