Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»).
Учебник. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Баласс, 2011.
- получить представление о музее и картинной галерее на примере Третьяковской галереи; различать типы музеев; иметь представление о значении рамы в оформлении живописного произведения; научиться работать по схеме на примере оформления фотографии; вспомнить основные правила выполнения коллективной работы и применить их на практике при выполнении коллективной работы «Портрет класса»;
- научить эмоционально воспринимать произведения различных видов искусства и выражать своё отношение к ним на примере портретов И. Репина и И. Крамского; научиться выражать своё отношение к творчеству различных деятелей культуры на примере жизни и деятельности П.М. Третьякова; развивать самостоятельность в поиске решения различных задач, развивать наблюдательность.
- Воспитывать научное мировоззрение, умение четко организовывать самостоятельную и групповую работу;
- Воспитывать целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности каждого ребенка.
«Виртуальное путешествие по залам Третьяковской галерее. Лучшие образцы русской живописи конца 19 начало 20 века». Презентация и (материал по истории создания картин). http://art19.info/articles/russkaja_zhivopis.html
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД, технология оценивания |
1-й урок |
действия учителя | действия учеников |
Мобильный этап I. Создание проблемной ситуации. | Готовность к уроку Учитель записывает тему урока, предлагает детям рассмотреть портреты П.М. Третьякова (можно воспользоваться учебником, с.14, и презентацией, слайды) ответить на вопрос: 1. – Определите род занятий этого человека. Свой ответ поясните. П2 К1 К2 2. – Если мы обратимся к биографии этого человека, то в первых строках увидим следующие слова: «Московский купец Павел Михайлович Третьяков…» (слайд) - Попытайтесь назвать тему урока | Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов): - Скорее всего, это художник, так как он находится среди картин. (дети пытаются самостоятельно назвать тему урока) | Познавательные действия 1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного. 2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. 3. Небольшой пересказ простого текста. 4. Простой план. Регулятивные действия 1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. 2. Работать по предложенному плану, использовать учебник. 3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Коммуникативные действия 1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу. 2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты. 3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе. Личностные результаты 1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей. 2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей. 3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. |
II. Формулирование проблемы. | – Скажите, вас удивили эти слова? Какой у вас возникает вопрос? П2 К1 К2 | - Кто же такой П.М. Третьяков, чем он прославился? |
III. Выдвижение гипотез. | – Может быть, у кого-то есть уже версии ответа на проблемный вопрос? П2 Р1 К1 К2 Физминутка (упражнения под музыку П. Чайковского «Вальс цветов») | Выдвигают свои версии, учитель записывает ключевыми словами несколько версий. |
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 12 и, используя технологию продуктивного чтения, поработать с текстом П1 П3 Р2 К1 К2 1. Просмотровое чтение. – На основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов выскажите предположение, о чём будет этот текст? 2. Ознакомительное чтение. – Выделите в тексте места остановок буквами: В – вопрос автору, О – прогнозирование ответа на возникший вопрос к автору, П – проверка своего прогноза по тексту. 3. Изучающее чтение. – Ответьте на вопросы по тексту: чем прославился Третьяков? Как вы догадались? П2 Л1 Виртуальное путешествие по залам Третьяковской галереи (презентация) Музыкальное сопровождение | 1. Дети рассматривают страницу, отвечают (возможные варианты ответов): 1.-Речь пойдёт о музеях (краеведческом, историческом и картинной галерее) – О Третьяковской галерее. 2. Дети вслух читают текст, учитель останавливает их там, где по смыслу напрашивается вопрос, формулируют его, дают свой ответ и далее по тексту проверяют свои предположения. 3. Отвечают на вопросы. Дети виртуально путешествуют по залам Третьяковской галереи |
2. Учитель предлагает вспомнить залы Третьяковской галереи и рассмотреть (учебник, с. 12) ответить на вопросы: – Все картины разные, но есть у них одна сходная черта. Какая? – Зачем нужна рама? П1 П2 К1 К2 | 2. Дети вспоминают, рассматривают фотографию, отвечают (возможные варианты ответов): – Все картины помещены в рамы. – Красиво, привлекает внимание, отделяет от стены и друг от друга. |
V. Выражение решения проблемы. | Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него П2 К1 К2 | Отвечают. |
VI. Применение знаний (продуктивные задания). | Учитель предлагает выполнить задания 1–3 на с. 6–7 в Рабочей тетради П4 Р1 Р2 Л4 Физминутка (упражнения под музыку П. Чайковского «Времена года. Зима») | Выполняют. |
VII. Итог урока. Рефлексия. | Учитель показывает наиболее удачные работы через документ-камеру. Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать технологию оценивания по следующему алгоритму (слайд). Р2 Р3 К1 К2 Л4 Л5 – Что тебе нужно было сделать? – Какие материалы ты использовал? – Ты придумал оформление рамки самостоятельно или воспользовался образцом в тетради? – Когда ты создавал свою раму, ты использовал сочетания тёплых и холодных цветов? – Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей? – Что бы ты хотел изменить в своей работе? – Как бы ты оценил свою работу? | Выполняют. |
VIII. Домашнее задание. | – Подбери свою фотографию, в которой выражен твой характер, продумай, как её оформить, подготовь соответствующие материалы, заготовки и принеси их в класс (слайд). Л4 | Записывают. |
2-й урок |
I. Актуализация знаний. | Просмотр фрагмента коллекционного фильма из цикла «История одного шедевра» (с музыкальным сопровождением) Учитель предлагает детям рассмотреть фотографию Павла Третьякова и его портреты работы Ильи Репина и Ивана Крамского (учебник, с. 14–15, и слайд) ответить на вопрос: – По какому из портретов можно больше всего рассказать о внешности, характере и роде деятельности Третьякова? П2 К1 К2 Л1 | Дети смотрят фильм под музыкальное сопровождение П. Чайковский «Вальс цветов» Отвечают. | |
II. Применение знаний (продуктивные задания). | – Сегодня мы с вами будем создавать портрет класса, вы должны отразить в портрете характер нашего класса и индивидуальные особенности каждого ученика. Возможно ли это? Каким образом? | Отвечают. |
Учитель предлагает рассмотреть образцы оформления фотографий на с. 8–9 в Рабочей тетради и оформить свою фотографию, используя домашние заготовки (слайд). Л4 | Выполняют. |
Учитель заранее готовит тонированную бумагу для коллективной работы и находит место на стенде для «Портрета класса». П4 Р1 Р2 К3 Л5 Физминутка (упражнения под музыку П. Чайковского «Времена года. Весна» | Дети под руководством учителя по мере выполнения рамки с фотографией подходят к столу и размещают фотографию на листе бумаги, обсуждая её расположение. Когда окончательный вариант коллективной работы оформился, можно приклеить детали к листу бумаги. «Портрет класса» готов. |
III. Итог урока. Рефлексия. | Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность (слайд). Р2 Р3 К1 К2 Л4 Л5 | Выполняют. |
IV. Домашнее задание. | – Принести фломастеры, цветные карандаши, Рабочую тетрадь (слайд). - Узнать историю создания нескольких картин из цикла «Лучшие образцы русской живописи конца 19 начало 20 века» (название картин распределяет учитель, возможна работа в группах) Л4 | Записывают. |
2 класс. – М.: Баласс, 2011.
2. Государственная Третьяковская галерея. Искусство второй половины XIX - начала XX века. Т. Коваленская.
"Изобразительное искусство". Москва. 1970.
3. http://art19.info/articles/russkaja_zhivopis.html
Демонстрационный материал к уроку. Презентация на тему: «Музей искусств. Третьяковская галерея. Обрамление картины»
Здесь представлен лишь скриншоты нескольких слайдов презентации. Полный вариант содержит 19 слайдов.
Руководитель МО ________________________________/ Кожина И.П.