Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;
Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.
Реализация основной дидактической цели урока:
проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;
дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.
План урока.
Организационный момент – 1 мин.
Объяснение нового материала – 15 мин.
Сообщение темы урока.
Беседа.
Творческие задания.
Практическая работа – 24 мин.
Постановка художественной задачи.
Самостоятельная работа учащихся.
Подведение итогов – 5 мин.
Экспресс – выставка.
Анализ работ.
Карточка достижений.
Кроссворд.
Композиция урока (разработка).
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слайд № 1.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы находимся в компьютерном классе. Новые знания по изобразительному искусству вы получите благодаря компьютеру. Итак, начнем урок.
Слайд № 2. Эпиграф урока. Дело художника — рождать радость.
Паустовский К. Г.
2. Объяснение нового материала.
Беседа о жанре натюрморта с использованием мультимедийной презентации.
Учитель. Ребята, вы, конечно, уже обратили внимание на оформление. Здесь работы учителя, очень сильно различающиеся по технике, но что объединяет эти работы? Что в них общего?
Ученик: Это натюрморты.
Слайд № 3. («Мир вещей – натюрморт»)
Учитель. Тема урока «Мир вещей – натюрморт». Сегодня вы познакомитесь с изображением предметного мира разными стилями и выразительными средствами.
Учитель. Что такое натюрморт? Что означает это слово, как оно переводится? Одному из учеников класса я дала задание подготовить слайд «Понятие натюрморта». Пожалуйста, представь нам свою домашнюю работу.
Слайд № 4. (Натюрморт -…) Приложение 1
Ученик. Показывает и рассказывает «Что такое натюрморт?»
Учитель. Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.
Слайд № 17. (Голландский натюрморт)
Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.
Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Посмотрим, как менялся натюрморт.
Слайд № 18. (Натюрморт Ван Гога) Доклад. Приложение 1
Учитель. Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX века. В чем же выразились изменения? Чем они отличаются от голландских натюрмортов?
Ответы учащихся: Художник преображает предметы, передает свое впечатление, свое восприятие красоты. Мир вещей для них был одной из основных тем.
Слайд № 19. (Натюрморт А. Матисса) Доклад. Приложение 1
Учитель. А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?
Ответы учащихся: Словно его рисовал ребенок.
Учитель. Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы?
Ответы учащихся: Нет. Художник передал свое впечатление.
Учитель. «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.
Учитель. В XXI веке, когда технический прогресс идет стремительными темпами, появляются совершенно другие виды натюрмортов. С помощью компьютерных программ можно изобразить трехмерную графику. Появились фотонатюрморты.
Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. У каждого свой стиль.
Термин «Стиль». Поиск информации по Интернету или электронной БЭКМ.
Задание на поиск информации. Понятие «Стиль».
Пособие «Стили в натюрморте».
Слайд № 25. (Стили натюрморта)
Натюрморты выполняются и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере авангарда.
Слайд № 26 (Задание)
Творческое задание. «Стиль».
Мы увидели, как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем выразить, о чем же рассказывает натюрморт?
Слайд № 27. (Натюрморты)
Учитель. Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат?
Ответы учащихся.
Учитель. Так о чем же рассказывает натюрморт?
Ответ ученика. О человеке.
Учитель. Что могут вещи рассказать о человеке?
Ответ ученика. Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах.
Учитель. С чего начинается работа над натюрмортом? Например, мы решили создать натюрморт под названием «Фрукты».
Ответы учащихся. Надо выбрать предметы в соответствии с замыслом.
Учитель. Что мы делаем дальше?
Ответ ученика. Размешаем предметы на листе.
Творческое задание «Составь натюрморт». Работа в парах.
Учитель. А что помогает передать настроение в натюрморте?
Ответ ученика. Цвет.
Слайд № 28. (Цвет)
Учитель. Верно. Цвет для художника, как звук, для музыканта, - мощное средство выразительности.
Слайд № 29. (Колорит)
Они используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным.
Слайд № 30. (Контраст)
Цвета могут или резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными, противоположными;
Слайд № 31. (Нюанс)
или же могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «нюанс».
Например, мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать: теплые или холодные?
Ответ ученика. Будут преобладать теплые, яркие цвета, контрастное сочетание.
Учитель. А если мы хотим передать сдержанную грусть?
Ответ ученика. Мы выберем холодный колорит, нюансовое сочетание цветов.
Учитель. Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: отбор элементов изображения, композиционное решение, колорит.
Слайд № 32 - 33. (Светотень)
Важную роль в натюрморте играет освещение. Степень освещенности предмета называется светотенью.
3. Практическая работа.
Учитель. Сегодня мы познакомились с историей развития натюрморта и его стилями. Перед вами три таблички: «Авангардисты», «Декораторы», «Реалисты». На время мы превращаемся в художников данных стилей.
Задача урока изобразить предмет в том стиле, который понравился именно вам. Выбранный вами стиль позволить проявить творческую позицию, тем самым постарайтесь передать свое настроение, выразить мысли и чувства разными выразительными средствами. Слайд № 34.
Схема алгоритма.
Слайд № 34.
Учитель. Ребята, перед вами алгоритм самостоятельной работы.
Начало.
Выбор стиля.
Рисование ведерка.
Раскрасить.
Экспресс - выставка.
Конец.
Каждый из вас делает выбор, какому стилю отдать предпочтение.
Рисовать мы будем не с натуры, а по шаблону. Давайте посмотрим видео «Поэтапное построение детского ведерка» и нарисуем его на альбомном листе. Далее цветовое решение любыми инструментами художника.
CD «Школа маленьких художников»
Самостоятельная работа учащихся. Музыкальная заставка.
4. Подведение итогов.
Экспресс – выставка. Под названием табличек «Авангардисты», «Декораторы», «Реалисты» учащиеся разместили свои работы, соответственно стилю.
Учитель. Давайте посмотрим на нашу экспресс - выставку.
Анализ работ. Оценки учащихся.
Карточка достижений.
Учитель. А теперь давайте заполним «Карточки достижений».
Ф.И. уч-ся
Понравился ли тебе урок?
Что нового ты узнал на уроке?
Понравился ли тебе твой рисунок?
Что бы ты изменил в уроке?
Как я работал на уроке? (самооценка)
Какую оценку поставлю учителю?
Слайд № 35. (Кроссворд)
Кроссворд «Натюрморт».
Подобрать определения для слов.
А
В
А
Н
Г
А
Р
Д
И
З
М
Г
О
Л
Л
А
Н
Д
И
Я
К
О
Н
Т
Р
А
С
Т
Н
Ю
А
Н
С
К
О
Л
О
Р
И
Т
М
А
Т
И
С
С
Д
Е
К
О
Р
А
Т
И
З
М
Р
Е
А
Л
И
З
М
С
Т
И
Л
Ь
Учитель. Спасибо. Урок окончен.
Использованные источники:
С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. Изобразительное искусство. 1- 6 классы. Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта. Конспекты уроков. Волгоград, «Учитель», 2009.
З.А. Степанчук. Изобразительное искусство. 1 – 8 классы. Опыт творческой деятельности учащихся. Конспекты уроков. Волгоград, «Учитель», 2009.
Методические наработки учителя изобразительного искусства – Баляевой Т.А.
Электронная «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Свободная энциклопедия. ru.wikipedia.
«Открытый урок». Фестиваль педагогических идей. www.1september.ru
Приложение 1
НАТЮРМОРТ в переводе с французского — «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.
МАТИСС (Matisse) Анри (1869-1954), французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма.
ПИКАССО Пабло (25 октября 1881, Малага — 8 апреля 1973, французский живописец, по происхождению испанец.
ВАН ГОГ Винсент (30 марта 1853 — 29 июля 1890), нидерландский живописец, представитель постимпрессионизма.
АВАНГАРДИЗМ (авангард), совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом.
ФОВИЗМ (от франц. fauve — дикий), течение во французской живописи, существовавшее в 1905-07. Фовистов (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк ) на время объединило общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма. В пейзажах, интерьерных сценах, натюрмортах фовизм выразил себя в резком обобщении объемов, пространства, рисунка.
КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube — куб), направление в искусстве 1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства.
РЕАЛИЗМ в искусстве, понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм — основная тенденция исторического развития искусства.
ДЕКОР – (от лат. decoro — украшаю), система украшения сооружения (фасада, интерьера) или изделия.