kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации к уроку по теме «Натюрморт мягким материалом» (рисунок натюрморта из 2-3х предметов с чучелом птицы мягким материалом).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принцип передачи объемной формы мягким материалом. Свойства мягкого материала в передаче пространства, объёма, фактуры разных  поверхностей: оперения, керамики и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к уроку по теме «Натюрморт мягким материалом» (рисунок натюрморта из 2-3х предметов с чучелом птицы мягким материалом).»

«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің А.И.Никифоров атындағы көркемсурет мектебі» МКҚК


ГККП «Художественная школа им. А.И. Никифорова отдела образования города Костаная»











Методические рекомендации к уроку по теме «Натюрморт мягким материалом»


(рисунок натюрморта из 2-3х предметов с чучелом птицы мягким материалом)







Автор: Шалунов Д.А.












г. Костанай – 2016г.

Введение:


Натюрморт - один из наиболее известных жанров изобразительного искусства. Большинство художников считают натюрмортные постановки важнейшей формой обучения искусству. Даже простое повторение учениками предметных форм в грамотно поставленном педагогом натюрморте - заметный шаг к успеху. Данная методика позволит вновь приходящим педагогам и молодым специалистам полноценно работать в соответствии с программными требованиями нашей школы для 1 класса.

Ведущее место в художественной школе занимает преподавание

рисунка ведь это основа всех видов изобразительного искусства. Рисунок называют размышлением с карандашом в руках. В художественной школе дети учатся размышлять, сочинять, изображать.

Рисунок помогает художнику в изучении натуры и постижении

секретов её изображения на плоскости объёмных предметов, передачу

пространства, воспроизведения жизненных наблюдений и фантастических

идей, сюжетов. Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своём роде.

Чем привлекает графика натюрморта - именно в нём начинается осознание того, что натюрморт не есть «мёртвая натура». В нём, как говорили англичане идёт «тихая жизнь». Особое место в графике занимает натюрморт мягким материалом. Чтобы иметь возможность свободно и разнообразно выражать свои пластические идеи в графической форме, ученику нужно владеть графическими материалами. Поэтому ряд занятий по рисунку выполняется мягкими материалами. В технике рисования ими существуют два основных приёма работы тоном: штриховка и тушёвка. Тушевка используется для более ровного нанесения тона, плавных тональных переходов, мягкости, воздушности и глубины в рисунке.

В 1 классе начинается изучение этой техники. Первая тема это рисунок натюрморта из 2-3х предметов с чучелом птицы. На этих занятиях ученики впервые знакомятся с особенностями и возможностями работы мягким материалом. Учатся изображать объекты природы.


ТЕМА : Принцип передачи объемной формы мягким материалом. (9 часов).

Свойства мягкого материала в передаче пространства, объёма, фактуры разных поверхностей: оперения, керамики и т.д.


Урок 1. 3 часа.

Тема: Компоновка предметов и конструктивное решение натюрморта. (приложения №1,№2).

Задание: Рисунок натюрморта из 2-3х предметов быта с чучелом птицы (уголь, сангина, пастель).

Цель: Развитие конструктивного восприятия в изображении моделей более сложной группы. Знакомство с последовательностью ведения тонального натюрморта мягким материалом с натуры.

Задачи: Закрепление знаний об основных этапах изображения предметов в натюрморте. Изучение выразительных возможностей мягкого материала.

Материалы и оборудование урока: освещение верхнее боковое, уголь, бумага пористая для акварели А3, растушевка, ластик, клячка (мягкий ластик), карандаш.


Ход урока:


В начале занятия мы проводим беседу о свойствах и возможностях работы мягким материалом. Выбираем вид мягкого материала. В данном случае это уголь. Уголь - чрезвычайно податливый материал, отличающийся приятной матовой фактурой. Он является самым темным из мягких материалов, т.е. имеет наибольший тональный диапазон. Выпускается в виде палочек и карандашей. Для проведения тонких линий уголь затачивается не так как карандаш, а под косым срезом.

Угольный рисунок в процессе работы требует осторожного обращения с ним. Уголь сдувается с бумаги, осыпается даже от легкого сотрясения, стирается от соприкосновения с рукой. Он хорошо стирается резинкой и растирается. Однако не следует злоупотреблять ластиком в работе с углём: при дальнейшей работе следы резинки могут проступить в виде полос и пятен.

Для рисунка углем нужна шероховатая пористая бумага. Гладкая поверхность здесь неудобна, так как уголь на ней держится слабо. Углём можно работать как на белой бумаге так и на тонированной.

Первый этап работы это выбор композиционного решения. Выбираем горизонтальный или вертикальный формат листа бумаги. Ученики выполняют композиционные поиски. Композиция натюрморта выполняется на маленьком листе, а затем на большом.

Вначале на большом листе определяем высоту или ширину постановки, в зависимости от расположения листа (горизонтальное или вертикальное), учитывая при этом равновесие композиции и пропорции постановки.

Слева свободное поле может быть чуть меньше, чем справа, т. к. это уравновешивается высокой бутылкой.

Нижнее поле оставляется чуть больше верхнего, чтобы подчеркнуть пространство.

Затем в пределах пропорций постановки намечают расположение каждого предмета, учитывая его пропорции.

Далее после выбора формата учащиеся намечают размещение предметов на листе, которое выполняется в тонких линиях. Намечается «общая масса» натюрморта на глаз, потом контролируется методом визирования. Необходимо помнить о точности передачи пропорций и силуэта предметов.

Далее в этой обобщенной форме постановки, намеченной на формате листа, идет уточнение формы предметов и формы чучела птицы. Всё это контролируется и уточняется методом визирования карандашом, проверяются пропорции, как предметов так и соотношения между ними. Затем проводятся вспомогательные линии - осевые вертикальные и горизонтальные для построения эллипсов, конкретно уточняется форма предметов составляющих натюрморт.


Завершение занятия: Ученики просматривают все свои работы и анализируют результаты. Убираются рабочие места.


Урок 2. 3 часа.

Тема: Тоновая лепка объемов натюрморта. (приложения №3 -№6).

Задание: Выполнение тоновой лепки объемов натюрморта.

Цель: Выявление глубины пространства и формы предметов тоном.

Задачи: Передача тоновой разницы между предметами и мягкости тоновых переходов. Использование как растушевки так и штриховки мягким материалом.

Материалы и оборудование урока: освещение верхнее боковое, уголь, бумага пористая для акварели А3, растушевка, ластик, клячка (мягкий ластик), карандаш.


Ход урока:


Начинается работа тоном по сделанному рисунку. Она ведется по принципу «от темного к светлому». Делаем тональный разбор с самых темных мест постановки, так как темнее мы сделать можем, а светлее будет сложно. Учимся правильным приёмам растушевки угля. Набираем объем растушевкой и штрихом. Постепенно набираем тоновые отношения в постановке. Намечаются блики, границы собственных теней, падающих теней. Постоянно выполняется тональный разбор натуры. Падающая тень всегда светлее собственной.

Чтобы увидеть большие (общие) свето-теневые отношения, достаточно посмотреть на постановку прищурившись (сквозь ресницы).

В светотеневом рисунке лепка формы тоном ведется в полной мере активно и внимательно. В тональном рисунке форма строится так же внимательно и активно, как и в светотеневом, но еще с учетом тональных различий и материальности предметов. Очень важно, чтобы работа над выявлением формы тоном велась отношениями. Тоесть рисунок на каждой стадии должен правдиво передавать впечатление от натуры, показывать её основные контрасты, тональные отношения пятен. Поэтому лепка формы тоном должна вестись в определенной последовательности. Сначала для выявления большой формы прокладываются собственные и падающие тени. Затем вводятся полутона. Светлые места прорабатываются в последнюю очередь. Если предмет весь плотный по тону и воспринимается силуэтно, он тонируется целиком, сразу с освещенной поверхности. В целом процесс выявления формы тоном должен быть похож на проявление фотографии - в первую очередь проявляются плотные тона, затем более светлые и наконец самые светлые. Нажим угля должен усиливаться по мере продвижения работы.

Если работа ведется методически правильно, то в ней на любом этапе, будет видна верная работа над выполнением данного задания. Работа ведется одновременно по всем предметам и учитывается восприятие окружающего пространства. На этом этапе следует избегать излишней детализации чтобы не допустить дробности рисунка. Работаем в основном по общим объемам и теням постановки.


Завершение занятия: Ученики просматривают все свои работы и анализируют результаты. Убираются рабочие места.


Урок 3. 3 часа.

Тема: Обобщение и завершение работы. (приложения №7 -№12).

Задание: Обобщить, детализировать, завершить работу.

Цель: Окончательная отработка деталей и приведение рисунка натюрморта к единому тональному звучанию.

Задачи: Овладеть последовательными приёмами обобщения и завершения работы, выполненной мягким материалом. Детализация и общая гармония в завершающей стадии работы над натюрмортом.


Материалы и оборудование урока: освещение верхнее боковое, уголь, бумага пористая для акварели А3, растушевка, ластик, клячка (мягкий ластик), карандаш.


Ход урока:


На последнем этапе ставится и выполняется задача создания воздушной перспективы, линейная перспектива создавалась при линейном конструктивном построении, с учетом построения эллипсов, которые находились на уровне глаз учащихся. Работа на этом этапе основана на способности видеть цельно. До сих пор работа шла от общего к частному, от определения общей массы натуры, к выявлению деталей. На этапе обобщения стоит задача - собрать изображение в одно целое, для чего второстепенное необходимо подчинить главному т.е. Опять провести работу над деталями, но уже в порядке их обобщения. Окончательно уточняется и пространственное решение. Главный в постановке предмет должен быть лучше проработан, на нем будут более заметны контрасты света и тени, ярче рефлексы, тщательнее проработаны детали. Второстепенные предметы нужно подчинить главному: смягчить контрасты, рефлексы. Чтобы добиться цельности в работе нужно:

а/ смотреть мимо постановки, не разглядывая каждый предмет в отдельности;

б/ быстро переводить взгляд с постановки в сторону.

Глядя, таким образом, на постановку, нужно выяснить, какой предмет в ней является глазным, а какие - второстепенными.

На протяжении всех этапов выполнения работы важно сохранять свежесть первоначального восприятия натуры. Нужно также стремиться к живому, свежему техническому исполнению, даже длительный рисунок не должен выглядеть затертым, замученным.

Лучше всего анализ проделанной работы проводить на определенном расстоянии от рисунка, так лучше видны совершенные просчеты и погрешности. Нужно научиться видеть и рисовать не предметы и детали, а ситуацию целиком, воспринимая ее как единый неделимый предмет в пространстве, поэтапно строить целое.

На завершающем этапе мы осмысливаем и выверяем пластическое, конструктивное решение, анализируем соотношение целого и деталей, выделение главного и.т.д. Поэтому именно этап завершения в значительной степени способствует профессиональному развитию ученика.

В конце работы уточняются детали чучела птицы и других предметов.

После завершения учащимися работы над натюрмортом преподаватель проводит просмотр. Работы выставляются таким образом, чтобы их можно было видеть все сразу и сравнивать между собой,

Анализируя работы учащихся преподаватель оценивает их с точки зрения поставленной задачи и степени ее достижения.

Здесь же можно подсказать каждому учащемуся, на что в будущем ему следует обратить внимание, также отметить успехи, удачные моменты выполненной работы.

В завершении мы должны для сохранности «закрепить» наш рисунок. Дело в том, что мягкие материалы непрочно держатся на поверхности листа и при любом контакте стираются. Поэтому они нуждаются в закреплении специальным раствором-фиксатором. Для этой же цели можно применить бесцветный лак для волос. Фиксатор распыляется на горизонтально расположенный рисунок. Участки рисунка, наиболее нагруженные материалом, закрепляются повторными слоями фиксатора. Между покрытиями поверхность листа нужно просушивать. При закреплении баллончик лучше держать сбоку от рисунка, чтобы избежать попадания на рисунок крупных брызг.

Закрепление имеет и свой недостаток - пропадает бархатистость угля.


Завершение занятия: Ученики просматривают все свои работы и анализируют результаты. Убираются рабочие места.



























Заключение:

По методике преподавания изобразительного искусства ервый этап обучения в общеобразовательной школе должен через искусство заложить основы художественного, эстетического восприятия явлений окружающей действительности. За четыре года начального обучения необходимо в сознании и эмоциональном развитии ребенка создать фундамент художественных представлений, на которые он сможет опираться во всем дальнейшем обучении. Педагог должен с самого начала обучения создавать вокруг темы урока «ситуацию уподобления», т.е. атмосферу радости, соучастия детей в процессе восприятия материала, и потребность активной творческой отдачи при выполнении практической работы каждого задания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме, декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций); обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

Приобщение к искусству начинается в начальной школе, оно постепенно расширяется - от ближайшего окружения до искусства родного и других народов, зарубежного искусства.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Натюрморт для обучения младших школьников рисованию - очень удобная во всех отношениях натура: она неподвижна, на длительное время сохраняет свой внешний облик, натюрмортным предметам можно придать любое положение и получить интересное сочетание форм, движений, фактур, величин и окрасок. Натюрморт учит решать основные учебные задачи, а вместе с ними и задачи творческие. Освоение приемов изображения натюрморта удобнее начинать с рисования хорошо знакомых объемных предметов карандашом и углем.

Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико.

















Список литературы:


1.Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1984.

2.Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/ Под редакцией Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. - Москва: Просвещение, 1968.

3.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - Москва: Столетие, 1994.

4.Костерин Н.П. Учебное рисование. - Москва: Просвещение, 1984.

5.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - Москва: Просвещение, 1984.

6.Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 - 3 классах. - Москва: Просвещение, 1979.

7.Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1 - 4 классы. - Москва: Просвещение, 1991.

8.Обучение в первом классе: Пособие для учителей 1-4 классов начальной школы. - Москва: Просвещение, 1986.

9.Изобразительное искусство и художественный труд” 1-4 класс под редакцией доктора педнаук Т. Я. Шпикаловой М. Просвещение, 2006.

10. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М. “Просвещение”, 2000.

11.Краснов Н. В. Беседы по искусству в начальной школе. М; “Искусство” 2001.

12.Адгамова Г. Р. Программа подготовительных классов художественных школ для детей 9-10 лет.

13.Ссылка на видео из интернета (рисунок лебедя) http://www. artdrawing. ru/lessonsgrawing. html

14. Ссылка на видео из интернета (основные приемы рисования углем) http://video. mail. ru/mail/artmaster74/370/385. html













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шалунов Дмитрий Александрович

Дата: 19.04.2017

Номер свидетельства: 410195


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства