Открытый урок
по изобразительному искусству
в 5 классе
«Многоликая персона»
Цель урока: Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.
Задачи: Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана. Научить расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях народных мастеров. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.
План урока
1. Организационный момент
2. Вводная беседа.
3.Изучение теоретического материала по плану:
3.1. У матрешки дед – японец.
3.2. Первая русская матрешка.
3.3. Виды русской матрешки
3.4. Современные авторские матрешки.
4. Закрепление изученного материала в игре «Угадай-ка»
5. Физкультминутка «Веселые художники»
6. Самостоятельная работа.
7. Подведение итогов.
Ход урока
Организационный момент
Вводная беседа
-Сегодня у нас урок не обычный, тема таинственная и загадочная: «Многоликая персона». Кто из вас может объяснить значение слова «персона»? (Это личность или отдельно взятый человек)
-А как объяснить значение слова многоликая? (Много лиц)
-Так кто же эта многоликая персона? Давайте угадаем, прочитав загадку. (Слайд №2)
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка).
- Итак, тема сегодняшнего урока…? (Слайд №3)
-В конце урока мы должны ответить на проблемные вопросы (Слайд №4)
Изучение теоретического материала
-Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?
(Предположительные ответы детей)
-А на самом деле все было не так…
- В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. (Слайд №5) Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке, с петухом в руках. (Слайд №6) Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга.
Так родился ясный, радостный образ крестьянских девушек, покоряющий своей искренностью и красотой. Ну ни дать ни взять – милая деревенская Матрена, имя в то время очень распространённое. Вот и прозвали куклу – матрешка. (Слайд №7)
И сегодня русская матрешка желанная гостья в каждой семье. В чем же секрет такого успеха и долголетия матрешки? Почему она нравиться нам? Почему она стала русским сувениром за рубежом?
-Что общего у русских матрешек? (Слайд №8)
На сегодняшний день существуют три основных центра росписи матрешек: (Слайд №9)
- Сергиев Посад Московской области;
- Семеново Нижегородской области;
- Полхов-Майдан Нижегородской области
Итак, давайте рассмотрим особенности росписи каждого из этих центров.
1.
МАТРЕШКА из Сергиева Посада (Загорская матрешка) (Слайд №10)
Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.
2. Полхов-майданские матрешки (Слайд №11) можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий — с желтым. Все объединяет черный контур. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский - Майдан Горьковской области. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Лицевая часть игрушки украшена овальным клеймом, контур которого повторяет её удлинённую форму. Лицо обрамляют “кудри” - подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали “кудри” - чёрные, завитые штопором, пёрышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки.
Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.
3. Семеновская матрешка (Слайд №12) из города Семёнова, Горьковской области (Семёновский район). Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать её стали по – своему. Сочетание красителей (анилиновых), жёлтых, зелёных, фиолетовых, красных – дают выразительный колорит. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты.
Их изображение сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который делается «тычком». В этом году знаменитой семеновской матрешке исполнилось 88 лет.
Современные авторские матрешки
В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрешки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрешки С.В.Малютина. Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип Сергиево-Посадской матрешки, держащей в руках какой-нибудь предмет, в настоящее время дополнился многочисленными вариантами матрешек-девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинками, полными фруктов, самоварами, лукошками, различными ковшами и кувшинами. Художественное решение у современных художников более декоративное, чем иллюстративное. Предметы, которые матрешки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты.
(Слайд №13)
1. Первыми среди них могут быть названы матрешки, на фартуке которых изображены памятники архитектуры. Такая кукла-матрешка представляет собой памятный сувенир, с которым может быть связано посещение того или иного исторического места. Популярным является изображение Троице-Сергиевой лавры, памятников древнерусской архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов.
(Слайд №13)
2. Существуют матрешки, воспроизводящие живописные пейзажи России. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов: А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.М.Васнецова. Наряду с пейзажами мастера не пренебрегают и сюжетными изображениями. Для росписи матрешек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с национальным своеобразием России. Уже в пейзажных композициях чувствуется стремление передать особенности эмоционального склада российского народа. Особенно ярко это проявляется в росписях матрешек с сюжетными композициями современных художников, например Константина Васильева, с его загадочными образами, символизирующими великую Русь.
(Слайд №13)
3. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина.
(Слайд №14)
4. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры. Отдельные мастера из Семенова используют в росписи матрешек приемы традиционной хохломской росписи. Все чаще можно встретить матрешки «под Гжель», матрешки «под Жостово», матрешки «под Палех».
(Слайд №14)
5. Совершенно новым явлением в росписи русской матрешки является так называемая политическая матрешка, которая представляет собой целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей. Роспись матрешек, изображающих современных политиков, носит несколько шаржированный характер. К типу политической матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образцы популярных артистов, спортсменов.
4. Закрепление изученного материала в игре «Угадай-ка»
(Слайд №15)
А сейчас поиграем в игру “ Угадай матрешку” (по презентации с матрешками слайд№16-20)
Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали:
Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты. Появились матрешки запорожцы, витязи, мухоморы. Но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.
- Итак, ребята, какие проблемные вопросы стояли в начале урока, сможем мы на них ответить сейчас? (Слайд №21)
5. Физкультминутка «Веселые художники» (Слайд№22)
Класс делится на 3 группы. С завязанными глазами под мелодию “Матрешечки” нарисовать матрешку всей группой. Непременное условие – с завязанными глазами. Один начинает рисунок, другой продолжает и т. д.
6. Практическая работа (Слайд№23)
И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие. Но сначала сконструируем нужную форму. (Вырезаем форму из бумаги, сложенной вдвое)
- А сейчас создайте образ матрешки, который вам подскажет ваша фантазия.
7. Подведение итогов
Итогом работы является выставка матрешек. Каждый ребенок может дать имя своей будущей матрешке и рассказать, элементы каких техник он использовал в своей работе.
Рассказать о том, что самое интересное сегодня узнали на уроке о матрешке.
8. Домашнее задание (Слайд№24)
Литература, используемая при подготовке урока:
1. Н. Н. Алексахина "Матрешка", Народное образование, 1998, стр. 201.
2. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. — М.: Просвещение, 1994.
3. Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. — М.: Советская Россия, 1969.
4. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
5. Барадулин В.А. и др. Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.
7. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.
8. Блинов Г.М. Чудо-Кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. — М.: Детская литература, 1977.
9. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
10. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.
11. www.deaftime.ru – 18
12. www.rustoys.ru/zakroma/matresh.htm – 7 Кб