Методическая разработка урока по предмету "композиция" на тему: "Деревенский пейзаж"
Методическая разработка урока по предмету "композиция" на тему: "Деревенский пейзаж"
Вид занятий: работа по представлению в 5 классе Детской художественной школы (возраст учащихся 12-13 лет) урок композиция по теме: «Деревенский пейзаж» создание форэскизов к монохромной живописной композиции в технике работы гуашью.
Композиция на тему: «Деревенский пейзаж»
Количество часов по теме – 48 час.
Продолжительность занятия – 40 мин.
Тип урока: комбинированный
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по предмету "композиция" на тему: "Деревенский пейзаж"»
Методическая разработка урока по предмету «Композиция»
На тему: «Деревенский пейзаж».
Преподаватель Молодых Светлана Юрьевна
Аннотация
Вид занятий: работа по представлению в 5 классе Детской художественной школы (возраст учащихся 12-13 лет) урок композиция по теме: «Деревенский пейзаж» создание форэскизов к монохромной живописной композиции в технике работы гуашью.
Композиция на тему: «Деревенский пейзаж»
Количество часов по теме – 48 час.
Продолжительность занятия – 40 мин.
Тип урока: комбинированный
Цели: - Закрепление знаний о пейзаже и углубление их через знакомство с сельским пейзажем.
-Развитие творческого мышления через поиск сюжета будущей композиции.
-Воспитание эстетического отношения к действительности.
Задачи: 1. Повторение понятий о пейзаже и получение новой информации о сельском пейзаже и этапах работы над ним.
2. Развитие ассоциативного мышления через знакомство с работами художников.
3.Воспитание интереса к изображению сельского пейзажа.
Оборудование:
1.Презентация репродукций пейзажей.
2.Наглядно методические пособия из работ учащихся.
План урока
1.Организационная часть.
2.Теоритическая часть – объяснение учебного материала.
Какой жанр вы видите на слайде? Что изображает пейзаж?
(Отвечают учащиеся)
Сегодня на уроке мы начнем работу на тему «Деревенский пейзаж», над которой мы будем работать всю четверть.
Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.
Слайд №2,3
Пейзаж — сравнительно молодой жанр живописи(12-14вв). Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сценжанровых сюжетови портретов.
Постепенно, с развитием научных и опытных знаний линейной и воздушной перспективы,светотени,пропорциональности, общей композиции,колорита, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем трансформировались в центральный предмет изображения. То есть художники стали уделять не меньшее внимание пейзажу, чем персонажам, а затем, стали вообще изображать пейзажи отдельно. Многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. Какие виды пейзажа вам известны?
Поговорим подробнее об одном из жанров, о сельском жанре. Что вы знаете о сельском пейзаже?
(Отвечают учащиеся)
Здесь природа играет главенствующую роль и находиться в гармонии с человеческой деятельностью. В сельском пейзаже архитектурные сооружения как бы дополняют деревенские мотивы. Это направление пейзажного жанра было популярно во все времена вне зависимости от моды. Художников в сельском пейзаже привлекает умиротворенность, своеобразная поэзия сельского быта, гармония с природой. Дом у реки, скалы, зелень лугов, проселочная дорога давали толчок вдохновению художников всех времен и стран.
Я бы хотела прочитать вам стихотворение Алексея Носо о деревне, о том, что может вдохновлять некоторых художников.
Луг, околица, домишко, Лай собаки во дворе, Воздух свежим сеном дышит, Растворяясь в синеве, Солнцем залитого неба, Веселится ясный день, Топится с душистым хлебом Печь, отбрасывая тень, На укромное хозяйство, На уют древесных стен, Где давно не просыпался Дух зыбучих перемен. Жизнь полна укладом старым, Невдомек ей суета, Луг, домишко за оградой, Да святая простота.
Каждый художник выражает в своем произведении какие либо эмоции и вызывает определенные чувства у зрителя. Рассмотрим несколько произведений. Какое эмоциональное впечатление составляют пейзажи на экране. Что вы чувствуете при рассмотрении этих пейзажей: печаль, тревогу, таинственность, нежность, радость?
Слайд № 11,12, 13, 14,15
(Отвечают учащиеся)
Слайд № 16
Иногда, как вы могли видеть на слайдах, художники включают в композицию фигуры людей или животных, преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение стаффажа.
Слайд № 17, 18, 19
А теперь перейдем к этапам выполнения композиции. Первое – это замысел. Сбор подготовительного изобразительного материала, фантазия, литературный материал и т.п. Сюда же мы отнесем форэскиз - приблизительный карандашный набросок.
На втором этапе варианты тональных и цветовых эскизов. Сбор недостающего натурного материала
Далее выполнение картона, то есть рисунка размером будущей картины с проработкой деталей.
И наконец, выполнение работы в материале. Например, эстамп, витраж или другие. В конце работу оформляют.
Мы также начнем нашу работу над «Деревенским пейзажем» с первого этапа, т.е. замысла и форэскизов. А теперь представьте, а может быть, вспомните картинки с деревенскими видами и приступайте к наброскам.
(Практическая работа)
Урок подходи к концу, но работа по подбору материала и выполнения форэскизов остается вам домашним заданием.
Перед тем как идти на перемену подведем небольшой итог. На столе лежат стикеры трех цветов: зеленый - мне все понятно, желтый - я не до конца понял тему урока, красный - мне не понятна тема урока. Выберите один и наклейте на доску.