Разработка урока для деской художественной школ по новой предпрофессиональной программе.
Тема урока по учебному плану соответствует 1 классу ДХШ, для возраста детей: 9-10 лет. Урок опробирован. Предполагает начальное знакомство с понятием "нюанс", изменение локального цвета в зависимости от освещения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Целевая установка Развитие представления о локальном цвете и нюансах. Понятие «среда». Влияние освещения на цвет.
Оборудование: мультимедиа, образец пед.работы, таблица «Локальный цвет. Нюанс в живописи», лимон, ткань разного цвета (теплая по цвету, холодная по цвету), ткани одного цвета, но разные по оттенкам
Словарик: «локальный цвет», «среда», «нюанс»
Материалы к уроку: цветные выкраски, ножницы, клей карандаш
Ход урока:
Орг.Момент
Объяснение новой темы
Сегодня мы познакомимся с такими понятиями, как «локальный цвет», «среда», «нюанс». Рассмотрите предметы в нашем классе. Все, что вы видите, имеет не только форму, но и цвет. Вы можете его легко определить: яблоко – красное, кабачок-зеленый, шкаф -коричневый и.т.д. в природе все предметы имеют цветовую окраску. Присущий предмету природный цвет и будет являться предметным или локальным. И так, с новым понятием – локальный цвет мы познакомились и запишем определение в тетрадь.
(запись в тетради)
Определение: Локальный цвет – основной цвет какого либо предмета без учета внешних явлений.
Но что же происходит с локальным цветом предмета под воздействием освещения? Давайте посмотрим
(показ презентации)
На примере яркого лимона мы сейчас с вами убедимся в том, что на локальный цвет предмета, в данном случае на желтый цвет влияет световоздушная среда.
(поместить лимон на ткань холодного цвета, осветить-выключить свет, на ткань теплого цвета, осветить –выключить свет, поднести к окну – рассеянное освещение, включить верхний свет)
Есть закономерности влияния определенных источников света на локальный цвет предметов. Например, известно, что при освещении солнцем все предметы становятся светлее, как бы белесыми, блеклыми, причем, утреннее солнце придает вполне заметный теплый розоватый оттенок, дневное солнце дает оттенок уже золотистого цвета, а вечернее добавляет оранжевый, даже красноватый оттенок.
Яркая луна придает голубовато-зеленоватый оттенок, свет свечи или другого открытого пламени добавляет предмету оранжевые тона.
Лучше всего локальный цвет предметов проявляется при освещении их рассеянным дневным свете, когда на небе легкая прозрачная облачность, свет мягкий и ровный. При таком освещении собственный (локальный) цвет предмета лучше ощущается на освещенных участках, чем на участках тени или полутени.
Вы заметили, что я употребляю слово, термин – тон. Что оно обозначает?
Цвет с технической стороны — это краска — синяя, зеленая, красная и различные их смеси. Тон — это цветовая насыщенность. Возьмем синюю краску и, разбавляя ее водой, сделаем выкраски прямоугольников от светло-голубого до синего и глубоко-синего — это и будет разница в тоне (показываю на примере)
И так, мы с вами должны сделать вывод: под воздействием чего изменяется локальный цвет предмета? (под воздействием освещения)
И так мы узнали, что такое локальный цвет и как он изменяется под воздействием среды.
А теперь скажите мне: чем работают художники-живописцы? (красками)
Краски – это цвет, а цвет – это душа живописи. Для того, чтобы передать богатство и красоту окружающего мира художник и пишет теми цветами, который он воспринимает в определенной среде. Локальный цвет, и цвет воспринимаемый живописцем-не одинаковы. Если, например, в картине снег написать только белым цветом, впечатления снега не будет-будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет множество оттенков - розовых, голубых, фиолетовых. Посмотрите, как написан снег в картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»!
Определение: Нюанс - это едва уловимый переход, оттенок в цвете, звуке, форме.
Нюанс в живописи – это сближение цвето - тональных отношений. Художнику совсем не надо подходить к предмету с кистью в руках и пробовать на нем подбираемый цвет, чтобы он в точности совпал. Нужно подобрать, найти такой цвет, который на картине, в окружении других цветов, будет убедительно восприниматься как верный и точный.
Мы с вами на прошлом уроке выполнили выкраски разных оттенков и цветов и сегодня используя их мы будем делать цветовые поиски. Но здесь есть неограниченное время подумать над тем, где и в каком месте будет располагаться любой цвет и какой цвет. Выполняя это упражнение можно не ограничиваться эскизом, а выполнить всю работу при помощи составления нужных кусочков цветных выкрасок.
Перед вами две освещенных ткани. Локальный цвет тканей: синий, коричневый.
Но, обратите внимание, как изменяется цвет взависимости от того, как рассеивается цвет по плоскости тканей. Чем ближе к освещению, тем цвет ткани ярче, теплее, и чем дальше, тем цвет становится спокойнее и темнее. Обратите внимание, как плавно переходит цвет и тон тканиот светлого к темному, от яркого, сочного коричневого, до более спокойного, и так же в синей ткани.
(показ практической работы)
Сейчас отрезая небольшие кусочки от бумаги нужного цвета и оттенка выполните упражнение. Вам необходимо используя разного оттенка выкраски выполнить плавный переход от света к тени. Не торопитесь, постарайтесь каждому цветному фрагменту найти свое место.