kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Навигатор ученика по теме "Древние образы в современных народных игрушках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный образовательный маршрут (навигатор) расчитан на 3 урока. Обучающися получит возможность при изучение темы возможность выбора.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Навигатор ученика по теме "Древние образы в современных народных игрушках"»







Изобразительное искусство

5 класс

Тема: «Древние образы в современных народных игрушках»



НАВИГАТОР УЧЕНИКА

Кому принадлежит: ____________________________________



Автор-составитель: Кирякова Марина Владимировна



МБОУ «Кляповская основная общеобразовательная школа»



Ноябрь, 2016 г.


Дорогой ученик! Сегодня мы начинаем работу по интересной теме для учащихся пятого класса.

Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор, игрушечных дел мастер.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.
В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые вам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции. Ты сможешь сам выступить в роли мастера игрушки.
Сегодня ты начинаешь выстраивать свою учебную деятельность по индивидуальному образовательному маршруту. Твой путь к результату: глубокие взаимосвязанные знания, практические инструменты для преодоления трудностей – лекция учителя, работа в группе или паре, защита мини- проектов, беседы, сравнительные таблицы, образцы действий, которые ты освоишь на уроках, а затем сможешь применить в нужный момент в дальнейшем.

Неважно, с какой скоростью ты движешься к своей целиглавное не останавливаться










СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КАРТА
(НАГЛЯДНЫЙ КОНСПЕКТ) ЦИКЛА УРОКОВ


Задание:

Изучи карту самостоятельно или с помощью учителя. Отметь зеленым цветом то из перечисленного, что тебе уже знакомо. Желтым цветом отметь то, что кажется наиболее интересным.Устно ответь на вопрос, почему важно изучить эту тему.


Название игрушки

Филимоновская

Каргопольская

Дымковская







Родина

Тульская область

Архангельская область

Кировская область

Форма

Имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными

Приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми.


Форма фигурок монолитна, силуэт отличается мягкой плавностью и округлостью

Орнамент росписи

Чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, треугольники;

часто изображается
ветвистая «елочка», лучистая «звездочка»

или яркое «солнышко

Символы солнца – большие круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

Расписывали их по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

Основные цвета

красный, желтый, зеленый

черный, красный, желтый, синий,

бледно-зеленый,

малиновый, синий, зелёный,

жёлто-оранжевый цвет


Твои образовательные результаты

Задание

Изучи таблицу и узнай, какие образовательные результаты ты получишь, если будешь внимательно и ответственно работать на уроках.

Если ты считаешь, что некоторые из этих результатов ты уже достиг, отметь это в колонке «Твои заметки». Это значит, что по этим пунктам ты сможешь помочь другим ученикам, если захочешь.


Обязательные

Описание

Твои заметки

1

Безошибочно называет игрушки ведущих народных промыслов( филимоновскую, дымковскую и каргопольскую)


2

Безошибочно определяет характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения


3

Самостоятельно осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции


Надо повторить



















«Хочу дополнительно» / Повышенные по предложению учителя


















Карта образовательных ресурсов по циклу уроков

Задание

Изучи и дополни карту ресурсов по циклу уроков.

Внимание: ресурсы делятся на три группы:

- предметные (ресурсы, которые можно найти в библиотеке или музее, они словно специально созданы для учеников),

- социальные (интересные места, события, люди, встреча с которыми поможет тебе изучить тему),

- антропологические (твои личные особенности и черты, которые помогут тебе учиться).

Книги в библиотеке

Интернет-сайты

Энциклопедия. Народные праздники.

Г.В.Величкина, Шпикалёва Т.Я. Дымковская игрушка.- М. Мозаика- Синтез-2004

mbdoy46.ucoz.ru›index/o_narodnoj_igrushke/0-81 О народной игрушке

tdkarusel.ru Изделия народных промыслов

http://yandex.ru/clck/jsredir Народная игрушка

maam.ru›detskijsad/lepka-iz-plastilina-dymkovskih Лепка из пластилина дымковских игрушек (баран, козлик, лошадка). Мое творчество

Видеоуроки (в папке на ноутбуке):

Развивающие игры по изобразительному искусству


Рабочая тетрадь: Горяева Н.А. Под.ред. Неменского Б.М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 кл.


Учебник: :Горяева Н.А., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 кл. [М.Просвещение. 2016г]

Другие ресурсы:


Как ты будешь учиться

Изучать и отрабатывать материал ты можешь разными способами: с учителем, в паре, группе, индивидуально. Изучи, какие варианты тебе предлагает учитель и нарисуй свой маршрут движения.


Номер урока

Образовательный результат

Что надо сделать

Варианты работы


Оценка работы

С учителем

В паре

В группе

Индивидуально

Твой вариант

1

Безошибочно называет игрушки ведущих народных промыслов( филимоновскую, дымковскую и каргопольскую)

Заполнение сравнительной таблицы №1.

Х

Х

Х

Х



Самопроверка, выполняют тест на определение вида промысла




Х



2

Безошибочно определяет характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения

- выделение орнаментов росписей (цвет, форма, элемент) филимоновской, дымковской и каргопольской игрушек.

Х

Х

Х

Х



- составление исследовательского мини-проекта об особенностях игрушек одного из промыслов.


Х

Х

Х



3

Самостоятельно осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции

-создание из пластилина своего образа игрушки;

Задание 1 стр. 75 учебника

Х

Х


Х



- упражнение в выполнении основных приёмов кистевой росписи с опорой на иллюстрации учебника стр. 74.

Х

Х


Х



- роспись игрушки с опорой на традиции выбранного промысла. Задание 2 стр. 75 учебника


Х


Х




Задания для работы

При работе в группе используйте базовые правила работы:

  • При разговоре смотри на собеседника

  • Говори в группе тихо, чтобы не мешать одноклассникам;

  • Называй товарищей по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать

  • Аргументируй (объясняй, доказывай ) свою позицию понятно для других ребят

Порядок работы:

  • Внимательно все вместе прочитайте задание и разберитесь, что нужно сделать.

  • Спланируйте общую работу (что нужно сделать сначала, что потом; как можно разделить сложное задание)

  • При необходимости распределите роли (например, исследователь, критик, оформитель)

  • Учитывайте все позиции и аргументы

  • В конце оставьте время на обсуждение результатов и оформление ответа












Задание1Заполни сравнительную таблицы №1на основе текста и иллюстраций учебникастр. 66-74 или используя иные образовательные ресурсы.

Вид игрушки

Область

Форма

Орнамент росписи (рисунок)

Основные цвета


Филимоновская










Дымковская











Каргопольская












Задание 2Проверь свои знания, выполнив тест: «Определи и запиши вид игрушки по описанию»

Вид игрушки

Описание


Её родина- русский север. Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницыУльяны Бабкиной.

Заметь, как красивы и необычны по цвету эти игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.


Имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными. Основные цвета: красный, желтый, зеленый. Орнамент 6 чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, треугольники;

часто изображается ветвистая «елочка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко»


В давние-давние времена мастера под Вяткой (ныне Кировская область) лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов.

Форма фигурок монолитна, силуэт отличается мягкой плавностью и округлостью.

Большинство игрушек были свистульки, расписывали их по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Ласково эту игрушку называют – дымка.
Роспись её нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.


Задание 3 Выполни исследовательский мини-проекта об особенностях игрушек одного из промыслов, пользуясь памяткой работы над проектом

Памятка «Ты работаешь над проектом»

 1. Вхождение в проект

- Составьте список из 5-6 вопросов по теме проекта. Круг вопросов поможет вам плодотворно поработать и получить необходимый результат.

- Изучите образовательные результаты, к которым вы должны прийти. Они перечислены в матрице выбора.

- Составляем план работы. План работы – это последовательность действие по проекту. Начинайте с общих действий (например, ответы на поставленные вопросы, сбор информации, определение структуры проекта; как понять, что проект готов? И так далее). Четко формулируйте то, что собираетесь делать. Если работаете в группе, распределите роли, кто что делает.

2. Исследование и развитие идеи

- Соберите информацию по вашей теме. Подумайте, где вы можете найти нужную достоверную информацию – поработайте с картой ресурсов, дополните ее. Например, вы можете прочитать текст учебника и дополнительные тексты, которые вы найдете в библиотеке школы, в детской библиотеке; посмотри журналы, посоветуйся со старшими.

- Соберите все интересные идеи, которые пришли в голову, запишите их, сделайте эскизы, рисунки, оставьте пометки и так далее.

-Теперь необходимо отобрать самую интересную и важную информацию, которая войдет в ваш проект. Отберите ту информацию, которая четко поможет раскрыть вашу тему.

3.Заключительный этап

-  Решите, как вы оформите свой продукт (презентация, плакат, схема, свои варианты).

-  Подготовьте устное выступление. Для этого напишите черновик выступления, выберите тех, кто будет представлять проект перед публикой, отрепетируйте выступление.

- Выступите перед классом, ответьте на вопросы.

- После выступления обсудите в группе результаты работы по проекту и его представление.

4. Подумайте, как вы работали.

- Вам было интересно работать над темой? Почему?

- Как вам работалось друг с другом? Были ли проблемы? Как вы их решали? Если было легко работать, то подумайте, почему?

- Вы довольны результатом работы? Если бы вы еще раз выполняли проект в этой группе, сделали ли бы вы что-то по-другому?

- Оцените степень активности каждого участника в работе.

- Оцените то, что получилось в результате вашей работы.

Требования к презентации, схеме

Требования к выступлению

- Не перегружать текстами или картинками, используй короткие слова и предложения (краткость и наглядность)

- Используй графические возможности (фигуры, диаграммы, смарты)

- Дизайн-требования: ограниченное количество цветов, аккуратность

- Помните об авторском праве: укажи источник!

- Выступление должны быть динамичным, кратким, грамотным, доходчивым

- Использовать в выступлении информацию из презентации или схем

- Соблюдать логику выступления- Если используются незнакомые слова, необходимо объяснять их- Корректно отвечать на вопросы



Контрольное задание

Слепи из пластилина образа игрушки по собственному замыслу; распиши игрушку с опорой на традиции выбранного промысла.



Дополнительные материалы



Схема лепки барышни Схема лепки коня, барана



Для заметок


























Желаю успешной работы!










9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Навигатор ученика по теме "Древние образы в современных народных игрушках"

Автор: Кирякова Марина Владимировна

Дата: 28.02.2021

Номер свидетельства: 574496


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства