kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока на тему: «Мир вещей-натюрморт »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • обучающая познакомить обучающихся с понятием «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;

  • развивающая – развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;

  • воспитательная – воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе.

Задачи урока:

  • дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;

  • учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;

  • узнать о понятии «стиль», его разновидности;

  • развивать творческую и познавательную активность.

На уроке ученикам предлагается новый материал и творческие задания по жанру натюрморт.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, рассказ, творческие задания, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: работа в парах, индивидуальная.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.

Подготовка класса:

  • Зрительный ряд: презентация «Натюрморт», CD «Зарубежное изобразительное искусство», «Эрмитаж», «Школа маленьких художников», БЭКМ, Карточки с докладами о художниках. Работы учителя - натюрморты (карандаш, акварель). Бумажные заготовки предметов натюрморта. Наглядное пособие «Стили в натюрморте». Таблички «Авангардист», «Реалист», «Декоратор». Схема алгоритма. «Карточка достижений» на каждого ученика.

  • Музыкальный ряд: классическое произведение.

  • Домашнее задание: слайд «Понятие натюрморта».

  • Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, Интернет, мольберт, драпировка, предметы для натюрморта, указка, фломастеры, карандаши, восковые мелки, акварель, гуашь, ластики, альбомы, кисточки, баночки с водой.

Основные понятия:

  • Натюрморт

  • Стиль

Учащиеся должны:

  1. Знать понятия «Натюрморт», «Стиль»;

  2. Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;

  3. Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.

Реализация основной дидактической цели урока:

  • проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;

  • дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Объяснение нового материала – 15 мин.

  • Сообщение темы урока.

  • Беседа.

  • Творческие задания.

  1. Практическая работа – 24 мин.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему: «Мир вещей-натюрморт » »


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего образования

«Самарский государственный институт культуры»

Центр довузовской подготовки и дополнительного образования



Программа повышения квалификации

Использование современных образовательных технологий в деятельности педагога дополнительного образования детей в сфере культуры



Методическая разработка урока на тему: «Мир вещей-натюрморт »







Выполнил слушатель:

Романюк Ирина Николаевна

педагог МБОУ ДОД ДШИ с.Подбельск





















Самара-2015

Цели урока:

  • обучающая познакомить обучающихся с понятием «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;

  • развивающая – развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;

  • воспитательная – воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе.

Задачи урока:

  • дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;

  • учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;

  • узнать о понятии «стиль», его разновидности;

  • развивать творческую и познавательную активность.

На уроке ученикам предлагается новый материал и творческие задания по жанру натюрморт.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, рассказ, творческие задания, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: работа в парах, индивидуальная.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.

Подготовка класса:

  • Зрительный ряд: презентация «Натюрморт», CD «Зарубежное изобразительное искусство», «Эрмитаж», «Школа маленьких художников», БЭКМ, Карточки с докладами о художниках. Работы учителя - натюрморты (карандаш, акварель). Бумажные заготовки предметов натюрморта. Наглядное пособие «Стили в натюрморте». Таблички «Авангардист», «Реалист», «Декоратор». Схема алгоритма. «Карточка достижений» на каждого ученика.

  • Музыкальный ряд: классическое произведение.

  • Домашнее задание: слайд «Понятие натюрморта».

  • Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, Интернет, мольберт, драпировка, предметы для натюрморта, указка, фломастеры, карандаши, восковые мелки, акварель, гуашь, ластики, альбомы, кисточки, баночки с водой.

Основные понятия:

  • Натюрморт

  • Стиль

Учащиеся должны:

  1. Знать понятия «Натюрморт», «Стиль»;

  2. Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;

  3. Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.

Реализация основной дидактической цели урока:

  • проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;

  • дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Объяснение нового материала – 15 мин.

  • Сообщение темы урока.

  • Беседа.

  • Творческие задания.

  1. Практическая работа – 24 мин.

  • Постановка художественной задачи.

  • Самостоятельная работа учащихся.

  1. Подведение итогов – 5 мин.

  • Экспресс – выставка.

  • Анализ работ.

  • Карточка достижений.

  • Кроссворд.

Композиция урока (разработка).

























Ход урока.

1. Организационный момент.



Слайд № 1.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы находимся в компьютерном классе. Новые знания по изобразительному искусству вы получите благодаря компьютеру. Итак, начнем урок.

Слайд № 2. Эпиграф урока. Дело художника — рождать радость.

Паустовский К. Г.



2. Объяснение нового материала.

Беседа о жанре натюрморта с использованием мультимедийной презентации.

Учитель. Ребята, вы, конечно, уже обратили внимание на оформление. Здесь работы учителя, очень сильно различающиеся по технике, но что объединяет эти работы? Что в них общего?

Ученик: Это натюрморты.

Слайд № 3. («Мир вещей – натюрморт»)

Учитель. Тема урока «Мир вещей – натюрморт». Сегодня вы познакомитесь с изображением предметного мира разными стилями и выразительными средствами.

Учитель. Что такое натюрморт? Что означает это слово, как оно переводится? Одному из учеников класса я дала задание подготовить слайд «Понятие натюрморта». Пожалуйста, представь нам свою домашнюю работу.

Слайд № 4. (Натюрморт -…) Приложение 1

Ученик. Показывает и рассказывает «Что такое натюрморт?»

Слайд № 5. (Задание)

Творческое задание «Собери фразу».

Учитель. Как же возник и развивался этот жанр?

Слайд № 6 - 15 (СD «Энциклопедия зарубежного искусства». Жанр натюрморт.)

Слайд № 16. (Карта)

Учитель. Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.

Слайд № 17. (Голландский натюрморт)

Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.

Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Посмотрим, как менялся натюрморт.

Слайд № 18. (Натюрморт Ван Гога) Доклад. Приложение 1

Учитель. Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX века. В чем же выразились изменения? Чем они отличаются от голландских натюрмортов?

Ответы учащихся: Художник преображает предметы, передает свое впечатление, свое восприятие красоты. Мир вещей для них был одной из основных тем.

Слайд № 19. (Натюрморт А. Матисса) Доклад. Приложение 1

Учитель. А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?

Ответы учащихся: Словно его рисовал ребенок.

Учитель. Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы?

Ответы учащихся: Нет. Художник передал свое впечатление.

Учитель. «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.

Слайд № 20. (Натюрморт Пикассо) Доклад. Приложение 1

Учитель. А теперь перед нами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от естественности. Натюрморт стал более декоративным.

Слайд № 21 -24. (Векторный, трехмерный, фотонатюрморт)

Учитель. В XXI веке, когда технический прогресс идет стремительными темпами, появляются совершенно другие виды натюрмортов. С помощью компьютерных программ можно изобразить трехмерную графику. Появились фотонатюрморты.

Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. У каждого свой стиль.

Термин «Стиль». Поиск информации по Интернету или электронной БЭКМ.

Задание на поиск информации. Понятие «Стиль».

Пособие «Стили в натюрморте».

Слайд № 25. (Стили натюрморта)

Натюрморты выполняются и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере авангарда.

Слайд № 26 (Задание)

Творческое задание. «Стиль».

Мы увидели, как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем выразить, о чем же рассказывает натюрморт?

Слайд № 27. (Натюрморты)

Учитель. Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат?

Ответы учащихся.

Учитель. Так о чем же рассказывает натюрморт?

Ответ ученика. О человеке.

Учитель. Что могут вещи рассказать о человеке?

Ответ ученика. Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах.

Учитель. С чего начинается работа над натюрмортом? Например, мы решили создать натюрморт под названием «Фрукты».

Ответы учащихся. Надо выбрать предметы в соответствии с замыслом.

Учитель. Что мы делаем дальше?

Ответ ученика. Размешаем предметы на листе.

Творческое задание «Составь натюрморт». Работа в парах.

Учитель. А что помогает передать настроение в натюрморте?

Ответ ученика. Цвет.

Слайд № 28. (Цвет)

Учитель. Верно. Цвет для художника, как звук, для музыканта, - мощное средство выразительности.

Слайд № 29. (Колорит)

Они используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным.

Слайд № 30. (Контраст)

Цвета могут или резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными, противоположными;

Слайд № 31. (Нюанс)

или же могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «нюанс».

Например, мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать: теплые или холодные?

Ответ ученика. Будут преобладать теплые, яркие цвета, контрастное сочетание.

Учитель. А если мы хотим передать сдержанную грусть?

Ответ ученика. Мы выберем холодный колорит, нюансовое сочетание цветов.

Учитель. Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: отбор элементов изображения, композиционное решение, колорит.

Слайд № 32 - 33. (Светотень)

Важную роль в натюрморте играет освещение. Степень освещенности предмета называется светотенью.

3. Практическая работа.

Учитель. Сегодня мы познакомились с историей развития натюрморта и его стилями. Перед вами три таблички: «Авангардисты», «Декораторы», «Реалисты». На время мы превращаемся в художников данных стилей.

Задача урока изобразить предмет в том стиле, который понравился именно вам. Выбранный вами стиль позволить проявить творческую позицию, тем самым постарайтесь передать свое настроение, выразить мысли и чувства разными выразительными средствами. Слайд № 34.

Схема алгоритма.

Слайд № 34.

Учитель. Ребята, перед вами алгоритм самостоятельной работы.

    1. Начало.

    2. Выбор стиля.

    3. Рисование ведерка.

    4. Раскрасить.

    5. Экспресс - выставка.

    6. Конец.

Каждый из вас делает выбор, какому стилю отдать предпочтение.

Рисовать мы будем не с натуры, а по шаблону. Давайте посмотрим видео «Поэтапное построение детского ведерка» и нарисуем его на альбомном листе. Далее цветовое решение любыми инструментами художника.

CD «Школа маленьких художников»

Самостоятельная работа учащихся. Музыкальная заставка.

4. Подведение итогов.

Экспресс – выставка. Под названием табличек «Авангардисты», «Декораторы», «Реалисты» учащиеся разместили свои работы, соответственно стилю.

Учитель. Давайте посмотрим на нашу экспресс - выставку.

Анализ работ. Оценки учащихся.

Карточка достижений.

Учитель. А теперь давайте заполним «Карточки достижений».

Ф.И. уч-ся

Понравился ли тебе урок?

Что нового ты узнал на уроке?

Понравился ли тебе твой рисунок?

Что бы ты изменил в уроке?

Как я работал на уроке? (самооценка)

Какую оценку поставлю учителю?








Слайд № 35. (Кроссворд)

Кроссворд «Натюрморт».

Подобрать определения для слов.


А

В

А

Н

Г

А

Р

Д

И

З

М

Г

О

Л

Л

А

Н

Д

И

Я





К

О

Н

Т

Р

А

С

Т







Н

Ю

А

Н

С





К

О

Л

О

Р

И

Т










М

А

Т

И

С

С




Д

Е

К

О

Р

А

Т

И

З

М






Р

Е

А

Л

И

З

М





С

Т

И

Л

Ь







Учитель. Спасибо. Урок окончен.



Использованные источники:

  1. С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. Изобразительное искусство. 1- 6 классы. Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта. Конспекты уроков. Волгоград, «Учитель», 2009.

  2. З.А. Степанчук. Изобразительное искусство. 1 – 8 классы. Опыт творческой деятельности учащихся. Конспекты уроков. Волгоград, «Учитель», 2009.

  3. Методические наработки учителя изобразительного искусства – Баляевой Т.А.

  4. Электронная «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия».

  5. Свободная энциклопедия. ru.wikipedia.

  6. «Открытый урок». Фестиваль педагогических идей. www.1september.ru




























Приложение 1

НАТЮРМОРТ в переводе с французского — «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.

МАТИСС (Matisse) Анри (1869-1954), французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма.

ПИКАССО Пабло (25 октября 1881, Малага — 8 апреля 1973, французский живописец, по происхождению испанец.

ВАН ГОГ Винсент (30 марта 1853 — 29 июля 1890), нидерландский живописец, представитель постимпрессионизма.

АВАНГАРДИЗМ (авангард), совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом.

ФОВИЗМ (от франц. fauve — дикий), течение во французской живописи, существовавшее в 1905-07. Фовистов (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк ) на время объединило общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма. В пейзажах, интерьерных сценах, натюрмортах фовизм выразил себя в резком обобщении объемов, пространства, рисунка.

КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube — куб), направление в искусстве 1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства.

РЕАЛИЗМ в искусстве, понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм — основная тенденция исторического развития искусства.

ДЕКОР – (от лат. decoro — украшаю), система украшения сооружения (фасада, интерьера) или изделия.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Методическая разработка урока на тему: «Мир вещей-натюрморт »

Автор: Романюк Ирина Николаевна

Дата: 18.08.2015

Номер свидетельства: 225757


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства