3. | Изучение нового материала. Цель: создать условия для усвоения детьми понятия анималистический жанр, познакомить их с творчеством художника-анималиста. | Ответы детей. Смотрят и слушают. Уч-ся работают с книгой Наблюдают и рассматривают животных в различных состояниях. Дают устную зарисовку характеристики зверей. Входят в образ изображаемого животного. | Художники всегда стараются передать характер и настроение животных. Это лось. А какой он? - Огромный, величественный. Как художник это показал? - У него гордая осанка, и он прямо держит голову, несмотря на то, что на ней огромные тяжелые рога. А вот этот же художник изобразил слона. А какой он по характеру? - беспокойный, неуклюжий, торопливый Как художник это показал? -Слон быстро переставляет толстые ноги и вытянул шею, а хобот свернул колечком, чтобы он не мешал бежать. А посмотрите, как Уолтер Фостер изобразил обезьян – одни обезьяны угрюмые, или грустные. другие веселые и жизнерадостные, некоторые откровенно дурачатся и «насмехаются» над людьми. Никогда не смотрите на обезьян в упор, иначе они могут расценить это как агрессию. Как художник это показал? Как можно понять по изображению художника, что обезьянка грустит? - грустный взгляд, руки сложены, сутулость Так как же художники показывают характер животного в своих работах? - характерные движения, повадки Характер зверя выражается через движение и форму тела - стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего, изящного или могучего; через величину частей тела - большая голова, длинные ноги или короткие лапы, выгнутая спина, большие или маленькие глаза; через выразительные детали - лохматую или гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям. Загадка: Этот зверь живет лишь дома. С эти зверем все знакомы. У него усы как спицы. Он, мурлыча, песнь поет. Только мышь его боится... Угадали? Это – (кот) Посмотрим открытки с изображениями кошек. Давайте полюбуемся этими милейшими созданиями! Определите, что конкретно мы будем рисовать (тема и цели). Сегодня тема нашего урока «Изображение характера кошки в портрете». Сейчас мы видели множество самых разнообразных кошек. Чем они отличаются друг от друга?(Дети отвечают) Правильно, они все разные по цвету, по характеру. Одна – игривая, другая спокойная. Кошки, как и люди, могут быть весёлыми или грустными, хитрыми или очень добрыми и заботливыми. Все художники рисуют кошек по-разному. Но видно, с какой любовью, нежностью они изображают этих пушистых домашних животных. У вас они тоже будут все разные. Но прежде, чем мы приступим к выполнению работы, познакомимся с основами построения правильного рисунка. Скажите мне, пожалуйста, голова, какая по форме? Правильно, круглая. Чтобы правильно нарисовать мордочку, надо расчертить круг пополам по горизонтали и по вертикали. Изображение размещаем в центре листа. Изображение не должно быть маленьким, но и не должно быть огромным, у нас должны поместиться ушки кошки. Рисуем на бумаге еле заметные контуры карандашом, линии должны быть достаточно тонкими, чтобы можно было легко стереть ластиком неудавшиеся места в рисунке. Не забываем, что необходим отступ от края листа и снизу, и сверху и слева, и справа. Глаза рисуем на средней линии. Глаза у кошки большие и красивые. Глазки делим пополам еле заметной линией и поднимаем эти прямые линии к верху головы. Из этих точек у нас начинают расти ушки. Ушки не слишком острые, но и не слишком круглые. Из верхней точки ушей мы опускаем округлую линию почти до горизонтальной линии, которая делит круглую голову пополам. Носик располагаем на вертикальной линии. Не делайте его слишком коротким, Обратите внимание, где заканчивается мордочка, где начинается подбородок. У кошки тоже есть губки. Не забывайте, что без ресничек, бровей и усиков кошачья мордочка смотрится не выразительно. Не рисуйте усики кустиком, который растет из одной точки. Обратите внимание, как растут усики и в каком месте. Молодцы, все отлично справились с пропорциями. Затем можно приступать к штриховке, используя и карандаши и мелки. Наносите штриховку свободными движениями и постоянно следите за тем, чтобы линии следовали направлению роста шёрстки. Не забывайте также, что и у кошек есть черные зрачки, но они более вытянутые, и цвет глаз тоже у всех кошек разный. | 3 минут Изучение открыток, фотографий с кошками. Работа на доске: погрудный портрет кошки, необходимые построения головы |
4. | Закрепление учебного материала. Цель: создать условия для развития интереса учащихся к миру животных, к изображению их в изобразительном искусстве. | Просмотр схем изображения кошки, разложенных на столах для каждого ребенка | Угадайте по силуэту характер кошки. Вместе определим план ваших действий: (записываю на доске) 1. Определите как нужно расположить альбом для вашего рисунка. 2. Определим место рисунка, композицию. Каким должен быть рисунок? 3. Наметим карандашом рисунок. 4. Штриховка Физкультминутка: Мы как кошки потянулись, По-кошачьи улыбнулись, Спинку выгнули дугой, Повертели головой(как кошки умываются), Лапки подняли в присядке – Ой какие цап-царапки! Ну а теперь приступайте к работе. | Показ портфолио с рисунками кошек других детей 3 минуты |