kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока «Декоративная композиция из геометрических фигур в технике «Аппликация соломкой»,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Декоративная композиция из геометрических фигур в технике «Аппликация соломкой», предназначена для проведения уроков и внеклассных занятий по изобразительному искусству (художественному труду), как в общеобразовательных школах, так и в дополнительных образовательных учреждениях.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Декоративная композиция из геометрических фигур в технике «Аппликация соломкой», »












МКОУ Буланихинская СОШ им. М. М. Мокшина

Зонального района Алтайского края

Конспект уроков по теме: Декоративная композиция из геометрических фигур в технике «Аппликация соломкой»

Данное методическое пособие предназначено для учителей ИЗО, работающих в СОШ (для проведения уроков и кружковых занятий), преподавателей изобразительных дисциплин в дополнительном образовании.





Здвижкова Раиса Витальевна

.




Урок 1. Истоки народного художественного промысла «Декоративная соломка». Аппликация

соломкой.

Цели:

Создать условия для

!. • знакомства с историей возникновения данного художественного промысла,

• повторения и закрепления понятия «Аппликация», выработки умений определять виды аппликации на детских работах,

• повторения правил техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами,

• обучения детей рассуждению по изучаемой теме,


2. • развития эмоциональной отзывчивости, умения понимать и ценить произведения искусства,

• развития интереса к творческой работе,

• развития мелкой моторики рук,


3. • воспитания духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе,

своему народу, Родине, уважения к ее традициям,

  • воспитания уважительного отношения к творчеству. как своему, так и других людей,

  • развития самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.


Задача: Выполнить заготовки для аппликации соломкой.


Методы ведения: рассказ, беседа, показ, практическая работа.


Тип урока: новый материал.


Оборудование, инструменты и материалы:

а) для учителя: чертёж «геометрические фигуры», разглаженная солома, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, тканевая салфетка, груз прижимной, спичечные коробки, дырокол ,магниты, карточки с названиями видов аппликаций.

б) для учеников: персональные пакеты (с ксерокопией чертежа идентичного учительскому, подготовленными дома соломенными лентами), ножницы, клей ПВА, тканевые салфетки, груз, спичечные коробки (20 шт.), уложенные в коробку из-под конфет, клеёнка на стол.




Оформление кабинета:

а) над доской: выставка работ в технике аппликации соломкой «Соломенные фантазии»,

б) на внутреннеё части доски: написано толкование слова «Аппликация», прикрытое ватманом,

в) на внешней части доски: экран для проектирования слайдов и плакат:

«Щедрость природы!..

Отдал стебель людям целый колос налитых зёрен,

а теперь и сам послушно сгибается в умелых руках.»

г) около доски: напольная ваза (или сноп) с колосьями,

д) на подсобном столе: ТСО для музыкального ряда и для показа слайдов , стенд-гармошка с образцами детских работ.


Литература: «Чтобы ожили стены» сборник «Молодая гвардия».

«Прекрасное своими руками» С. Газарян

«Аппликация» М.А. Гусаков

Альбом «Композиция в декоративном искусстве» Киев

«Народные художественные промыслы» В Я. Рафаенко




Структура урока:


  1. Эмоциональный настрой. Рассказ о красоте нивы.

  2. Фронтальная беседа о видах работ из соломки.

  3. Беседа сообщающая о видах аппликаций из соломы, о разновидностях орнамента.

  4. Эвристическая беседа о выборе варианта целесообразной деятельности для ускоренного решения проблемы (создания соломенного декора подарочной упаковки).

  5. Выполнение заготовок для аппликации.

  6. Анализ проделанной работы.

  7. Домашнее задание.

  8. Итог урока.




Ход урока


Рассказ о красоте (Звучит фонограмма «Шумы нивы»)

и пользе нивы.

Ранней весной вы, наверное, не раз обращали внимание на

нежно-зелёные всходы: ржи, пшеницы …

Помните, как позже, летом сгибались тяжёлые колосья, волно-

Показ слайдов с валось, будто переливалось поле под дуновением ветра?

репродукциями:

М. К. Клодт Шло время, созревали плоды, меняла краски природа.

На пашне. Нежный, мягкий прежде стебель ржи стал хрупким, упругим.

Прочно встал он среди сотен тысяч братьев своих, держа на

И. И. Шишкин тоненьких плечах пышный венец – колос.

Рожь.

Прошло ещё немного времени, скосили рожь, убрали зерно.

Г. Г. Мясоедов Грустно стало на поле, остались только коротенькие торчащие

Страдная пора стебельки, да скирды соломы, которую тоже скоро увезут…

Б. М. Кустодиев Так было и год назад, и много веков назад. Народ чтил ниву во

Жатва все времена. Ей посвящали картины художники (к примеру те,

что были показаны вам).


О ней сочиняли стихи поэты:

…Дорого – любо, кормилица – Нива,

Видеть, как ты колосишься красиво

Как ты янтарным зерном налита

Гордо стоишь, высока и густа!

(писал Н. Некрасов в 1855 г.)

О ней хранят память стога соломы


Беседа о видах Как у всех земледельческих народов, у славян солома была

работ из соломки важным в крестьянском хозяйстве материалом.


? детям --Кто ребята из вас знает, как

использовали солому в крестьянском хозяйстве?


Соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров. Ею кормили

слайд скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними

весной встречали, а осенью провожали Ярило — солнце.

Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или

спускали на плотиках вниз по реке.

А знаете ли вы, что соломка – замечательный материал для

работы художника? Всё оживает в умелых руках мастера.

Он может возродить золотые колосья, и они предстанут перед

людьми в иной невиданной красоте.

Издавна применяет народ этот материал для изготовления

лёгких прочных вещей.


? детям --Ребята, знаете ли вы какие вещи изготавливали из неё люди?

(-- Шляпы, корзины, сумки, коврики, мебель, игрушки…)

слайд Все эти изделия плетёные. Для их изготовления требуется

много времени, материала.


Демонстрация работ (открывается внутренняя часть доски с экспонатами

в технике «Аппликация выставки учеников нашей школы.

соломкой».

Сейчас перед вами не менее трудоёмкий, но более

разнообразный вид работы с соломкой.


? детям -- Ребята, как называется данная техника работы?

(если учащиеся не могут сразу ответить ,то обращаю их

внимание на закрытую ранее ватманом информацию—

толкование понятия «Аппликация», причём ключевое слово

вписываю с их помощью, после прочтения написанного на

доске текста:

Повторение понятия -- один из видов изобразительной техники

«Аппликация» основанный на вырезании, наложении различных форм и

закреплении их на другом материале, принятом за фон.)


Виды аппликации Аппликации могут быть трёх видов:

(вешаю на магнитную доску листы бумаги с надписями)

  1. Предметная

  2. Декоративная

  3. Сюжетная

Показ

? детям -- Как вы думаете, аппликация, которая состоит из отдельных

изображений, относится к какому виду?


показ (--предметная аппликация)


? детям -- Аппликация, которая отображает совокупность действий, событий,

относится к ..?

показ (--сюжетной)


? детям -- Аппликация, та, что включает орнаменты, узоры, которыми можно

украсить различные предметы является..?

показ (--декоративной)

Кроме того аппликации делятся на плоскостные и объёмные.

На сравнение предлагаю две работы.

? детям -- Определите, какая из показанных мною работ, выполнена в технике

плоскостной аппликации, а какая в объёмной, 1 или 2.

-- Молодцы, вы хорошо справились с определением аппликации.

Выбор разновидности Соломенные орнаменты могут быть не только в виде панно.

орнамента для Ими также можно оформить шкатулки, полочки, разделочные

будущей работы доски, мебель и т. д.

