Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по рисованию «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ» (работа в технике граттаж)»
КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»
Методическая разработка урока по рисованию
«СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»
(работа в технике граттаж)
Подготовительная группа
Автор: Нурмагамбетова Сания Серкалиевна
Шемонаиха
2015-2016 уч.год
СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ
(работа в технике граттаж)
Учитель Нурмагамбетова Сания Серкалиевна
Подготовительная группа
Предмет: рисование
Тема урока: «Северное сияние»
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: урок – путешествие
Всего часов: 2 часа
Ход 1-го урока
1. Организационный момент (1-2 мин.)
2. Сообщение темы и задач урока (1 мин.)
3. Беседа (5 мин.)
4. Просмотр видео (5 мин.)
5. игра «Представьте себе…» (12 мин.)
5. Практическая часть (20 мин.)
Ход 2-го урока:
5. Практическая часть (10 мин.)
6. Творческая работа (30 мин.)
7. Итоги урока (5 мин.)
Цель:
познакомить с техникой «граттаж»
создать композицию «Северное сияние»
Задачи:
Обучить: новому приему работы в технике «граттаж»; формировать умение выбирать горизонтальное или вертикальное расположение листа в зависимости от замысла;
Развивать: творческое воображение и находить композиционное решение;
Воспитывать: усидчивость, аккуратность, любовь к природе.
Методы проведения:
беседа
наглядно-иллюстративный
практический
Оборудование:
Для учащихся: белый картон А4, акварельные краски, кисточки, парафиновая свеча, черная гуашь, перья с держателем, ножницы, клей, белая бумага.
Для учителя: иллюстративно наглядный материал по теме, магнитная доска, компьютер, конспект урока.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, мы совершим небольшое путешествие на Северный полюс. А зачем мы с вами туда отправимся, вам подскажет загадка:
Полюс Северный снега
Полюбили навсегда.
Даже летом снег не тает -
Солнцу силы не хватает!
Небо радугой цветной
Наряжается порой!
Что за чудо-одеяние? -
Это -... (северное сияние)
(ответы детей)
Правильно! Мы будем изображать северное сияние. Способ работы, которым вы будете работать сегодня, называется «граттаж» или «цап - царапки». Граттаж (франц. grattage, от gratter — скрести, царапать), способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом. А кто знает, что такое северное сияние? (ответы детей)
В ясные морозные ночи Северное небо, озаренное лишь светом луны и бесчисленных звезд, неожиданно окрашивается в разные цвета, настолько яркие, что становится светло, как днем. Это явление называют северным или полярным сиянием, потому что оно наблюдается не только на севере, но и на Южном полюсе – Антарктиде. И чтобы не было обидно ни белым мишкам, ни пингвинам, ученые называют сияние полярным. Сейчас вы сами все увидите.
(просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=fVsONlc3OUY)
Игра «Представьте себе…»
Правила игры очень просты: я буду вам читать отрывок из книги В. Суслова «В краю поющих сугробов», а вы закроете глаза и постараетесь представить себе северное сияние, но так как рассказывает нам писатель. Готовы? Закрывайте глаза.
Сейчас мы с вами мысленно отправимся на северный полюс. Представьте себе северный полюс, бескрайние просторы снега, ночь и вдруг…
«На небе большими зигзагами полоскались разноцветные ленты. Их было много: красные, желтые, зеленые,… всякие! Они то свертывались в огромный клубок, то развертывались, разбрасывая по небу золотистые нити.
Потом ленты собрались вместе, и с темного неба, почти до самой земли, опустился радужный занавес. А перед ним вырос причудливый, как из сосулек, высокий дворец. Возле дворца прыгали смешные человечки и бросали кругленькие снежки. Снежки летели по небу и тянули за собой золотистый, зеленый хвост из тонких нитей.
Но скоро все куда-то исчезло. В темном небе остались одни звезды. Крупные. Мохнатые. Будто вырезанные из серебристой бумаги на новогоднюю елку».
Практическая часть
1. Заливаем лист бумаги разноцветными пятнами. Чем ярче они будут, тем лучше.
Даём высохнуть.
2. Покрываем парафином получившийся шедевр. Берем свечу и натираем лист так, чтобы парафин покрыл всю поверхность листа.
3. Парафин покрываем чёрной гуашью (она должна быть консистенции густой сметаны). Кисточку не мочить!
4. Последний этап работы - зубочисткой процарапываем до показавшегося пёстрого слоя, создавая эффект северного сияния.
Дополним работу аппликацией. Кто живёт на Северном полюсе? Нам на помощь опять приходит загадка.
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи, тюлени им соседи.
Кто это? - Белые... (медведи)
Подведение итога урока:
- С какой новой техникой вы познакомились?
- Какими необычными инструментами пользовались в этой технике?
- Какие выразительные средства применяются в этой технике?
- Что еще нового и интересного вы узнали на уроке?
Вы сегодня прекрасно работали, настоящие художники! Спасибо за урок!
Приложение
1. С большим интересом смотрим видео
2. Представляем себе северное сияние
3. Готовим основу для граттажа
4. Основа высохла, натираем ее свечкой
5. весь лист покрываем гуашью
6. Лист готов, отправляем его сохнуть
7.Рисуем белого медведя и вырезаем 8.Лист высох, наносим штриховку