Цель данного урока: познакомить учащихся с историей мозаики и особенностями её выполнения. Он рассчитан на два урока. Вид занятий: декоративно-прикладное творчество, мозаика. Этот урок воспитывает уважение к мировой культуре через знакомство с шедеврами мирового искусства. За 5 минут до конца урока работы вывешиваются на доску рядом друг с другом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мозаичное изображение. Автопортрет. »
Урок изобразительного искусства
7 класс
Тема: «Мозаичное изображение. Автопортрет». Рассчитано на 2 урока
Цели и задачи: Познакомить учащихся с историей мозаики и особенностями ее выполнения. Закрепить понятие «Автопортрет».
Формирование навыков:
Изготовление мозаичного полотна.
Применение на практике в жанре портрета
Применение на практике знаний о пропорциях лица человека
Развитие творческих способностей. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.
Воспитывать уважение к мировой культуре, через знакомство с шедеврами мирового искусства.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Вид урока: урок творчества
Форма организации деятельности: индивидуальная или в паре
Вид занятий: декоративно-прикладное творчество, мозаика
Оборудование:
Для учащихся:
Лист бумаги, салфетки, газетная бумага, старые журналы, ножницы, клей ПВА, простой карандаш, ластик.
Для учителя:
Мультимедийная презентация «Мозаика», компьютер, интерактивная доска, лист бумаги, салфетки, старые газеты, журналы, ножницы, клей ПВА, простой карандаш, ластик . Таблица подробного построения портрета и расположения кусочков мозаики на лице. Таблица пропорций лица человека. Образец. Элемент релаксации.
План урока:
1.Организационный момент - 1 мин
2. Вводная беседа. «Что для искусства человек? - 1 мин
3. Актуализация знаний «Автопортрет» - 5 мин
4. Беседа по теме, с использованием мультимедийной презентации. Мозаика. История мозаики. - 5мин
5. Практическая часть: Повторение последовательности выполнения работы;
Напоминание о ТБ при работе с ножницами и клеем. – 3 мин.
Самостоятельная работа - 60 мин
Подведение итогов
Экспресс-выставка
Рефлексия - 5 мин
Ход урока.
«Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны всем.»
Л.Н.Толстой
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку
2. Вводная беседа.
На протяжении всего учебного года на уроках изобразительного искусства мы с вами, так или иначе, касались одной и той же темы. Изображали ли мы натюрморт, пейзаж. Говорили о народных праздниках, костюмах, о эпохе Возрождения, об архитектуре, о теме войны в искусстве, о плакате и памятниках культуры мы с Вами не забывали о – человеке! Ведь именно без него искусство существовать не может.
( на доске изображается схема)
(ХУДОЖНИК-----------ПОРТРЕТ------------КИСТЬ)
Он: Либо творец произведения искусства, либо его главный герой, либо созерцатель умеющий чувствовать и выражать свои эмоции, при этом сам подчас берущийся за кисть.
3. Актуализация знаний
Одним из видов изобразительного искусства подтверждающим эту цепочку, на мой взгляд является автопортрет.
-Напомните мне, что такое автопортрет?
-Автопортрет изображение художником самого себя.
Итак: Художник рисует
И конечно он умеет чувствовать и через рисунок выражать свои эмоции.
При этом он главный герой картины.
-А можем ли мы с вами эту своеобразную схему применить к себе?
-Когда мы с вами видим нечто прекрасное, мы чувствуем?
-Мы можем выразить свои чувства и эмоции через искусство, например рисунок?
-То есть мы можем быть художниками?
-Если мы с вами можем применить к себе два принципа этой формулы, мы можем создать свой автопортрет?
Сегодня мы с вами потрудимся над созданием автопортрета только в мозаичной технике.
4. Беседа по теме:
Мозаика является одним из видов монументального искусства. С античности до наших дней она украшает не только фасады, но и интерьеры зданий. В мозаике изображение составляется из кусочков разноцветных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов.
Господствующее положение мозаика заняла в Византии в убранстве храмов. На весь мир праславились знаменитые сохранившиеся равеннские мозаики «Голуби у водопоя» из мавзолея Галлы Плацидии и декоративные мозаичные композиции церквей Сан-Витале и Сант-Аполлинаре-ин-Классе. Равенна была процветающим византийским торговым городом. Знатные и богатые горожане вели роскошную жизнь, украшая здания мраморными плитами и мозаиками, выполненными художниками, обученными в Византии. В церкви Сан-Витале изображен во всем великолепии и торжественности двор императора Юстиниана и императрицы Теодоры.
В Равенне до сих пор хранятся и поддерживаются традиции изготовления мозаичных панно. В городе существует институт мозаики. Копии равеннских мозаик, выполненные художниками этого заведения, известны во всем мире. В городском парке экспонируются мозаики известных итальянских и зарубежных художников, созданные в разных стилях и материалах специально для этого парка и демонстрирующие связь между прошлым и настоящим и веру в будущее мозаичного искусства.
Испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926), живший в Барселоне и прославивший ее, использовал мозаику для декоративного оформления своих построек.
В России мозаичные изображения получили распространение с XVIII века. О собенно увлеченно работал над мозаикой М.в.ломоносов, который сам изготовлял цветное стекло, а затее собирал из него картины, делал наборные столы. Его работы выставлены в Русском музее в Петербурге. Уникальные мозаичные работы украшают внутреннее убранство Исаакиевского собора. Прежде были созданы живописные полотна, опираясь на которые мастера готовили и подбирали нужным образом окрашенные кусочки. Работа по созданию мозаичных картин потребовала много лет.
Украшение внутренних помещений мозаиками становиться распространенным в России в 30-40-50 годы. Ярким примером являются станции метро, построенные в это время. Мозаичные панно создаются для станций московского метрополитена «Комсомольская-кольцевая», «Киевская», «Аэропорт» и других. Замечательные мозаики для станции метро «Маяковская» создал в 1938 году известный художник Александр Дейнека.
Эта традиция продолжается и сегодня. Вновь открытые станции и переходы метро также украшаются мозаиками. А с современными компьютерными программами любое изображение можно сделать мозаичным. Вы сами соприкасались с темой, когда создавали мозаичное полотно в 6 классе. И в 3 четверти учебного года в качестве арт-терапии покрывали мозаикой силуэт собственной ладони.
5. Практическая часть
Основные этапы работы.
Для того чтобы создать автопортрет в технике мозаика вам необходимо вспомнить пропорции лица человека. Для этого вы можете пользоваться эскизом в тетради.
Нарисуйте на листе эскиз автопортрета.
Далее вам необходимо внимательно рассмотреть эскиз расположения кусочков мозаики на лице.
Ваши кусочки могут быть разрезанными ножницами, а могут быть рваными.
Кусочки должны близко прилегать друг к другу.
Старайтесь тщательно подбирать бумагу. Тем более что она у вас не просто цветная, а имеющая разные рисунки и фактуру (газеты, журналы). Не спешите, фантазируйте.
Старайтесь передать свой характер, свои особенности, помните это автопортрет.
Если Вы решили делать работу на большом листе и вдвоем, сделайте собирательный образ, распределите правильно роли, советуйтесь друг с другом.
Не забывайте о ТБ при работе с ножницами и клеем.
Помните от беспорядка на столе – беспорядок в голове, от беспорядка в голове – беспорядок в руках, а от беспорядка в руках – беспорядок в работе.
(Релаксация)
Приступаем к работе.
За 5 минут до конца урока работы вывешиваются на доску рядом друг с другом
6. Рефлексия. Подведение итогов.
- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.
- Вам нравиться? Что именно?
- Какой вид портрета мы с вами вспомнили?
-С какой техникой Вы сегодня работали?
-Как звали известного ученого, который возродил мозаику в России?
Каждый из Вас сегодня был творцом, создателем, художником. Каждый из Вас сегодня задал себе вопрос, какой я? Каждый из Вас своим сердцем, умом, руками чувствовал самого себя, и переложил эти чувствовал самого себя и переложил эти чувства на белый лист. Каждый из вас созидал, ваял, делал. Сохраните эти чувства, интерес к созданию прекрасного и пронесите через года.
Всем спасибо. Не забудем убрать мусор и забрать свое оборудование.
Тема урока: « Тематическая (сюжетная) картина».
Цели: Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.
Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
Оборудование и материалы:
Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров.
Компьютерная презентация о жанрах изобразительного искусства.
Художественные материалы для практической работы.
План урока:
Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся.
Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах с демонстрацией иллюстраций.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов и анализ работ.
Ход урока.
-На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.
Уроки этой четверти – об истории и развитии сюжетной картины и , в частности, ее особого типа- бытового жанра.
- Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете.
Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ. Каждый из этих пяти видов делится на жанры. Ярче всего это деление проявляется в живописи и графике. Что же такое жанры в изобразительном искусстве?
Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их стали делить на жанры: изображение природы- пейзаж, вещей- натюрморт, человека- портрет, событий жизни- сюжетно-тематическая картина.
(Показ презентации о жанрах)
В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины.
А теперь выберите из картин, представленных на доске те, жанр которых вам знаком.
( Учащиеся группируют картины, предложенные учителем. Учитель спрашивает о том, что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но он может быть абсолютно разным.)
Каков сюжет представленных живописных работ?
( Учащиеся стараются определить сюжет, рассуждая «о чем эта картина».)
- Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?
Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события.
Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.
(В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.)
Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.
(Такими картинами могут считаться произведения художников 60-70-х годов, посвященные покорению космоса.)
Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота. (Произведения Тициана, Ф. Гойя, А. Ватто, В Верещагина, М. Грекова).
- Попробуйте самостоятельно дать определение сказочно-былинному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.
(Учащиеся дают определение сказочно-былинному жанру, вспоминая произведения В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др. учитель дополняет представленный ряд картиной М. Врубеля «Царевна Лебедь», «Демон» и др ).
При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются картины С. Боттичелли, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, А. Иванова и др.)
- Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи.
К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни. Об этом жанре мы подробнее поговорим на следующем уроке, на примере знакомства с творчеством «малых голландцев». Я предлагаю вам выполнить поисковую творческую работу на тему «Что я знаю о малых голландцах?».
А сейчас попробуйте выполнить зарисовки для будущей картины в любом из жанров.
Дома доделайте работу и назовите ее.
Домашнее задание: подготовиться к уроку-конференции «Что я знаю о малых голландцах?». Выполнить творческую работу (сообщение-реферат) с подбором иллюстративного материала на любую из предложенных тем: