Зрительный ряд: Репродукции картин художника И.Машкова «Московская снедь», «Хлеба» и др., на которых изображены колоски пшеницы или ржи или хлебные продукты. Принести на занятие свежеиспечённый каравай, положить его на рушник (расшитое полотенце с красиво украшенными краями), как это делали в старину. Поставить на каравай солонку с солью.
Литературный ряд: Загадки, стихотворение.
Музыкальный ряд: Народная мелодия в инструментальном изложении.
Ход урока
1. Организационная часть
Проверка готовности к уроку. Организация рабочего места.
2. Вводная часть
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый (хлеб).
Есть такие слова: "Он всему голова, хрустящей корочкой одет - это мягкий белый (хлеб).
Рос сперва на воле в поле. Летом цвёл и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, В магазине занял место (хлеб).
Вынести каравай.
3. Основная часть
- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, вы знаете, из чего пекут хлеб? - А из чего делают муку? (ответы детей). - А где растёт зерно? (ответы детей). - А хотите узнать, как хлеб пришёл к нам на стол?
Как только весной растает снег, трактор выезжает в поле – пашет и разрыхляет землю. И уже в разрыхлённую землю бросают зерно. Зерна пшеницы растут и в конце лета созревают колоски. Приходит время собирать урожай. Урожай убирают машины – комбайны. Дальше зерно повезут на мукомольный завод, где из него сделают муку. Затем зерно отвезут на пекарню, где пекари из него испекут хлеб . И наконец, ребята после всей проделанной работы хлеб попадает в магазины, а затем к нам на стол.
В землю зёрнышко попало (дети приседают), Прорастать на солнце стало (руки над головой). Дождик землю поливал, и росточек подрастал (дети медленно встают). К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.
Самый вкусный, несравненный, всем знакомый с детских лет -
Это наш обыкновенный и любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный, кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный, а на Пасху куличи.
Можно с мёдом есть и с маслом, с сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным белый хлеб или ржаной.
Пироги же - хлеб особый, их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой и с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки, в праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье - то, что мама испечёт,
Для детишек объеденье, разевай по шире рот!
(Рассматриваем репродукции картин художника И.Машкова «Московская снедь», «Хлеба»).
4. Практическая часть
- Давайте , ребята, внимательно рассмотрим наш каравай. Вот так оформляли каравай, когда встречали дорогих гостей (или жениха и невесту).
Предложить детям («испечь») нарисовать свой чудесный каравай.
Хлеб или каравай по старому обычаю означает милость и гостеприимство хозяев.
Рисуем каравай
На белом листе посередине восковым мелком жёлтого цвета рисуем большой круг. Это будущий каравай.
В центре круга рисуем солонку - маленький кружок. Вокруг него волнистую линию.
Между этими двумя кругами ровно посередине рисуем ещё один круг – это будет стебель для колоска, который украсит наш каравай.
А далее справа и слева от стебелька рисуем жёлтым восковым мелком овальные зёрнышки колоска и хорошенько их закрашиваем.
А теперь «зарумяним» наш каравай - раскрасим его коричневой акварельной краской. Аккуратно, оставляя белой солонку и рушник.
«Испекли» каравай, а теперь перейдем к рушнику. Рушник по старому русскому обычаю - символ чистоты.
Рисуем рушник
Оставшейся белый лист бумаги с двух сторон украшаем узорами. Проводим несколько поперечных полосок красным и зеленым мелком, внутри которых рисуем волнистые и зигзагообразные линии, маленькие треугольники, точки. Так же можем нарисовать маленькие цветочки. Главное, чтобы рушник у нас получился симметричным, одинаковым с одной и с другой стороны.
Затем приклеиваем с 2 сторон, заранее нарезанные полосы из цветной красной бумаги в виде бахромы (в старину бахрому или кружева плели отдельно, а затем пришивали к основному полотну).
Самое время перейти к солонке. Соль по старому русскому обычаю — символ любви. Солонку с солью ставят в центре каравая.
Рисуем соль
И в заключение «насыплем» соль в солонку. В белом кружочке, который у нас в центре каравая, голубым восковым мелком нарисуем несколько крупинок (точек) соли.
5. Заключительная часть.
Караваем всех встречаем,
Самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём
А теперь самое время похвалить детей за старание, разрезать каравай и устроить чаепитие.