kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наброски. Роль наброска в процессе обучения искусству рисования. Серия упражнений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для художественной школы.

Роль наброска в процессе обучения искусству рисования. Серия упражнений.

Автор: Ермакова Марина Алексеевна, преподаватель высшей категории ДХШ.

Для начинающих художников  особенно труден первый этап, когда ничего не получается, нет навыков быстрого рисования, линия не "живет" на бумаге, трудно передать объем и пространство малыми средствами. Серия упражнений  развивает  навыки быстрого рисования. Рисование набросков становится  интересным, познавательным  занятием, в результате которого учащиеся являются творцами и созидателями творческого проекта. Упражнения просты по содержанию, легко воспринимаются и выполняются без трудностей. Делая наброски вместе с преподавателем, дети наглядно видят процесс работы над натурой, учатся подражать и выражать в рисунке свой взгляд на модель. Систематическое  выполнение  упражнений  прививает  навыки быстрых зарисовок,

Актуальность и практическое значение. Выполнение набросков дает возможность наполнить занятие разнообразными видами изобразительной деятельности, научить определенным приемам работы. Преподаватель знакомит детей  с миром зрительных образов, акцентирует внимание  на форму, пространство. Рисование набросков имеет прежде всего воспитательное значение: ничто так не воспитывает и не развивает глаз, руку и наблюдательность, как наброски. Так как набросок – это быстрое воспроизведение своих первых впечатлений от увиденного, услышанного или прочитанного.  Острое чувство, понимание рисунка приходит не сразу, и именно наброски пробуждают способность воссоздавать увиденное как яркий зримый образ и долго удерживать его в памяти. Это качество крайне необходимо каждому художнику. Далее, как бы ни был схематичен набросок, в нём обязательно могут быть сохранены и переданы те пропорции, которые имеет модель, иначе набросок будет безграмотным. Значит, обучающиеся должны приучить свой глаз сразу схватывать эти пропорции, быстро находить размеры частей натуры по отношению друг к другу и по отношению их к общему. Это развивает глазомер.

Целевая аудитория:  учащиеся художественных отделений с 11 лет и старше.

Цель: приобретение навыков быстрого рисования,                                            развитие глазомера,                                                                                             развитие наблюдательности                                                                           выполнение  упражнений  на уроках                                                    самостоятельное выполнение упражнений

Задачи:     познакомить с новыми методами быстрого рисования,                                           научить создавать наброски различными изобразительными приемами,          развивать пространственное мышление,                                                              определить практическую значимость наброска.

Сущность проекта, структура.  Серия упражнений поможет  пробудить  у обучающихся чувство раскрепощённости и раскованности в выполнении набросков, поможет  развить  наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главное в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное.  На занятиях на уроках по композиции или рисунку выделяем время для  упражнения в среднем 15 мин.  Время можно выделить и в середине урока, и в начале, или в конце.  Это позволяет обогатить  урок разнообразными видами деятельности. По образцу классного задания учащиеся выполняют домашнее задание. Для большей заинтересованности следует организовывать просмотры домашних заданий, и проводить  анализ с участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку обучающегося. Особый интерес вызывает возможность работать различными материалами на различных видах бумаги.

Серия упражнений.

Упражнение 1. Контурная зарисовка.  Рисование  натуры не глядя на лист бумаги.

Фломастер, гладкая бумага; карандаш, угольный карандаш.

Цель: освоение чувства движения и прикосновения.

  1. Рисуем натуру не глядя на лист бумаги, повинуясь только мышечному чувству. В начале выполнения упражнения поставьте карандаш на линию предполагаемого контура и представьте себе, что вы прикасаетесь к той же точке объекта. Взглядом медленно ведите вдоль контура модели. Стараясь не смотреть на рисунок, одной непрерывной линией  следуйте за движением  своего взгляда, постепенно переходя от контура к внутренним областям объекта. Все это должно выполняться  нарочито замедленным движением. За этим рисунком стоит дух чистой радости движения руки художника. Не надо ожидать, что  результат станет близок  к оригиналу.

Упражнение 2. Контурная зарисовка. Рисование  натуры, поглядывая  на лист время от времени.

Фломастер, гладкая бумага, карандаш, угольный карандаш.

Цель: освоение чувства движения и прикосновения.

Рисуем контур объекта, как в упражнении 1, но на сей раз позволяя себе случайные взгляды на рисунок. Сохраняем чувство того, что наш карандаш касается поверхности объекта.

Упражнение 3. Контурная зарисовка.  Изменение  характера  линий.

Сангина, сепия, шероховатая бумага.

Цель: освоение чувства движения и прикосновения.

  1.   С этим материалом мы можем изменять давление на лист, делая линии темнее или светлее. Уголок мелка дает тонкую линию, полная грань – более широкую, сторона - самую широкую. Активнее пользуйтесь этими возможностями для выражения формы.

Упражнение 4. Контурная зарисовка. Контурами очерчиваем форму.

Цель: развитие чувства формы, подчеркиваемой поперечными и круговыми контурами.

  1.   Для начала выберите взглядом некую точку на краю объекта, где поперечный контур имеет наиболее очевидную форму.  Представьте себе,  что ваш карандаш  как бы прикасается к  этой точке объекта. Начиная оттуда, обрисуйте  окружность, которая визуально проходит через переднюю и заднюю части объекта. Продолжайте обрисовывать форму объекта окружностями.

Упражнение 5. Контурная зарисовка. Рисуем прямыми штрихами.

Цель: развитие навыка наложения штриха.

  1.   Выполнять это задание  только стоя. Карандаш держите между большим и указательным пальцами.  Рисовать отдельными резкими движениями за счет локтя и плеча. Изогнутые линии на рисунке не позволительны.

Упражнение 6. Масса. Пятно.

Угольный карандаш, шероховатая бумага; шариковая ручка, гладкая бумага.

Цель: умение передать ощущение веса (масса) натуры на бумаге.

  • . Поместите карандаш в центр листа и представьте себе, что здесь будет расположен центр тяжести натуры.  Начинайте от этой точки наращивать массу пока не достигните внешних границ модели.

Упражнение 7. Движение модели. Жест.

Цель: почувствовать и нарисовать движение модели.

  • . Быстрый линеарный рисунок, передающий энергию, действие или движение. Модель принимает ряд поз, каждую из которых держит минуту или меньше. Пока модель держит позу, вы должны успеть свободными взмахами набросать ее на бумагу. Действуйте быстро, пусть вашими движениями руководит чувство тех сил, которые эту позу рождают.  Если рука модели выглядит расслабленной, ваши линии должны быть столь же мягкими. Там, где нога модели делает усилие, словно отталкивается от пола, вы должны это также передавать линиями на рисунке. Для вас важнее не внешность модели, а ее жест, движение.

Способность рисовать с натуры влияет  на гармоничное развитие личности и определяется тремя факторами: физической подготовкой художника (свободные движения руки требуют определенного уровня физ.подготовки), умение представить себе пространственное расположение предметов и их формообразование. И не последнее место – рождение идеи.

 Эффективность проекта в простоте, в стабильности, в результативности.

Перспектива развития проекта.   Весь материал базируется на большом опыте американского преподавателя Университета Дугласа Купера. Составленный им, справочник, помогает студентам отделения архитектуры и дизайна овладеть основами рисования с натуры и сделать творческий процесс легким и радостным. Адаптированный материал возможно применять и для учеников 11-14лет. Оригинальный и очень интересный подход к рисованию, изучение таких понятий, как линейная перспектива,  композиция, светотень дает возможность для перспективного развития проекта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наброски. Роль наброска в процессе обучения искусству рисования. Серия упражнений.»



Методическая разработка для художественной школы.

Роль наброска в процессе обучения искусству рисования. Серия упражнений.

Автор: Ермакова Марина Алексеевна, преподаватель высшей категории ДХШ.

Для начинающих художников особенно труден первый этап, когда ничего не получается, нет навыков быстрого рисования, линия не "живет" на бумаге, трудно передать объем и пространство малыми средствами. Серия упражнений развивает навыки быстрого рисования. Рисование набросков становится интересным, познавательным занятием, в результате которого учащиеся являются творцами и созидателями творческого проекта. Упражнения просты по содержанию, легко воспринимаются и выполняются без трудностей. Делая наброски вместе с преподавателем, дети наглядно видят процесс работы над натурой, учатся подражать и выражать в рисунке свой взгляд на модель. Систематическое выполнение упражнений прививает навыки быстрых зарисовок,

Актуальность и практическое значение. Выполнение набросков дает возможность наполнить занятие разнообразными видами изобразительной деятельности, научить определенным приемам работы. Преподаватель знакомит детей с миром зрительных образов, акцентирует внимание на форму, пространство. Рисование набросков имеет прежде всего воспитательное значение: ничто так не воспитывает и не развивает глаз, руку и наблюдательность, как наброски. Так как набросок – это быстрое воспроизведение своих первых впечатлений от увиденного, услышанного или прочитанного. Острое чувство, понимание рисунка приходит не сразу, и именно наброски пробуждают способность воссоздавать увиденное как яркий зримый образ и долго удерживать его в памяти. Это качество крайне необходимо каждому художнику. Далее, как бы ни был схематичен набросок, в нём обязательно могут быть сохранены и переданы те пропорции, которые имеет модель, иначе набросок будет безграмотным. Значит, обучающиеся должны приучить свой глаз сразу схватывать эти пропорции, быстро находить размеры частей натуры по отношению друг к другу и по отношению их к общему. Это развивает глазомер.

Целевая аудитория: учащиеся художественных отделений с 11 лет и старше.

Цель: приобретение навыков быстрого рисования, развитие глазомера, развитие наблюдательности выполнение упражнений на уроках самостоятельное выполнение упражнений

Задачи: познакомить с новыми методами быстрого рисования, научить создавать наброски различными изобразительными приемами, развивать пространственное мышление, определить практическую значимость наброска.

Сущность проекта, структура. Серия упражнений поможет пробудить у обучающихся чувство раскрепощённости и раскованности в выполнении набросков, поможет развить наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главное в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное. На занятиях на уроках по композиции или рисунку выделяем время для упражнения в среднем 15 мин. Время можно выделить и в середине урока, и в начале, или в конце. Это позволяет обогатить урок разнообразными видами деятельности. По образцу классного задания учащиеся выполняют домашнее задание. Для большей заинтересованности следует организовывать просмотры домашних заданий, и проводить анализ с участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку обучающегося. Особый интерес вызывает возможность работать различными материалами на различных видах бумаги.

Серия упражнений.

Упражнение 1. Контурная зарисовка. Рисование натуры не глядя на лист бумаги.

Фломастер, гладкая бумага; карандаш, угольный карандаш.

Цель: освоение чувства движения и прикосновения.

Объяснение. Рисуем натуру не глядя на лист бумаги, повинуясь только мышечному чувству. В начале выполнения упражнения поставьте карандаш на линию предполагаемого контура и представьте себе, что вы прикасаетесь к той же точке объекта. Взглядом медленно ведите вдоль контура модели. Стараясь не смотреть на рисунок, одной непрерывной линией следуйте за движением своего взгляда, постепенно переходя от контура к внутренним областям объекта. Все это должно выполняться нарочито замедленным движением. За этим рисунком стоит дух чистой радости движения руки художника. Не надо ожидать, что результат станет близок к оригиналу.



Упражнение 2. Контурная зарисовка. Рисование натуры, поглядывая на лист время от времени.

Фломастер, гладкая бумага, карандаш, угольный карандаш.

Цель: освоение чувства движения и прикосновения.

Рисуем контур объекта, как в упражнении 1, но на сей раз позволяя себе случайные взгляды на рисунок. Сохраняем чувство того, что наш карандаш касается поверхности объекта.



Упражнение 3. Контурная зарисовка. Изменение характера линий.

Сангина, сепия, шероховатая бумага.

Цель: освоение чувства движения и прикосновения.

Объяснение. С этим материалом мы можем изменять давление на лист, делая линии темнее или светлее. Уголок мелка дает тонкую линию, полная грань – более широкую, сторона - самую широкую. Активнее пользуйтесь этими возможностями для выражения формы.



Упражнение 4. Контурная зарисовка. Контурами очерчиваем форму.

Цель: развитие чувства формы, подчеркиваемой поперечными и круговыми контурами.

Объяснение. Для начала выберите взглядом некую точку на краю объекта, где поперечный контур имеет наиболее очевидную форму. Представьте себе, что ваш карандаш как бы прикасается к этой точке объекта. Начиная оттуда, обрисуйте окружность , которая визуально проходит через переднюю и заднюю части объекта. Продолжайте обрисовывать форму объекта окружностями.



Упражнение 5. Контурная зарисовка. Рисуем прямыми штрихами.

Цель: развитие навыка наложения штриха.

Объяснение. Выполнять это задание только стоя. Карандаш держите между большим и указательным пальцами. Рисовать отдельными резкими движениями за счет локтя и плеча. Изогнутые линии на рисунке не позволительны.



Упражнение 6. Масса. Пятно.

Угольный карандаш, шероховатая бумага; шариковая ручка, гладкая бумага.

Цель: умение передать ощущение веса (масса) натуры на бумаге.

Объяснение. Поместите карандаш в центр листа и представьте себе, что здесь будет расположен центр тяжести натуры. Начинайте от этой точки наращивать массу пока не достигните внешних границ модели.



Упражнение 7. Движение модели. Жест.

Цель: почувствовать и нарисовать движение модели.

Объяснение. Быстрый линеарный рисунок, передающий энергию, действие или движение. Модель принимает ряд поз, каждую из которых держит минуту или меньше. Пока модель держит позу, вы должны успеть свободными взмахами набросать ее на бумагу. Действуйте быстро, пусть вашими движениями руководит чувство тех сил , которые эту позу рождают. Если рука модели выглядит расслабленной , ваши линии должны быть столь же мягкими. Там, где нога модели делает усилие, словно отталкивается от пола, вы должны это также передавать линиями на рисунке. Для вас важнее не внешность модели , а ее жест, движение.

Способность рисовать с натуры влияет на гармоничное развитие личности и определяется тремя факторами: физической подготовкой художника (свободные движения руки требуют определенного уровня физ.подготовки), умение представить себе пространственное расположение предметов и их формообразование. И не последнее место – рождение идеи.

Эффективность проекта в простоте, в стабильности, в результативности.

Перспектива развития проекта. Весь материал базируется на большом опыте американского преподавателя Университета Дугласа Купера. Составленный им, справочник, помогает студентам отделения архитектуры и дизайна овладеть основами рисования с натуры и сделать творческий процесс легким и радостным. Адаптированный материал возможно применять и для учеников 11-14лет.. Оригинальный и очень интересный подход к рисованию, изучение таких понятий, как линейная перспектива, композиция, светотень дает возможность для перспективного развития проекта.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Наброски. Роль наброска в процессе обучения искусству рисования. Серия упражнений.

Автор: Ермакова Марина Алексеевна

Дата: 12.12.2015

Номер свидетельства: 265347

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Роль наброска в процессе обучения искусству рисования. Серия упражнений."
    ["seo_title"] => string(80) "rol-nabroska-v-protsiessie-obuchieniia-iskusstvu-risovaniia-sieriia-uprazhnienii"
    ["file_id"] => string(6) "265346"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449921500"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства