kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья " Красота и вера в творчестве М.В.Нестерова сквозь призму стилей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа может быть представлена в рамках факультатива по изобразительному искусству или на уроке МХК. Раскрывает особенности манеры художника в стилевых направлениях конца XIX века.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья " Красота и вера в творчестве М.В.Нестерова сквозь призму стилей"»

Департамент образования мэрии

городского округа Тольятти







Исследовательская работа на тему



«Красота и вера в творчестве М.В.Нестерова через призму стилей»







Ильченко Елена Александровна

Учитель высшей категории, МБУ «Лицея № 67»

г.о. Тольятти Самарской области














Тольятти 2016

Содержание



Введение. 3

Жизнь и творчество Михаила Васильевича Нестерова 4

Творческие искания эпохи конца XIX века: передвижничество, символизм, модерн. 7

Цикл картин о Сергии Радонежском 9

«Русь уходящая» в творчестве Нестерова 11

«Нестеровский» пейзаж 13

Вывод 15

Список литературы 16


























Введение.

Искусство неразрывно связано с красотой, поскольку имеет своей целью внести в обиход человеческой жизни часть божественной красоты, существующей в природе.

«Именно через красоту в искусстве, многие люди приходят к вере»- так сказал Дионисий Крюков, протоиерей, настоятель храма Михаила Архангела.(ссылка)

Каждая эпоха будь-то средневековье, возрождение, классицизм понимала красоту по-своему. Но именно в конце XIX века идеалы красоты собрались воедино и наиболее ярко раскрылись в эпохе модерна, где символично соединились духовное начало и красота в чистом виде.

Наиболее полно синтез красоты и веры проявился в творчестве Михаила Васильевича Нестерова. Именно в его работах можно увидеть духовный идеал человека, созвучный красоте природы. Такое своеобразное виденье было достаточно необычно для эпохи XIX века, в которой приветствовалась обыденность человеческой жизни, возведенная в ранг идеала художниками передвижниками.

Обращение к данной теме есть выражение интереса к одному из более важных вопросов рубежа веков в русской культуре: синтезу красоты и веры.

Целью своей работы я считаю: в рамках творчества Михаила Васильевича Нестерова показать всю сложность трансформации стилей от передвижничества Одной из задач своей работы я считаю: рассмотреть категории красоты до модерна.

(выяснить, что вмещает в себя понятие красоты, что понималось под словом красота),через духовную составляющую его картин. которые являлись воплощением духовности, провозглашением отметить патриотические идеалы и обращение к национальным традициям. Важной главой в проекте в является описание цикла работ о Сергии Радонежском, что актуально звучит в наше время, когда мы празднуем 700-летие со дня рождения этого выдающегося деятеля русской истории.

Жизнь и творчество Михаила Васильевича Нестерова



«Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью. Влекли меня к себе те люди, путь которых был отражением мыслей, чувств, деяний их.» М.В.Нестеров



Творчество Михаила Нестерова представляет особую страницу в истории Серебряного века. Живописные поиски мастера шли в русле национально-романтического направления отечественного символизма и стиля модерн. В произведениях художника отразились важнейшие черты русского характера и природа России. Своим содержанием и глубиной искусство Нестерова созвучно религиозным исканиям русских писателей и философов рубежа XIX–XX столетий. Михаил Нестеров - выходец из состоятельной уфимской купеческой семьи с крепкими православными традициями, которые во многом определили внутренний мир будущего художника. Еще бóльшую роль в становлении его личности сыграла природа родного края – Предуралья. «Коммерческая бесталанность» уберегла Нестерова от участия в семейном торговом деле. В 1877 году пятнадцатилетним юношей он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, атмосферу которого определял В.Г. Перов, любимый учитель Нестерова. Под влиянием мастера и традиций передвижников молодой художник увлекся жанровой картиной, но не увидел в ней возможности выразить свою индивидуальность. «В снежки», «Домашний арест» -жанровые картины, продолжившие традиции его учителей. Первый успех принесла Нестерову картина «За приворотным зельем». Уже здесь живописец много внимания уделяет проработке пейзажа - реального и одновременно сказочного, что сближает его с символистскими и модернистскими исканиями. Вскоре он нашел близкий себе круг тем и стилистику, связанную с задачами нового времени. Если любое произведение рассматривать с точки зрения синтеза формы и содержания, то на рубеже веков на символизме лежит ответственность за раскрытие содержания, тогда как стиль модерн больше оперировал формой.

«Домашний арест»

«За приворотным зельем»

Сущность своего искусства Нестеров определил как «опоэтизированный реализм». Художника неизменно волновали образы, воплощающие представления о нравственном совершенстве человека, о его духовном подвиге. Самыми глубокими и художественно совершенными стали произведения, в которых Нестеров создавал поэтический миф о Святой Руси, не конкретизированной в историческом времени, представлявшейся ему неким «вневременным идеалом изначальной слитности человеческого существования с жизнью первозданной природы». [ссылка ]

Впервые Нестеров нашел собственную тему в картине «Пустынник» (1888–1889), где человек и природа пребывают в единении и гармонии. Наиболее цельно художественные и нравственные идеалы мастера выразились в программной картине «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890). Высветленные краски пейзажа и хрупкая фигурка мальчика придают изображению некоторую плоскостность, почти бесплотность, соединяя в полотне лиричность и монументальность. Произведение открыло цикл, посвященный Сергию Радонежскому:

«Пустынник»

«Юность преподобного Сергия» (1892–1897), «Труды преподобного Сергия» (1896–1897), «Преподобный Сергий Радонежский» (1891–1899). К этому циклу примыкает работа «Дмитрий-царевич убиенный» (1899), где изображение балансирует на грани реального и иконного образов. Герои картин Нестерова пребывают в состоянии «тишайшей внутренней молитвы», которое художник передает, используя сдержанную гамму тонов: зеленых, розовых, голубовато-синих, что так-же соответствует программе символистов. Нестеров признавался, что избегал изображать «сильные страсти», предпочитая им «наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью».(ссылка) Сходным созерцательным настроением проникнуты и его пейзажи «Молчание» (1903), «Лисичка» (1914), «Родина Аксакова» (1914).

«Родина Аксакова»



Живописец много работал над произведениями, посвященными судьбе русской женщины. На выставке впервые собраны вместе полотна задуманного Нестеровым «романа в красках»: «На горах» (1896), «Великий постриг» (1898), «За Волгой» (1905).

Особый цикл составляют картины о людях, уходящих от суеты мира: «Христова невеста» (1886), «Вечерний звон» (1910), «Старец. Раб Божий Авраамий», (1914–1916). В этих произведениях, исполненных гармонии, читается и глубокая печаль. В литературе подобные образы воплотили Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, П.И. Мельников-Печерский. Нестеров открыл эту тему в живописи. И позднее, в жестких идеологических рамках 1920-х – начала 1940-х годов, своим творчеством художник продолжал утверждать гуманистические идеалы. Оставаясь верным себе, он писал портреты великих людей: ученых, врачей, творческой элиты. Но, это будут люди другой эпохи.



















«Христова невеста»

























Творческие искания эпохи конца XIX века: передвижничество, символизм, модерн.



Говоря о творческих исканиях художников конца XIX века нужно отметить, что большинство из них прошли три стадии развития: начало творческого пути через реалистическую живопись, далее- увлечение символистскими идеями и модернистскими поисками. Все это наглядно демонстрируется в творчестве Михаила Васильевича Нестерова.

Передвижники создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни, и прежде всего о русской жизни, - реалистическое искусство. Быть верным действительности для художника-реалиста означало не только точно воспроизводить узнаваемые подробности быта, обстановки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли задуматься над общественными вопросами, сострадать тем, кто несчастен и обездолен. В рамках этого стиля Михаил Нестеров показал себя как последователь творчества Саврасова, у которого он взял умение передавать тонкое ощущение природы, и Маковского, у которого заимствовал интерес к исторической теме. А такие работы как «Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII веке» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» закрепили за ним славу исторического живописца. Но долго в этом течении он не задержался, его творчество трансформировалось в рамки нового течения символизма.

«Призвание Михаила Федоровича Романова на царство»



В одном из своих стихотворений русский поэт-романтик В.А.Жуковский спрашивал:

Невыразимое подвластно ль выраженью?..

Святые таинства, лишь сердце знает вас…

Когда душа смятенная полна

Пророчеством великого виденья…

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать-

И обессилено безмолвствует искусство?..

Но так ли безмолвно искусство на самом деле? Действительно, могут ли художники отразить в своем творчестве суть вещей и явлений, дать им «названье», «удержать в полете» красоту и гармонию мира? На эти вопросы романтиков начала XIX в. на исходе столетия ответили утвердительно художники-символисты. [ссылка]

Вступая в непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма, отрицая рабское подражание реалистической природе, символисты сделали попытку постичь внутреннюю тайну бытия, суть вещей и явлений, выразить их «изначальную идею». Именно это и понравилось Михаилу Васильевичу, но он чувствовал, что это не для него.

В рамках символизма зародился новый стиль –модерн. Сочетания символизма и модерна дало новое понятие декадентство. Но все же модерн отличался от символизма. Один из первых исследователей этого стиля Д. Штернбергер говорил:

«Что касается модерна, то он должен был и хотел быть или стать стилем без образца, без примера, совсем современным, собственным, сегодняшним».(ссылка)

Этот стиль обладал общностью художественного языка, единой системой выразительных средств и приемов, которые Михаил Нестеров применял, дозировано, осторожно. Он все еще мыслил себя реалистом, не далеко уходил от передвижнических идей. Символизм в его работах оперирует скорее содержанием и духовным наполнением, в то время как модерн больше уделяет внимание форме. Все это отображается в цикле картин о Сергии Радонежском.



























Цикл картин о Сергии Радонежском



«Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде»

М.В.Нестеров

Образ Сергия был душевно близок Нестерову с раннего детства. Он знал его по семейной иконе и лубочной картинке, где Сергий-пустынножитель кормил хлебом медведя. В представлении художника это был глубоко народный святой, «лучший человек древних лет Руси».

Деяния Сергия Михаил Васильевич изучал не по житиям, а по хроникам да по летописям, поэтому в нестеровских отшельниках и святых нет и тени покаяния и молитвенного экстаза, да и живут они не в закопченной келье, а среди великой русской Природы. Отсюда можно сделать вывод, что М.В. Нестеров очень трепетно относился к фактам из жизни этого святого.

«Видение отроку Варфоломею»

До М.В.Нестерова никто не пытался дать полноценную оценку образу святого, выявить его значимость, да еще и в цикле картин. А ведь эта личность в русской истории сыграла огромную роль в объединении русских земель, поднятии духа русских войск и в изгнании неприятеля.

«Видением отроку Варфоломею» художник открыл сюиту картин, посвященных Сергию Радонежскому.



Однако апологеты передвижничества обсуждая между собой «Видение отроку Варфоломею». Они говорили, что нестеровское полотно «…подрывает те «рационалистические» устои, которые с таким успехом укреплялись правоверными передвижниками много лет». Картину обвиняли в тяжких грехах. «Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика… Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль». Сторонники реалистического направления в живописи картину «признали… вредной, даже опасной»…и дело не в одном только «неверно» изображенном нимбе. [ссылка]

«Юность Преподобного Сергия»

Но Михаил Васильевич продолжает писать цикл картин о Сергии Радонежском. Пишет картину «Юность Преподобного Сергия» (1897), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1897), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898-1899).

Каждое из «сергиевских» полотен написано добротно и основательно. Все-таки Нестеров был настоящий мастер своего дела.

«Труды Преподобного Сергия»

Первое слово, которое хочется применить к картинам - публицистичность. Это попытка образованного и тонко чувствующего художника подстроиться под понимание «простого человека». Под каждым из «Трудов» можно написать несколько слов, в которых исчерпается все содержание картины. Вот Сергий носит воду, вот рубит избу, а там просто стоит, задумавшись о чем-то; подвиг физический он неизменно сочетает с подвигом молитвенным и… все. Каждое из трех полотен без труда может быть «рассказано», оно понятно неискушенному зрителю, и в то же время эта внешняя простота лишает картины острой силы «Видения», проникающего в самую душу. В «Трудах», ровно как и в других полотнах цикла, нет того живого единения двух миров, которое есть в «Варфоломее». В них нет чуда. Критик Маковский в своей книге «Силуэт русских художников» высказывает свое мнение по поводу творчества художника Нестерова: «Когда Нестеров хочет быть только мастером образов, иконописцем, возрождающим каноны византизма, он очень слаб; слишком чужды ему определенности церковной мистики. В его творчестве соединяются духовность славянского христианства с языческим обожествлением природы, в это он находит свой тон, свои краски, свою неподражаемость » [ссылка]

Завершая рассмотрения цикла произведения о Сергии Радонежском, мне хотелось бы отметить, что самое значимое из всех картин цикла остается «Видение отроку Варфоломею». И хотя по времени написания «Видение» было исполнено раньше этого цикла, оно предвосхитило будущие искания символистов. Именно они культивировали тот мир, который был исполнен Божественной благодати, гармонии и красоты.








«Русь уходящая» в творчестве Нестерова



К теме монашества и отшельничества Михаил Васильевич обращался не раз. Самыми сильными, полными сдержанного лиризма, очищенными от всего лишнего, композиционно законченными произведениями такого рода стали картины «Тихая жизнь», «Мечтатели», «Молчание», написанные в результате путешествия художника в Соловецкий монастырь в 1903 году, где северная природа, белые ночи строгие, молчаливые люди покорили его своим спокойным благородством и сдержанным достоинством. « С топором да пилой в лесу Богу молимся»,- говорила о себе братия монастыря. Вся природа была для них святым храмом, где звери и птицы не боялись человека. [ссылка]

«Молчание»

Чуть позже Михаил Васильевич работал над циклом картин, посвященных судьбе русской женщины. Эта тема затронула его душу еще в юные годы, когда он писал «Христову невесту». Но то было лишь предчувствием будущей сюиты. Под влиянием посвященных заволжским старообрядцам романов Мельникова-Печерского Нестеров решил, по его собственным словам, «написать красками роман, роман в картинах…». И в основу живописной концепции «женского» цикла, может быть в большой степени, чем цикла «Сергиевского», был положен последовательный рассказ о судьбе девушки, смотрящей на мир огромными, тревожными глазами, о страстно тоскующей женщине, терпящей поражение в борьбе за счастье.

Художник написал три из пяти задуманных «глав» этого романа-картины «На горах» (1896), «Великий постриг» (1897-1898) и «На Волге»(1905). По поводу первой из них и были сказаны им программные, по сути дела, слова: «Связь пейзажа с фигурой… одна мысль в том и другом, способствует цельности настроения». Картина «На Волге» решена в стиле модерна. Линеарность, плоскостность, декоративизм все это более лаконично выглядит как не в одной другой картине.

Именно эта цельность, присущая всем трем работам, гармония действия и среды, в которой это действие происходит, снимает с картины-сюиты налет прямой повествовательности, заставляет воспринимать их не как прозаические произведения, несмотря на явно выступающую в них фабулу, а как лирические стихотворения.

«На Волге»

Картина «Великий постриг» была написана М.В. Нестеровым под впечатлением личной драмы. Он испытал, по его словам, «молниеносную любовь». Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. Свое глубокое горе М.В.Нестеров излил в картине, тема ее- реквием по несбывшейся любви. Уход из мирской жизни, посвящение себя служению Богу художник не рассматривает как жертвенность. Прекрасная душа стремится к прекрасной цели. Это произведение как нельзя подходит под контекст проблемы, рассматриваемой в проекте- синтез красоты и веры.

М.В.Нестеров создал ряд картин, пронизанных чисто русской «любовью-жалостью» к их героиням.

«Великий постриг»








«Нестеровский» пейзаж



Михаил Васильевич писал, что хочет найти собственный стиль, который мог бы объединить его веру, творческие силы, все свои действия. Он считал, что это чрезвычайно важно для художника, как и для любой творческой личности, объединить все это в деле веры. Его очень волновало то, что его собственный стиль это отражение его сути, а стилизация это нечто чуждое. Он подчеркивал, что если постараться, то можно овладеть стилем и писать с его помощью красиво и вдохновенно. Мало того, отсутствие своего стиля и миропонимания может быть заменено этим самым стилем. Это будет хорошо для неопытного художника, но для великого художника такой отказ от своего стиля означал отказ от всего себя, от всей прожитой жизни. Именно прожитый опыт создает художника и его стиль.(сс) И примером для этого, я считаю пейзаж на картинах Михаила Васильевича, потому что он отличается своеобразным живописно-пластическим языком. Нестеровский пейзаж стал таким же нарицательным понятием, как и пейзаж левитановский. В основе пейзажей Нестерова лежит одна и та же система. Почти всегда строго параллельно плоскости холста разворачиваются мягко переходящие друг в друга пейзажные планы. Горизонт сравнительно высок, художник смотрит на действующих лиц картины и окружающую их природу чуть-чуть сверху.

Природа в картинах М.В.Нестерова не просто пейзажный фон. Это полноправный, а зачастую и главный «герой» произведения. Она живет своей жизнью, тесно сплетаясь с мыслями, чувствами и переживаниями художника и персонажей, определяет эмоциональную тональность картин, их музыкальность и весь образный лад. Уединенность и интимность природы созвучна персонажам картин. Красота по-нестеровски это всегда что-то хрупкое и зыбкое, неприметное. Тоненькие березки белеют в мягкой рыжеве сентября, молодые елочки распахнули свои редкие лапы, рдеет яркая рябина – примета осеннего увядания, в безмятежное зеркало озер опрокинулись берега, и в глубине вод едва дрожит листва осин. Дали дальние открываются с крутых высоких берегов, а под ними спокойно и величаво плывут реки. То здесь, то там застенчиво ютятся избы или сараи, деревянные часовни или главки старинных церковок. Все это поддерживает ощущение прочной связи прошлого с настоящим. [ссылка] Духовная составляющая природы неразрывно связана с чистой красотой пейзажей на картинах Нестерова, что еще раз указывает на синтез красоты и веры в его творчестве.
















Вывод



Итак, рассмотрев творчество Михаила Васильевича Нестерова, я могу сделать выводы, что художник прошел тот же путь, который проделали лучшие живописцы порубежной эпохи конца XIX и начала XX веков. Последовательно пройдя художественные стили и течения от передвижничества до модерна, он остался верен своему собственному стилю, отражению своей сути.

Михаил Васильевич вдохнул в светскую живопись на религиозные темы новую жизнь, сделал ее ближе к людям – но отнюдь не за счет перехода к сугубому реализму. Он словно заставил зрителя воспарить над миром обыденности, стер в его восприятии границу между реальным и мистическим, между картиной и иконой.[ссылка]

Пытаясь понять некий тайный смысл, который вложил художник в свои произведения, я открыла нечто общее: и герои, и пейзажи создают потрясающий тандем красоты и веры. Именно в этом главная заслуга М.В.Нестерова.


















Список литературы

1.Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл.- М.: Дрофа, 2007

2.Дурылин С. Нестеров в жизни и творчестве.- М., 1965

3.Маковский С.К. Силуэты русских художников.- М.:Республика, 1999-

4.Михаил Нестеров // Авт.-сост. И.Никонова.- М.: Изобразительное искусство, 1971

5.Нестеров М.В. Из писем.- Л., 1968

6.М.В.Нестеров т.75 М.: ЗАО «Издат. Дом «Комсомольская правда», 2011

7.Русакова А.А. Символизм в русской живописи.- М.: Белый город,2001

8.Федор-Давыдов А.А. Русский пейзаж конца XIX – начала XX века.- М.: Искусство,1974

9.Якимович А.К. Полеты над бездной. Искусство, культура, картина мира. 1930-1990. – М.: Искусство- XXI века, 2009



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научная статья " Красота и вера в творчестве М.В.Нестерова сквозь призму стилей"

Автор: Ильченко Елена Александровна

Дата: 30.12.2016

Номер свидетельства: 374697

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства