Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Методическая разработка для художественной школы.
Роль наброска в процессе обучения искусству рисования. Серия упражнений.
Автор: Ермакова Марина Алексеевна, преподаватель высшей категории ДХШ.
Для начинающих художников особенно труден первый этап, когда ничего не получается, нет навыков быстрого рисования, линия не "живет" на бумаге, трудно передать объем и пространство малыми средствами. Серия упражнений развивает навыки быстрого рисования. Рисование набросков становится интересным, познавательным занятием, в результате которого учащиеся являются творцами и созидателями творческого проекта. Упражнения просты по содержанию, легко воспринимаются и выполняются без трудностей. Делая наброски вместе с преподавателем, дети наглядно видят процесс работы над натурой, учатся подражать и выражать в рисунке свой взгляд на модель. Систематическое выполнение упражнений прививает навыки быстрых зарисовок,
Актуальность и практическое значение. Выполнение набросков дает возможность наполнить занятие разнообразными видами изобразительной деятельности, научить определенным приемам работы. Преподаватель знакомит детей с миром зрительных образов, акцентирует внимание на форму, пространство. Рисование набросков имеет прежде всего воспитательное значение: ничто так не воспитывает и не развивает глаз, руку и наблюдательность, как наброски. Так как набросок – это быстрое воспроизведение своих первых впечатлений от увиденного, услышанного или прочитанного. Острое чувство, понимание рисунка приходит не сразу, и именно наброски пробуждают способность воссоздавать увиденное как яркий зримый образ и долго удерживать его в памяти. Это качество крайне необходимо каждому художнику. Далее, как бы ни был схематичен набросок, в нём обязательно могут быть сохранены и переданы те пропорции, которые имеет модель, иначе набросок будет безграмотным. Значит, обучающиеся должны приучить свой глаз сразу схватывать эти пропорции, быстро находить размеры частей натуры по отношению друг к другу и по отношению их к общему. Это развивает глазомер.
Целевая аудитория: учащиеся художественных отделений с 11 лет и старше.
Цель: приобретение навыков быстрого рисования, развитие глазомера, развитие наблюдательности выполнение упражнений на уроках самостоятельное выполнение упражнений
Задачи: познакомить с новыми методами быстрого рисования, научить создавать наброски различными изобразительными приемами, развивать пространственное мышление, определить практическую значимость наброска.
Сущность проекта, структура. Серия упражнений поможет пробудить у обучающихся чувство раскрепощённости и раскованности в выполнении набросков, поможет развить наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главное в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное. На занятиях на уроках по композиции или рисунку выделяем время для упражнения в среднем 15 мин. Время можно выделить и в середине урока, и в начале, или в конце. Это позволяет обогатить урок разнообразными видами деятельности. По образцу классного задания учащиеся выполняют домашнее задание. Для большей заинтересованности следует организовывать просмотры домашних заданий, и проводить анализ с участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку обучающегося. Особый интерес вызывает возможность работать различными материалами на различных видах бумаги.
Серия упражнений.
Упражнение 1. Контурная зарисовка. Рисование натуры не глядя на лист бумаги.
Фломастер, гладкая бумага; карандаш, угольный карандаш.
Цель: освоение чувства движения и прикосновения.
Упражнение 2. Контурная зарисовка. Рисование натуры, поглядывая на лист время от времени.
Фломастер, гладкая бумага, карандаш, угольный карандаш.
Цель: освоение чувства движения и прикосновения.
Рисуем контур объекта, как в упражнении 1, но на сей раз позволяя себе случайные взгляды на рисунок. Сохраняем чувство того, что наш карандаш касается поверхности объекта.
Упражнение 3. Контурная зарисовка. Изменение характера линий.
Сангина, сепия, шероховатая бумага.
Цель: освоение чувства движения и прикосновения.
Упражнение 4. Контурная зарисовка. Контурами очерчиваем форму.
Цель: развитие чувства формы, подчеркиваемой поперечными и круговыми контурами.
Упражнение 5. Контурная зарисовка. Рисуем прямыми штрихами.
Цель: развитие навыка наложения штриха.
Упражнение 6. Масса. Пятно.
Угольный карандаш, шероховатая бумага; шариковая ручка, гладкая бумага.
Цель: умение передать ощущение веса (масса) натуры на бумаге.
Упражнение 7. Движение модели. Жест.
Цель: почувствовать и нарисовать движение модели.
Способность рисовать с натуры влияет на гармоничное развитие личности и определяется тремя факторами: физической подготовкой художника (свободные движения руки требуют определенного уровня физ.подготовки), умение представить себе пространственное расположение предметов и их формообразование. И не последнее место – рождение идеи.
Эффективность проекта в простоте, в стабильности, в результативности.
Перспектива развития проекта. Весь материал базируется на большом опыте американского преподавателя Университета Дугласа Купера. Составленный им, справочник, помогает студентам отделения архитектуры и дизайна овладеть основами рисования с натуры и сделать творческий процесс легким и радостным. Адаптированный материал возможно применять и для учеников 11-14лет. Оригинальный и очень интересный подход к рисованию, изучение таких понятий, как линейная перспектива, композиция, светотень дает возможность для перспективного развития проекта.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт