kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мозаичное изображение. Автопортрет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: познакомить учащихся с историей мозаики и особенностями её выполнения. Он рассчитан на два урока. Вид занятий: декоративно-прикладное творчество, мозаика. Этот урок воспитывает уважение к мировой культуре через знакомство с шедеврами мирового искусства. За 5 минут до конца урока работы вывешиваются на доску рядом друг с другом.

Просмотр содержимого документа
«Мозаичное изображение. Автопортрет. »

Урок изобразительного искусства

7 класс

Тема: «Мозаичное изображение. Автопортрет». Рассчитано на 2 урока

Цели и задачи: Познакомить учащихся с историей мозаики и особенностями ее выполнения. Закрепить понятие «Автопортрет».

Формирование навыков:

  1. Изготовление мозаичного полотна.

  2. Применение на практике в жанре портрета

  3. Применение на практике знаний о пропорциях лица человека

  4. Развитие творческих способностей. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

  5. Воспитывать уважение к мировой культуре, через знакомство с шедеврами мирового искусства.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Вид урока: урок творчества

Форма организации деятельности: индивидуальная или в паре

Вид занятий: декоративно-прикладное творчество, мозаика

Оборудование:

Для учащихся:

Лист бумаги, салфетки, газетная бумага, старые журналы, ножницы, клей ПВА, простой карандаш, ластик.

Для учителя:

Мультимедийная презентация «Мозаика», компьютер, интерактивная доска, лист бумаги, салфетки, старые газеты, журналы, ножницы, клей ПВА, простой карандаш, ластик . Таблица подробного построения портрета и расположения кусочков мозаики на лице. Таблица пропорций лица человека. Образец. Элемент релаксации.

План урока:

1.Организационный момент - 1 мин

2. Вводная беседа. «Что для искусства человек? - 1 мин

3. Актуализация знаний «Автопортрет» - 5 мин

4. Беседа по теме, с использованием мультимедийной презентации. Мозаика. История мозаики. - 5мин

5. Практическая часть: Повторение последовательности выполнения работы;

Напоминание о ТБ при работе с ножницами и клеем. – 3 мин.

  1. Самостоятельная работа - 60 мин

  2. Подведение итогов

  3. Экспресс-выставка

  4. Рефлексия - 5 мин



Ход урока.



«Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны всем.»

Л.Н.Толстой

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку

2. Вводная беседа.

На протяжении всего учебного года на уроках изобразительного искусства мы с вами, так или иначе, касались одной и той же темы. Изображали ли мы натюрморт, пейзаж. Говорили о народных праздниках, костюмах, о эпохе Возрождения, об архитектуре, о теме войны в искусстве, о плакате и памятниках культуры мы с Вами не забывали о – человеке! Ведь именно без него искусство существовать не может.

( на доске изображается схема)

(ХУДОЖНИК-----------ПОРТРЕТ------------КИСТЬ)

Он: Либо творец произведения искусства, либо его главный герой, либо созерцатель умеющий чувствовать и выражать свои эмоции, при этом сам подчас берущийся за кисть.

3. Актуализация знаний

Одним из видов изобразительного искусства подтверждающим эту цепочку, на мой взгляд является автопортрет.

-Напомните мне, что такое автопортрет?

-Автопортрет изображение художником самого себя.

Итак: Художник рисует

И конечно он умеет чувствовать и через рисунок выражать свои эмоции.

При этом он главный герой картины.

-А можем ли мы с вами эту своеобразную схему применить к себе?

-Когда мы с вами видим нечто прекрасное, мы чувствуем?

-Мы можем выразить свои чувства и эмоции через искусство, например рисунок?

-То есть мы можем быть художниками?

-Если мы с вами можем применить к себе два принципа этой формулы, мы можем создать свой автопортрет?

Сегодня мы с вами потрудимся над созданием автопортрета только в мозаичной технике.


4. Беседа по теме:

Мозаика является одним из видов монументального искусства. С античности до наших дней она украшает не только фасады, но и интерьеры зданий. В мозаике изображение составляется из кусочков разноцветных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов.

Господствующее положение мозаика заняла в Византии в убранстве храмов. На весь мир праславились знаменитые сохранившиеся равеннские мозаики «Голуби у водопоя» из мавзолея Галлы Плацидии и декоративные мозаичные композиции церквей Сан-Витале и Сант-Аполлинаре-ин-Классе. Равенна была процветающим византийским торговым городом. Знатные и богатые горожане вели роскошную жизнь, украшая здания мраморными плитами и мозаиками, выполненными художниками, обученными в Византии. В церкви Сан-Витале изображен во всем великолепии и торжественности двор императора Юстиниана и императрицы Теодоры.

В Равенне до сих пор хранятся и поддерживаются традиции изготовления мозаичных панно. В городе существует институт мозаики. Копии равеннских мозаик, выполненные художниками этого заведения, известны во всем мире. В городском парке экспонируются мозаики известных итальянских и зарубежных художников, созданные в разных стилях и материалах специально для этого парка и демонстрирующие связь между прошлым и настоящим и веру в будущее мозаичного искусства.

Испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926), живший в Барселоне и прославивший ее, использовал мозаику для декоративного оформления своих построек.

В России мозаичные изображения получили распространение с XVIII века. О собенно увлеченно работал над мозаикой М.в.ломоносов, который сам изготовлял цветное стекло, а затее собирал из него картины, делал наборные столы. Его работы выставлены в Русском музее в Петербурге. Уникальные мозаичные работы украшают внутреннее убранство Исаакиевского собора. Прежде были созданы живописные полотна, опираясь на которые мастера готовили и подбирали нужным образом окрашенные кусочки. Работа по созданию мозаичных картин потребовала много лет.

Украшение внутренних помещений мозаиками становиться распространенным в России в 30-40-50 годы. Ярким примером являются станции метро, построенные в это время. Мозаичные панно создаются для станций московского метрополитена «Комсомольская-кольцевая», «Киевская», «Аэропорт» и других. Замечательные мозаики для станции метро «Маяковская» создал в 1938 году известный художник Александр Дейнека.

Эта традиция продолжается и сегодня. Вновь открытые станции и переходы метро также украшаются мозаиками. А с современными компьютерными программами любое изображение можно сделать мозаичным. Вы сами соприкасались с темой, когда создавали мозаичное полотно в 6 классе. И в 3 четверти учебного года в качестве арт-терапии покрывали мозаикой силуэт собственной ладони.


5. Практическая часть

Основные этапы работы.

Для того чтобы создать автопортрет в технике мозаика вам необходимо вспомнить пропорции лица человека. Для этого вы можете пользоваться эскизом в тетради.

Нарисуйте на листе эскиз автопортрета.

Далее вам необходимо внимательно рассмотреть эскиз расположения кусочков мозаики на лице.

Ваши кусочки могут быть разрезанными ножницами, а могут быть рваными.

Кусочки должны близко прилегать друг к другу.

Старайтесь тщательно подбирать бумагу. Тем более что она у вас не просто цветная, а имеющая разные рисунки и фактуру (газеты, журналы). Не спешите, фантазируйте.

Старайтесь передать свой характер, свои особенности, помните это автопортрет.

Если Вы решили делать работу на большом листе и вдвоем, сделайте собирательный образ, распределите правильно роли, советуйтесь друг с другом.

Не забывайте о ТБ при работе с ножницами и клеем.

Помните от беспорядка на столе – беспорядок в голове, от беспорядка в голове – беспорядок в руках, а от беспорядка в руках – беспорядок в работе.

(Релаксация)

Приступаем к работе.

За 5 минут до конца урока работы вывешиваются на доску рядом друг с другом


6. Рефлексия. Подведение итогов.

- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.

- Вам нравиться? Что именно?

- Какой вид портрета мы с вами вспомнили?

-С какой техникой Вы сегодня работали?

-Как звали известного ученого, который возродил мозаику в России?

Каждый из Вас сегодня был творцом, создателем, художником. Каждый из Вас сегодня задал себе вопрос, какой я? Каждый из Вас своим сердцем, умом, руками чувствовал самого себя, и переложил эти чувствовал самого себя и переложил эти чувства на белый лист. Каждый из вас созидал, ваял, делал. Сохраните эти чувства, интерес к созданию прекрасного и пронесите через года.

Всем спасибо. Не забудем убрать мусор и забрать свое оборудование.







Тема урока: « Тематическая (сюжетная) картина».

Цели: Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.

Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.


Оборудование и материалы:

Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров.

Компьютерная презентация о жанрах изобразительного искусства.

Художественные материалы для практической работы.

План урока:

Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся.

Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах с демонстрацией иллюстраций.

Постановка художественной задачи.

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов и анализ работ.



Ход урока.



-На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.


Уроки этой четверти – об истории и развитии сюжетной картины и , в частности, ее особого типа- бытового жанра.


- Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете.


Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ. Каждый из этих пяти видов делится на жанры. Ярче всего это деление проявляется в живописи и графике. Что же такое жанры в изобразительном искусстве?

Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их стали делить на жанры: изображение природы- пейзаж, вещей- натюрморт, человека- портрет, событий жизни- сюжетно-тематическая картина.

(Показ презентации о жанрах)

В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины.

А теперь выберите из картин, представленных на доске те, жанр которых вам знаком.

( Учащиеся группируют картины, предложенные учителем. Учитель спрашивает о том, что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но он может быть абсолютно разным.)

Каков сюжет представленных живописных работ?

( Учащиеся стараются определить сюжет, рассуждая «о чем эта картина».)

- Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?

Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события.

Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.

(В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.)

Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.

(Такими картинами могут считаться произведения художников 60-70-х годов, посвященные покорению космоса.)

Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота. (Произведения Тициана, Ф. Гойя, А. Ватто, В Верещагина, М. Грекова).

- Попробуйте самостоятельно дать определение сказочно-былинному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.

(Учащиеся дают определение сказочно-былинному жанру, вспоминая произведения В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др. учитель дополняет представленный ряд картиной М. Врубеля «Царевна Лебедь», «Демон» и др ).

При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются картины С. Боттичелли, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, А. Иванова и др.)

- Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи.

К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни. Об этом жанре мы подробнее поговорим на следующем уроке, на примере знакомства с творчеством «малых голландцев». Я предлагаю вам выполнить поисковую творческую работу на тему «Что я знаю о малых голландцах?».

А сейчас попробуйте выполнить зарисовки для будущей картины в любом из жанров.

Дома доделайте работу и назовите ее.

Домашнее задание: подготовиться к уроку-конференции «Что я знаю о малых голландцах?». Выполнить творческую работу (сообщение-реферат) с подбором иллюстративного материала на любую из предложенных тем:

1. История возникновения голландской живописи.

2. Голландия-родина жанровой живописи. Почему?

3. Творчество П. Брейгеля и др.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мозаичное изображение. Автопортрет.

Автор: Реутова Марина Александровна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191079

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства