Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока на тему"Весенний пейзаж в технике пуантилизм"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Октябрьского района города Ростова-на-Дону
«Центр дополнительного образования детей»
Методическая разработка открытого занятия по изобразительному искусству
Тема: «Весенний пейзаж в технике пуантилизм».
Дата и время проведения 27.04.2018 в 14.00
Место проведения Педагогический 24, каб. №307
Разработчик: Поддубная А. А.
Педагог дополнительного образования
г. Ростов - на – Дону
2018 г.
План-конспект урока по ИЗО.
Дата проведения: 27.04.18 г.
Возраст детей: 8-10 лет.
Тема урока: поделка «Весенний пейзаж в технике пуантилизм».
Цели: создать в технике «пуантилизм» весеннюю композицию в жанре пейзаж.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить детей с понятием пуантилизм; ознакомить с выразительными средствами техники ИЗО «пуантилизм».
Развивающая: развить творческую и познавательную активность, формировать практические навыки работы в ИЗО, свободно пользоваться приёмами, материалами, инструментами для рисования, научиться технике раздельного мазка.
Воспитательная: воспитать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование:
Для учеников: материалы и инструменты:
1. Тонированная бумага (А3 формат)
2. Простой карандаш и ластик
3. Гуашь
4. Кисти и ватные палочки
5. Палитра и стакан для воды
6. Салфетка
Для педагога: наглядные пособия (цветовой круг), иллюстрации картин художников импрессионистов, готовые композиции в технике «пуантилизм», фото весенних пейзажей.
Структура урока.
Этапы занятия
Время прохождения этапа
Методические особенности, краткие указания по проведению занятия
1.Организационный момент.
2 мин.
Приветствие, готовность группы к занятию.
2. Вводная беседа.
2 мин.
Сообщение темы.
3. Основная часть
10 мин.
Объяснение нового материала, определение термина «пуантилизм», выявление особенностей стиля «импрессионизм», Иллюстративно-наглядные примеры (картины художников: Винсент Ван Гог,Ж. Сёра, П.Синьяк, готовые композиции).
Тонкой кистью прорабатываем стволы деревьев и птиц.
6.Заключительный этап.
2 мин.
Подведение итогов, анализ, выставка на доске.
Ход занятия.
Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Для того чтобы нам начать занятие нужно проверить все ли у вас есть необходимое, каких материалов и инструментов вам не хватает.
(Проверка готовности к занятию).
Вводная беседа.
За окном весна, мы видим, как постепенно весна набирает силу, деревья зеленеют, распускаются цветы. Природа преображается и так хочется отобразить её красоту на бумаге, не так ли ребята? Сегодня мы продолжаем знакомиться с новыми техниками рисования и тема сегодняшнего занятия: создание весеннего пейзажа в технике «пуантилизм».
Основная часть.
– Что такое пейзаж мы уже знаем, не так ли? Это изображение природы.
А что означает слово пуантилизм? (от французского pointiller – “писать точками”, пуантилизм – от французского pointel – “письмо точками”).
Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи, возникшим во Франции, во второй половине 19 века. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Жорж-Пьер Сера (1859-1891) разработал эту оригинальную живописную технику письма мелкими точечными мазками с включением контрастных (дополнительных) цветов. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось (просмотр иллюстраций художников Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», Поль Синьяк «Сосна», Винсент Ван Гог «Сеятель». В картинах пуантилистов синий цвет находится по соседству с желтым, красный – рядом с зеленым, желтый цвет – возле синего.
Давайте рассмотрим что такое дополнительные цвета?
Есть всего три цвета, которые невозможно получить путем смешивания, с помощью них можно составить все остальные оттенки и цвета. Это красный, желтый и синий цвет, которые принято в живописи называть основными.
Если смешать желтый и синий — получится зеленый цвет, желтый и красный — оранжевый, красный и синий — фиолетовый. Эти цвета получаются путем смешивания, поэтому и принято их называть составными цветами.
Дополнительные цвета располагаются в цветовом круге друг напротив друга. Например: красный-зеленый, синий-оранжевый, фиолетовый-жёлтый. Эти цвета усиливают яркость друг друга и создают цветовую гармонию (иллюстрация схемы цветового круга).
Практическая часть.
Целью нашего урока, ребята, станет создание композиции в технике раздельного мазка. Вы научитесь выражать настроение через краски с которыми будете работать и передавать воздушную перспективу в пейзаже.
Итак, приступаем к практической деятельности. Перед вами набор материалов и инструментов для живописи: гуашь, кисти, ватные палочки, палитра, бумага, простой карандаш.
1. Предварительный рисунок.
Строим линию горизонта
Облака
Деревья
2. Приступим к работе над фоном:
Возьмём в руки кисть и намешаем несколько оттенков голубых, от светлого до тёмно-голубого. Затем возьмём в руки ватную палочку и методом тычка нанесём краску у верха листа тёмно-голубые мазки, ближе к линии горизонта светло-голубые. Эта градация от светлого тона к тёмному поможет передать воздушную перспективу в пейзаже, глубину пространства. Для нас важно, что предметы по мере удаления от наших глаз теряют свою четкость, насыщенности и ясность очертаний. Как раз этому виной воздушная перспектива. Вернее — эффект рассеивания света в воздухе.
3. А теперь берём зелёную, жёлтую и охру, снова методом тычка наносим мазки, чередуя цвета. У линии горизонта добавим в зелёный синего и белого, смешаем, чтобы показать воздушную перспективу, мы уже с вами знаем, что чем дальше от нас предметы, тем они светлее и холоднее.
4. На фоне неба создадим облака, сверху белой краской, а нижняя часть облака должна быть с тенью, поэтому намешиваем оттенки фиолетовых и наносим раздельными мазками.
5. В получившийся раствор красок от облаков, добавим немного розового и ещё белого. Затем ватной палочкой нанесём эту краску, создавая крону цветущих яблонь. Не забываем о разнообразии оттенков. Сверху кроны наносим светлую краску снизу тёмную, для передачи объёма.
Можно на траве показать упавшие цветочки деревьев, так же методом тычка.
6. Проработаем теперь стволы деревьев. Очень важно передать объём для этого слева сделаем ствол светло коричневым а справа тёмным. Стараемся делать это аккуратно не выходя за контур ствола. Веточки деревьев и поправить контур ствола можно нарисовать кистью.
7. Так как свет на деревьях направлен слева на право, тень падающая от деревьев будет справа. Возьмём синюю, зелёную и фиолетовую, намешаем сложные оттенки, зелёной добавим больше чем других цветов. Теперь под стволами утемним травку.
8. И заключительным моментом нашей композиции станут птицы. Ведь какая же это весна без птиц! Нарисуем тонкой кистью, тёмно-серой краской летящих вдали жаворонков, двумя мазками не прорисовывая детали.
Заключительная часть.
Какие замечательные работы получились! Сколько весеннего тепла в них и радости! Ребята, давайте же теперь повторим в какой технике мы сегодня рисовали?
-Дети: «пуантилизм»
- Что означает этот терми?
-Дети: «Писать точками»
И наконец, завершающий этап нашей работы – выставка. Ребята, возьмите свои работы и подойдите ко мне. Давайте встанем в круг и полюбуемся на результаты нашего сегодняшнего занятия. Посмотрите, мы рисовали одно и то же, а работы получились разные. Да потому что мы с вами все разные и прочувствовали сегодняшнюю тему каждый по-своему. И это замечательно. Сегодня мы с вами познакомились с необычной техникой, с помощью которой можно создавать композиции в различных жанрах.