Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мастер- класса по теме: « Волшебная филигрань»»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Востряковская средняя общеобразовательная школа №2
Методическая разработка мастер- класса
по теме: « Волшебная филигрань»
Выполнила:
Тайганова Татьяна Петровна,
учитель ИЗО
МАОУ Востряковская СОШ №2
Домодедово 2015 год
Мастер – класс
по внеурочной деятельности в технике квиллинг
(5 класс)
Внеурочная деятельность по технологии труда является неотъемлемой частью образовательного процесса. Новый стандарт позволяет формулировать интересы и осознавать возможности. Учащиеся должны быть вовлечены в творческие занятия, на которых научатся понимать и осваивать новое, помогать друг другу, вести проектную и исследовательскую деятельность.
Внеурочные занятия правильно организованные и правильно подобранные по содержанию помогают решать все задачи: связь с окружающей жизнью, познание окружающего мира, расширение кругозора.
Занятия должны вызывать интерес, быть связаны с запросами самих детей, помогать организовать досуг, заполнить свободное время полезным трудом, интересными коллективными делами. На внеклассных занятиях учитель имеет большие возможности, чем на уроках технологии. Он может разнообразить виды работ, содержание и объем выполняемых заданий, методы и организационные формы проведения каждой отдельной работы. Варьировать количество учащихся на разных занятиях, насыщать внеурочные занятия игровыми моментами, творчески подходить к выполнению целей и задач кружка. Организовывать работу в группах и индивидуально.
Очень важно желание родителей принять участие в организации творческой работы детей: покупки материалов, инструментов для общего пользования, организации экскурсий, выставок, конкурсов, совместных творческих проектов.
Календарно - тематическое планирование составлено таким образом, что ознакомление с технологией выполнения, освоение приемов работы проходит непосредственно при изготовлении конкретного изделия. Каждая новая тема - новые техники и приемы работы. Важным моментом творческой деятельности является обучение учащихся находить правильное композиционное решение, уметь эстетически оформлять свои работы.
Тема урока: Волшебная филигрань « Одуванчик»
План урока
1.Организационная часть.
2.Знакомство с историей квиллинга.
3.Знакомство с инструментами и техникой выполнения.
4.Постановка художественной задачи.
5.Практическое выполнение задания.
6.Подведение итогов.
Цель урока: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, достижение духовно – нравственных ценностей и культурных традиций.
познакомить учащихся новой технике обработки бумаги – квиллингу;
научить пользоваться знаниями, полученными на уроке.
Задачи урока :
Обучающие: способствовать формированию представления о новом виде декоративно – прикладного искусства – «Квиллинг».
Развивающие: развивать воображение, творческие возможности каждого ребенка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой; развивать мелкую моторику рук; содействовать развитию инициативы выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности.
Воспитывающие: воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда; воспитание трудолюбия, умение слушать и работать в коллективе.
Формирование универсальных учебных действий
Регулятивные:
организовывает своё рабочее место;
удерживает организованное поведение вовремя урока;
понимает учебную задачу;
составляет элементарный план действий при работе под руководством учителя;
осуществляет контроль выполненной работы по образцу под руководством учителя;
использовать в своей деятельности простейшие инструменты: ножницы, линейку, клей.
Коммуникативные:
высказывает предложение по поводу способа действия;
оценивает свою работу по совместно выбранным критериям под руководством учителя;
умеет задавать простые вопросы по учебному материалу;
вступает в диалог под руководством учителя;
умеет слушать и понимать речь других;
оказывает взаимопомощь в сотрудничестве под руководством учителя.
Познавательные:
пользуется моделями, схемами;
сравнивает и группирует предметы и их образы;
умеет строить рефлексивные высказывания с помощью учителя;
самостоятельно создаёт способы решения творческого характера;
определяет умения, которые будут сформированы на основе изученного материала.
Личностные:
уважение к семье, родственникам, любовь к родителям;
формирование базовых ценностей: «добро», «терпение», «семья», «доброжелательность»;
интерес (мотивация) к учению;
оценка жизненных ситуаций с точки зрения человеческих норм.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
•фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
•индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок на данную тему.
Беседа о цветах.
Просмотр мультфильма « Почему у одуванчика толстые щеки»
История квиллинга
Квиллинг – это бумажное творчество, которое подразумевает создание поделок их узких и длинных, скрученных в спиральки, полосок. Это старинное изящное рукоделие носит английское название квиллинг (наматывание) и бумажной филиграни.
Люди с древних времен стремились к творчеству. С появлением бумаги (около 500 лет назад) появилось искусство украшать предметы религиозного характера в технике бумажной филиграни.
Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14- начале15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полос. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому,что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.
В наши дни бумагокручеие широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно « переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики ипластики,изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жижнь.
Инструменты дляквиллинга
Особое место отведено правильной работе с различными инструментами и соблюдения безопасности при работе с ними.
Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:
Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели. В данном случае мы будем пользоваться деревянной палочкой (зубочисткой), так как безопасней.
Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.
Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.
Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.
Ход занятия
Учитель: А сейчас я загадаю вам загадки о цветах, а вы попробуйте отгадать.
Он – цветочный принц поэт,
В шляпу желтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам…(нарцисс)
Их в Голландии найдете,
Там везде они в почете.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут …(тюльпаны)
Желтый, белый, голубой
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились… ( крокусы).
Под забором, у калитки,
Вот, смотри и не дыши:
Как горошины на нитке
Беленькие…(ландыши)
Он спешит весне навстречу,
Я везде его замечу:
Желтенький кафтанчик
Носит…(одуванчик).
Учитель: Сегодня я вам расскажу и покажу как сделать творческую работу в технике квиллинг под названием « Одуванчик».
Техника квиллинг – это вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создать самые различные композиции.
Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.
Приступаем к изготовлению цветов. Для этого берем лист цветной двухсторонней бумаги желтого цвета. Расчерчиваем его на полоски размером 20 мм. Лист разрезаем на полоски.
Полоски с одной стороны режем соломкой, от края оставляем несколько миллиметров. Чем уже соломка, тем пышнее цветок.
Начинаем собирать цветок. Сначала скручиваем серединку цветка. Для этого берем полоску шириной 2 см, продеваем ее в прорезь инструмента для квиллинга (зубочистка) и туго закручиваем, периодически подклеивая середину полоски. Конец полоски подклеиваем. Цветок снимаем с инструмента и раскрываем.
Хорошо «распушаем», затем продавливаем изнутри конусом и проклеиваем. Важно сначала распушить рулон, иначе потом бахрома склеится снизу и будет хуже пушиться.
Пока цветок еще не высох – займемся листьями. Складываем бумагу с краю. Вырезаем модуль по форме будущего листа и сложенном виде вырезаем «зазубринки».
Такими одуванчиками можно украсить открытку, а можно сделать картинку.
Если дети устали, проводится физкультминутка.
А теперь, ребята, встали! Встать.
Быстро руки вверх подняли, Руки вверх, в стороны, вперед, назад.
Продолжение практической работы. Педагог оказывает индивидуальную помощь детям.
Учащиеся работают индивидуально, при необходимости объединяются в пары (статистические и динамические), оказывая помощь тем, у кого возникают проблемы в выполнении задания, показывая приемы выполнения.
В процессе работы учащиеся осуществляют самоконтроль и контроль качества выполняемых работ (друг у друга).
К концу урока дети должны
Знать:
что такое квиллинг?
историю возникновения квиллинга.
виды бумаги и правила работы с ней.
основные приёмы работы.
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона и других материалов.
обозначение линий, стрелок и других условных обозначений.
базовые формы квиллинга, последовательность их изготовления.
необходимые правила техники безопасности в процессе работы.
Уметь:
различать виды бумаги.
подбирать бумагу нужного цвета.
выполнять разметку листа бумаги.
пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой.
пользоваться чертёжными инструментами, ножницами.
конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество.
Учитель: Ребята, вы очень постарались, пришло время посмотреть, что же получилось. Предлагаю всем выйти со своими творческими работами и сделать фото на память. На это урок закончен. До свидания!
Заключение
От проведенного мастер - класса осталось положительное впечатление. На уроке была отличная дисциплина, ученики в классе не мешали мне вести урок, не отвлекались. Я старалась, чтобы был задействован в работе каждый ученик. Дети работали с раздаточным материалом, были очень увлечены своей работой. Ребята старались помочь тем, кто не успевал.
Хочу отметить, что мне в моей работе нужно учитывать особенности каждого ребенка, составлять разные по сложности задания. Ученики делятся на активных и менее активных, и поэтому надо сделать так, чтобы были задействованы в процессе урока все. Я также помогала отстающим, но не акцентировала свое внимание лишь на одном ученике.
Задачи, поставленные на уроке, были выполнены. В основном дети были активны, умело работали ножницами. Творческие работы получились у всех с хорошим качеством. На лицах детей я увидела улыбку, удовлетворение от проделанной работы и общее желание продолжить изучение техники квиллинг [см. приложение №1].
Используемая литература
1. Горяева Н.А. Островская О.В.«Декоративно - прикладное искусство
жизни человека», М. «Просвещение» 2000 г.
2. Соколова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», Обнинск
«ТИТУЛ» 1996 г.
3. Джейн Дженкинс «Поделки и сувениры из бумажных ленточек» М. Мой