Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Узоры Зимы»»
Преподаватель: Шаматова Айгуль Закировна
Тема урока «Узоры Зимы»
Цель урока: научить детей изображать зимнее явление природы «узоры зимы» при помощи графических элементов (линий, точек, завитков и т.д.)
Задачи занятия:
- обучающая – научить передавать красоту окружающего мира, обучить работать с техникой изображения восковыми мелками и акварелью;
- развивающая – эмоциональное восприятие природы во всех ее состояниях;
- развитие творческого воображения, фантазия, памяти, глазомера;
- воспитательная – воспитывать интерес к окружающему миру, формировать эстетическое отношение к красоте зимней природе.
Приобретаемые навыки детей:
Узнавать зимние явления природы
Формы организации работы детей:
Просмотр слайдов, знакомящих детей с явлениями природы,
фронтальная работа со слайдами и картиной, отгадывание загадок,
Рассматривание рисунков и ответы на вопросы по теме. Работа коллективная.
Формы организации работы учителя:
Организую, эмоциональный настрой учащихся, ввожу детей в тему урока, обобщаю ранее полученные знания, организую беседу по картине и слайдам, анализирую и дополняю ответы детей, читаю стихи и загадки.
Задание для учащихся:
- Знакомство с техникой изображения воском и акварелью.
Материалы для учащихся:
Бумага, акварель, банка с водой, салфетки, банка с водой, кисти, палитра.
Зрительный ряд: фотографии с зимней природой, слайды и рисунки с морозными узорами.
Литературный ряд: стихи, загадки про зиму, мороз, узоры зимы.
План занятия:
Организационная часть.
Вводная беседа.
Объяснение творческой задачи.
Практическая работа.
Подведение итогов.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети занимают свои места. Здравствуйте ребята!
Беседа по теме урока.
Ребята! Посмотрите, какой прекрасной бывает зима. Вот так любуясь красотой природы, у людей появляется желание передать эту красоту в стихах, музыке и живописи. Многие художники посвятили свои работы этому чуду природы. Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь она, покрывает снегом дома и деревья, заморозит лужи, озера, и реки. Проснешься однажды утром и вдруг увидишь, что все за окном изменилось.
Ребята! Посмотрите на картины русских художников: Горбатов К.И. «Зимний пейзаж с церквью», Колесников С.Ф. «Зимний закат в еловом лесу», Кустодиев Б.М. «Зима», Шишкин И.И. «На севере диком»,
Какое настроение выражено в каждой картине? Покой, задумчивость, печаль.
Отгадайте загадку.
Кто без кисти и краски зимой рисует сказки?
(Мороз рисует сказочные узоры)
Невидимкой, осторожно,
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клен, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Что рисует мороз белой краской? А где он рисует?
(Морозные узоры, на окнах)
А вы видели настоящие узоры зимы? (Да, нет)
Давайте посмотрим что же они представляют.
Рассматриваем фото с узорами зимы.
Что они напоминают? Что же можно увидеть на этом стеклянном рисунке?
(лес, горы, цветы сказочный зимний лес, заснеженные ветви деревьев.)
Чем они отличаются от простых узоров на предметах? (Цветом, причудливыми формами)
Конечно цветом, формой, а ещё они на солнце серебрятся. Морозные узоры напоминают волшебные сады, в которых растут необыкновенные деревья и цветы. В таком саду можно встретить колосок, пёрышко, астру и хризантему, веточки ели.
Какого цвета морозные узоры? (белые, голубые.)
Морозные узоры только на первый взгляд кажутся белыми, они переливаются всеми цветами радуги. Но все же преобладают холодные цвета: синий, голубой, фиолетовый, сиреневый. Ребята, а кто знает как появляются узоры на морозном окне? На холодном стекле окна оседают теплые пары воды. Так как в воздухе есть невидимые капли воды. Они застывают и превращаются в ледяные кристаллики. Они то и образуют сложный рисунок. К ним прилипают другие капельки. Постепенно вырастает на стекле сверкающий сад изо льда. Сверкает сад на зимнем солнце.
Объяснение творческой задачи
А сейчас мы несколько минут превратимся в волшебников.
Перед вами большое пустое окно с красивыми ставнями. Вам надо украсить это пустое окно необычными узорами зимы. Попробуем превратить его при помощи ваших рисунков в красивый зимний сад. Для это нам понадобится свечка, белый лист бумаги, акварельные краски и кисти.
На прозрачном листе
Воском я рисую.
Подарить хочу я вам сказку ледяную
Ребята как вы думаете какие цвета мы будем использовать чтобы создать ледяную сказку? (холодные – синие, фиолетовые, голубые, сиреневые)
Творческая работа
Ребята, работа у нас коллективная, нам нужно объединить узоры на окне с помощью ваших рисунков. Обратите внимание, на столах у вас лежит бумага, но непросто бумага, а уже заданная форма кусочек окна, вам предстоит на нём изобразить узоры. Сегодня мы будем изображать не просто узоры, а морозные узоры с помощью смешанной техники (мелки и акварель).
Показываю способ работы с применением восковых мелков и акварели.
На листе бумаги рисуем восковым мелком при помощи графических элементов (в виде волнистых, закругленных линий завитков, точек, завитков и т.д.) Напоминаю о холодных цветах красок. Далее поверх воска наносим акварельные краски. После ребята выполняют работу самостоятельно.
Подведение итогов.
В завершении урока рисунки объединяем в общий ледяной узор.