Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные техники рисования как средство экологического воспитания учащихся»
ЦДТ Кировского района г. Волгограда
Нетрадиционные техники рисования как средство экологического воспитания учащихся
Выполнила: Чесалина Л.М.
Волгоград
2023
Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знания о мире, так и изобразительное творчество детей. Основы целостного восприятия мира могут быть заложены в самом раннем детстве. Целостное восприятие мира ближе всего ребенку. В раннем детстве для него все живое и единое.
Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, я решила остановиться на проблеме экологического воспитания детей раннего возраста, через изобразительную деятельность. Потребность в красоте и доброте, наблюдении и понимании отмечается у ребёнка с первых дней его жизни. Дети подсознательно ощущают «родство» с живыми существами и испытывают необходимость общения с ними. Воспитание творческого восприятия природы особенно ярко выражается в деятельности по изобразительному искусству, где ребёнок получает возможность творить. Т.С. Комарова пишет, что «исходя из разнообразия рисовательной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достигнуть, разнообразив способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы, а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику»[1].
Цель - формирование экологических представлений детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования. Для реализации которой я определила следующие задачи:
1) создавать широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащение чувственных впечатлений ребенка;
2) помочь детям увидеть разнообразие и красоту форм, звуков, цвета, запахов в окружающем мире;
3) побуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту природы;
4) привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
5) научить замечать необыкновенное в обыкновенном;
6) сопровождать чувственное познание словом;
Работая в этом направлении, стараюсь сформировать в детях такие качества личности, как:
- способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы,
- готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им,
- стремление заботиться о тех, кто зависит от человека,
- умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений.
Все художественные техники, которые хочу сегодня представить, изучены и апробированы с детьми нашего дошкольного учреждения. 1. «Чудесные пальчики ». Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу с нанесённым на неё рисунком или аппликацией, т. к. дети младшего возраста могут лишь дополнить работу недостающими деталями. Это может быть мухомор без пятнышек на шляпке, ветка рябины без ягод или Новогодняя ёлка без праздничных шаров и т. д. Темы для рисования в этой технике: «Дождик кап, кап»; «Разноцветные рыбки», «Первый снег», «Лесная азбука», «Звездочки на небе».
2. «Рисование ладошкой». Ребенок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на бумаге. Темы для рисования в этой технике: «Веселая семейка», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Цветочная полянка», «Бабочки танцуют». В контуре ладошки можно увидеть птицу, бабочку, рыбу или листок.
3. «Оттиск печатками». Это техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке и наносит оттиск на бумагу. Печатки различной формы можно сделать из поролона, но самые интересные печатки – подарила нам сама природа – в своей работе использую половинки яблока, листья. Темы для рисования в этой технике: «Осеннее деревце», «Зернышки в яблочке», «Гусеницы на дорожке», «Яблочко наливное, золотое».
4. «Тычок жёсткой полусухой кистью». Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Таким образом, получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Темы для рисования в этой технике: « У ежика иголки колки», «Пушистый котенок», «Весенний ковер».
5. «Волшебные зернышки». На предварительно намазанную клеем фигурку животного, дерева, рыбки, цветка дети насыпают зернышки манки или пшена. Такой метод использую, приглашая на мастер-классы родителей и детей. В непринужденной обстановке мамы и папы овладевают нетрадиционными способами изображения объектов природы.
6. «Песочный стол» - это поле для развития фантазии и творчества ребенка.
Можно нарисовать тропинки, волны, солнышко, красивое дерево, дождик, фантазия безгранична.
7. Рисование ватными палочками считается одним из нетрадиционных методов рисования, хотя в истории живописи эта техника известна, как пуантилизм. Рисование ватными палочками – весьма необычная и увлекательная техника рисования для малышей, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи. Художественное слово, подобранное в соответствии с тематикой НОД помогает детям передать характер того или иного персонажа будь то дождик или цыпленок, цветок или червячок.
Результаты работы:
1. Дети стали более отзывчивы.
2. У детей появился интерес к изображению предметов природы.
3. У детей появился интерес к нетрадиционным техникам рисования.
4. Эмоциональные проявления детей стали яркими и разнообразными.
5. Укрепились детско-родительские отношения.
Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека.
Литература
1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. М.В. Коробова, Р.Ю. Белоусова "Малыш в мире природы": методическое пособие для воспитателей и родителей. М. Просвещение, 2006.
3. Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012.
4. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007.