Ознакомление с произведениями и историей развития Гжельской росписи.
Эстетическое воспитание учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Развивать умение применять приемы кистевой росписи в творческой работе.
Развитие творческой фантазии, художественного вкуса.
Предметная среда:
Демонстрационный материал, оборудование.
1.Репродукции картин художников: И. Левитан, И. Шишкин, А. Васнецов, А. Саврасов, Н. Бидак.
2. Фрагменты гжельской росписи.
3. Демонстрация слайдов изделий мастеров Гжели.
5. Индивидуальный раздаточный материал.
Материал: гуашь, бумага формат А-3, А-4, простой карандаш, ластик, кисточки, палитра, тряпочка, стаканчик с водой.
6. Ноутбук, USB-мыши.
7. Литературный ряд: стихотворения о зиме С. Есенина, А. С. Пушкина.
8. Музыкальный ряд:русские народные песни.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Работа над темой урока.
У: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
(Учитель показывает слайд 1)
У: Ребята, хотите оказаться в зимнем лесу.
У: Ребята, давайте мы с вами понаблюдаем за зимним пейзажем в природе. Рассмотрите произведения искусства.
(На доске появляется слайд 2)
Дети рассматривают репродукцию.
У: А вот как описывает зиму поэт С. Есенин:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
(На доске появляется слайд 3)
(На доске появляется слайд 4)
(На доске появляется слайд 5)
(На доске появляется слайд 6)
Вот появились узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
(Беседа о красоте зимней природы. Какое состояние природы передал автор? (Солнечный день, спокойное освещение и др.).
У: Вспомним стихотворение А.С.Пушкина, который описал зиму так:
(На доске появляется слайд 7)
Н. Бидак «Зимой»
Дети читают стихотворение.
У: Каждый художник по-своему увидел и передал красоту зимнего пейзажа. Как красивы, разнообразны работы по композиции и различаются по цветовому решению. Разглядите оттенки снега в пейзажах. Назовите их………. (Белый, голубой, синий)
У: В природе зимний пейзаж наиболее созвучен, синей росписи гжели по белому фарфору.
(На доске появляется слайд 8- пейзаж гжелью)
У: Возникает ощущение особой нежности, чистоты хрупкости и тихой радости от глубины синего, изменчивого цвета, как тени на снегу или небо.
Справка. Недалеко от Москвы в селе Гжель богатые залежи гончарных глин навели местных жителей на мысль об изготовлении фаянсовой посуды. Прославилась село удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами и городами. Назвали такую роспись по названию села – Гжель. Расписывается посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становится синим, а прозрачная полива приобретала блеск. Посуда Гжели разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки, чашки, чайники. Расписывают все части предмета. Ручку и носик украшают ленточным орнаментом или голубым цветом. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. Мазки кладутся широким круговым движением. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Мазок - пятно дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, округлая.
(На доске появляется слайд 9- изделия мастеров Гжели)
(На доске появляется слайд 10- изделия мастеров Гжели)
У: Попробуйте найти элемент, росписи, который встречается практически на всех изделиях. (Синяя роза.)
У: Синяя роза – главный цветок Гжели. Очень необычен мазок. В нем постепенный переход от темного к светлому.
(На доске появляется слайд 11. Фрагменты гжельской росписи.)
У: Кисть плоско кладется на поверхность бумаги и быстро поворачивается вокруг черенка. Получается округлый мазок с постепенным переходом от темного цвета к светлому. Такой прием получил название «живописный мазок
Педагогический рисунок.
Возьмите синюю краску и нарисуйте на листе бумаги такой мазок (учитель показывает образец на доске, дети работают параллельно).
(На доске появляется слайд 12- усики, капельки)
У: Рассмотрите элементы растительного узора на гжельской посуде и найдите другие элементы росписи, («Усики», «завитки», «капельки», «листочки»)
2.Основной этап.
Сообщение темы и цели урока.
У: Сегодня на уроке мы создадим свой сказочный лес по мотивам гжельской росписи.
Задание: на отдельном альбомном листке получить различные оттенки синего цвета, разбавляя краску белилами. Повторить элементы Гжельской росписи.
- изобразить сказочный лес используя силуэты деревьев, подготовленных вами на предыдущем уроке;
-вспомним о плановости, перспективе уходящих в даль предметов к горизонту. (первый план, второй план);
-выполнить элементы росписи на деревьях.
(Объяснение хода работы.)
Определитесь композицией, рисунком, какое дерево вы будете украшать по мотивам гжельской росписи.
Поместите декор на деревья, соотнесите узор с формой предмета. Фрагменты узора находятся на доске перед вами.