Каждый из вас, ребята, за два предстоящих урока сможет

Выполнить декоративную аппликацию соломкой на

подарочной упаковке. Чтобы выполнить работу быстро и

красиво, мы должны выбрать самый лёгкий вариант

исполнения.

Закрепление нового ( Наводящими вопросами подвожу детей к выбору декора-

материала через тивной композиции. Вопросы типа:

рассуждения детей а) Какую, как вы думаете из равных по размеру и похожих

по рисунку, аппликаций выполнить быстрее: плоскостную

или объёмную?

б) Если считаете, что объёмную, то подходит ли она для

оформления подарочной упаковки?

в) можно ли выполнить сюжетную аппликацию, если нет

придуманного и нарисованного сюжета?

г) А предметная аппликация требует предварительной

прорисовки всех элементов?)

Эти виды аппликации очень красивы (ещё раз обращаю

внимание на доску) и я могу вас научить их выполнять, но во

внеурочное время—на занятиях кружка.

А сейчас вернёмся к тому, что благодаря вашим ответам

мы пришли к выводу , что если красивую работу из соломки

хочется сделать очень быстро, то лучше выбрать

декоративную аппликацию.

Теперь решим следующую проблему:


? детям Какую из декоративных аппликаций

выполнять легче: с растительным

показ или с геометрическим узором?

(ответы детей неоднозначны, т. к. нет опыта работы с

соломкой)

--Я думаю, что могу быть вам помощником в выборе

разновидности узора для будущей композиции. Предлагаю

выбрать вам компромиссное решение – работу с геомет-

рическими фигурами, покрытыми соломой

Суть идеи составления Из геометрических фигур, как вы знаете, можно выпол-

композиции из нять как геометрические орнаменты, так и растительные, и

геометрических даже составлять стилизованные фигурки людей и животных,

элементов к тому же в очень короткий срок. Поэтому каждый из вас

заготовив геометрические фигуры, различных конфигу-

раций сможет выполнить узор по собственному желанию

уже на следующем уроке.

А как же нарезать ровные красивые и разнообразные фигуры?

На этот вопрос я отвечу вам собственной идеей.

Для этого:

Практическая работа 1. Откройте свои персональные пакеты. В них вы

показ найдёте ксерокопированный чертёж на тетрадном листе..

  1. Положите лист с чертежом лицевой стороной к столу.

На оборотной стороне листа наклейте подготовленные дома соломинки блестящей стороной вверх. (Дома дети подготавливали солому с использованием инструкционной карты.) Укладываться соломины должны параллельно краю листа и в соответствии с направлением орнаментальных полос на чертеже. Напоминаю, что наклеивание следует производить сверху вниз—от дальней, относительно вас стороны листа, для удобства и аккуратности. Клей наносим кисточкой на бумагу вдоль всей ширины листа, а по высоте примерно на 2—3 см. Наклеив плотно друг к другу (без просвета) соломины, продолжаем смазывать лист клеем дальше, и так до конца.

3.Излишки клея удалите тканевой салфеткой.

4.Переверните лист, наклеенной соломкой в сторону стола (покрытого клеёнкой) и поверх положите небольшой груз (книгу).

5.Тем временем, пока сохнет заготовка, перед собой на столе приготовьте (наполовину открыв) 20 спичечных коробков-- они были заготовлены дома).

6.И давайте вспомним правила ТБ (дети повторяют правила работы с ножницами).

7.Выполнить нарезку геометрических фигур (отрезав сначала полосу под определённым номером, а затем нарезав её на части-фигуры).

При нарезке сразу следует разложить фигуры по разным коробкам. Причём одну фигуру нужно наклеить на саму коробочку, чтобы в дальнейшей работе было легче отыскать нужный элемент узора.

8. Круглые заготовки можно сделать с помощью дырокола из оставшихся обрезков.

Самостоятельная (На этом этапе урока, индивидуальная работа с детьми)

работа ребят Наклеивание лучше производить стоя, это удобно и

кроме того прекрасная разминка.


Анализ проделанной Когда все фигурки будут лежать по коробочкам, считайте,

работы что вы справились с задачей и подготовились к следующему уроку.

От того, как вы ровно расстригли и как качественно

наклеили солому будет зависеть качество вашей будущей

работы. Поглядите пожалуйста в свои коробочки: довольны

ли вы своим трудом?

(или что-то нужно исправить ?)

Домашнее задание К следующему уроку изготовить подарочную упаковку из

тёмного цветного картона (или из бархатной бумаги),

используя технологическую карту и шаблоны.

(дежурными раздаются персональные пакеты с

раздаточным материалом и учителем подробно

разъясняется, как следует рационально организовывать

свою работу при выполнении домашнего задания)

Итог урока Урок подходит к концу. Наша сегодняшняя встреча

послужила отправной точкой в творческое путешествие к

соломенным фантазиям.

Те узоры, которые мы будем составлять с вами на

следующем уроке возможно будут ещё красивее, чем те,

что вы видели сегодня на уроке.

Желаю творческих успехов! До следующей встречи!




Урок 2. Выполнение декоративной аппликации из геометрических

фигур в технике «Декоративная соломка».


Цели:

Создать условия для

!. • формирования системы знаний о декоре соломкой, умений составлять композиции с использованием композиционных схем

и без них,

• выработки умений изображать замкнутые орнаменты в квадрате, методом аппликации из геометрических фигур

в материале соломка , учитывая специфические возможности ржаной и пшеничной соломы,

2. • развития интереса к творческой работе,

• развития мелкой моторики рук,

• развития творческого и логического мышление, глазомера, точности, внимания,


3 . • воспитания потребность участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни; добросовестного отношения к труду.


Задача: Оформить подарочную упаковку (крышку или всю коробочку) аппликацией

соломкой.

Методы ведения: объяснение, показ, демонстрация, практическая работа.


Тип урока: урок-мастерская.


Оборудование, инструменты и материалы:

а) для учителя: коллекция изделий, оформленных соломкой; большая коробка в плане 700×700 и h=12; набор геометрических фигур, вырезанных из жёлтой бумаги, подобный нарезанным учениками на предыдущем уроке, но в масштабе:8:1 ;композиционные схемы «Построение орнаментов в квадрате»; по 2 образца составления орнамента (на зелёной бумаге) в треугольнике, в круге и в полосе + к ним по одной такой же по размеру фигуре из белой бумаги для показа разметки орнамента методом сворачивания; 1 квадрат из кальки размером 700×700; два зелёных квадрата 350×350 + 1 белый квадрат размером 250×250, разлинованный в клетку +1 белый круг R 120 тоже разлинованный в клетку—для показа составления орнамента по окружности и в виде прямоугольника; образцы орнаментов радиального характера; булавки английские в игольнице; маркер; клей ПВА. Кисточку для клея, сухую тряпочку рабочий стол под принадлежности; стол для ТСО + ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, набор ёлочных игрушек из соломки.

б) для учеников: персональные пакеты с кругами и квадратами разных размеров и чистым листом писчей бумаги, тканевые салфетки, клей ПВА ( в таре с маленьким отверстием), скрепки на случай плохого прохождения клея через отверстие, клеёнки на столы, английские булавки в игольнице, подставки с ножницами и карандашами, картонные коробки для аппликации, наборы нарезанных соломенных фигур.


Оформление кабинета: искусственная ёлка украшенная гирляндой; галагеновый прожектор, направленный на ёлку; выставка изделий, украшенных соломенными орнаментами; рабочие столы учеников стоят полукругом с двух сторон от ёлки по два вместе (за стол усаживается группа не более чем из 4 человек), на журнальном столике ближе к центру кабинета установлена большая коробка , инструменты, материалы и пособия для показа мастер-класса по составлению орнамента «в квадрате" из геометрических фигур.






Структура урока:


  1. Эмоциональный настрой.

  2. Повторение основ построения орнамента (фон, мотив, раппорт, симметрия и асимметрия).

  3. Беседа, сообщающая о целесообразности использования композиционных схем.

  4. Мастер-класс (демонстрация приемов составления орнаментов).

  5. Работа творческой мастерской.

  6. Анализ результатов.

  7. Рефлексия.

  8. Итог урока.


Ход урока:


Эмоциональный (видеоролик «В поиске рождественских подарков»)

настрой --Накануне новогодних праздников хочется сделать сюрприз

близким. Как известно лучший сюрприз—это подарок

сделанный своими руками, с любовью и теплотой.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны:

они отливают золотом, перламутром. Такое впечатление

создаётся тем, что солома имеет глянцевую поверхность и

продольно расположенные волокна. Эти волокна

максимально отражают свет только в определённом

положении.

Художественные свойства соломы, а также символический

смысл её присутствия в рождественских торжествах—

прекрасные идеи для новогоднего и рождественского

дизайна. Предлагаю вам сегодня на уроке создать

соломенный дизайн того уголка комнаты, в котором будет

производиться вручение подарков (эпицентр торжества) –ёлку

и её окружение.

Для начала давайте с вами оформим уже заготовленными

соломенными фигурками изготовленные дома подарочные

упаковки (их можно будет развешать на ёлку или положить

под неё).

Повторение основ Чтобы не получились наши коробочки просто усыпанные

построения кусочками соломы, нужно распределить фигурки в

орнаментов определённом порядке.


? детям -- Ребята, как называется украшение,

построенное на ритмичном чередовании и сочетании геометрических

или изобразительных элементов?

(--орнамент)

На прошлом уроке мы определились, что будем выполнять

декоративную (украшающую) аппликацию. Теперь следует

порассуждать о том, как будем строить орнамент (соблюдая

определённые правила). Прежде, чем мы начнём работать

практически, давайте ответим себе на ряд вопросов:

? детям -- Что следует выбрать в качестве фона для будущего орнамента?

(--главная украшаемая поверхность – крышка коробки)

? детям -- В какую геометрическую фигуру вписывается фон, и в какой фигуре

будет выстраиваться орнамент?

(--в квадрате)

Любой орнамент состоит из многократно повторяющегося мотива.

Показ (узор «цветок» повторяется в 4-х углах квадрата)

Если исходный элемент орнаментации многократно

повторяется, то создаётся единое декоративное цело - -раппорт..

Показ (показываю на модели методом аппликации, как орнамент

в полосе повторяясь по сторонам квадрата, замыкает форму,

подчёркивающую форму украшаемого объекта.

Демонстрация -- Сейчас на своей большой коробке я продемонстрирую

приёмов составления некоторые идеи составления мотивов

орнаментов

(показываю на коробке обтянутой тканью составление

мотивов и раппортов, раскладывая бумажные увеличенные

копии, нарезанных детьми соломенных фигур):

  • Приёмы выполнения мотивов от центра (сворачивая

Квадрат из кальки вчетверо и совместив две его стороны с двумя верхними рёбрами коробки находим центр крышки);

  • Приёмы радиального орнамента (с помощью окружности из бумаги в клетку, укреплённой в центре крышки коробки);

  • Приёмы расположения мотивов и раппортов по диагонали.

  • Приёмы размещения мотивов по форме прямоугольника (используя бумажный шаблон в клетку);

  • Приёмы составления угловых мотивов.

? детям -- Ребята, а только лишь по центру и диагонали можно размещать

элементы орнамента ?

(--нет)

Давайте рассмотрим композиционные схемы на слайде. Фигуры в виде

кругов, треугольников, прямоугольников—мотивы, вписанные в

данные фигуры.

(методом сравнения дети определяют симметричные и

ассиметричные образцы по предложенным для образца схемам).

Работа творческой Свою творческую работу вы начнёте с поиска идей

мастерской для оригинального орнамента., но помните главные правила:

  1. Композиция орнамента должна поддерживать форму украшаемой поверхности.

  2. Должен учитываться материал (блеск соломы и расположение волокон).

  3. Учёт техники выполнения орнамента (при наклеивании должны оставаться просветы между фигурами, присутствовать сочетание крупных мотивов и мелких, использоваться больше разнообразных фигурок).

  4. Соблюдение ритма и симметрии.


Задание Для практической работы предлагаю несколько заданий. Вы

выбираете одно, которое считаете для себя более интересным и с которым

вы сможете справиться за оставшуюся часть урока (если у вас будут

созревать собственные идеи, требующие для воплощения много времени,

то имейте ввиду—у вас всегда есть шанс для воплощения задуманного ещё

и дома),

Задания:

  1. Выполнить аппликацию соломкой на крышке коробки геометрическим узором, используя композиционные схемы.

  2. Оформить всю коробочку аппликацией из геометрических фигур в технике «Декоративная соломка».

  3. Выполнить растительный или зооморфный орнамент из геометрических фигур.

(во время практической работы веду индивидуальную работу)

Выполнив оформление коробочки, размещаем объекты своего

труда под ёлочку или завязав декоративным шнуром, вешаем на

неё. Помогая устанавливать коробки под ёлочку, незаметно раскладываю

записки с новогодними пожеланиями. Их дети найдут позже, уходя домой.

Анализ Предлагаю детям ответить на следующие вопросы:

Результатов -- Зачем нам нужен был этот урок?

-- Какие достижения у каждого из вас на этом уроке?

--Что было тебе интересно на уроке?

-- Что было трудно?

--За что ты можешь себя похвалить?

--Какие способы составления композиции тебе понравились

больше всего?

-- Что тебе удалось на уроке?

-- Над чем надо ещё поработать?

--Что на твой взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Рефлексия ( включается новогодняя мелодия, прожектор освещает направленным

светом ёлку, и дети приглашаются для созерцания своих работ и работ

одноклассников.)

Ставлю перед детьми коробку с ёлочными игрушками,

выполненными из соломы и прошу их своим действием ответить

на вопрос: «Понравился ли сегодняшний урок?». Если «Да»--то

нужно выбрав любую игрушку разместить её на ёлке, а если

«Нет» --то этого делать не нужно.

Итог урока Украшающие ёлку игрушки говорят о наших сегодняшних

успехах.

Хочется добавить лишь слова новогодних пожеланий –их вы

найдёте в своих коробочках, взяв сейчас их в руки.

















Инструкционная карта

«Этапы подготовки соломы для выполнения аппликации».





  1. Сбор крепких, толстых стеблей соломы.

  2. Разделка стеблей (удаление коленец).

  3. Укладка соломы в металлическую посуду с водой . (Чтобы стебли не всплывали—их нужно прижать грузом.)

  4. Варка соломы на медленном огне после закипания 10 минут.

  5. Остывшая солома вынимается и выкладывается на подготовленную для этого бумагу ( чтобы стекла вода ).

  6. Разрезание соломинок вдоль одной стороны острым ножом или маленькими ножницами, введя острый конец внутрь соломинки и ведя лезвием снизу вверх.

  7. Разглаживание каждого стебля с внутренней стороны на бумаге, горячим утюгом, так чтобы получилась ровная, блестящая соломенная лента





Вид соломы до и после обработки

































Чертёж «Геометрические фигуры для аппликации»


























































Нарезание геометрических фигур













































Организация рабочего места для выполнения аппликации



























Композиционные схемы построения орнамента в квадрате







Работа с шаблоном

  1. Предложенные шаблоны сгибаются по линиям при помощи иголки и линейки (как и в дальнейшем выкройка изделия).















  1. Чтобы коробки в совокупности (на выставке) смотрелись лучше, можно выполнить их разными по высоте. Для этого следует края шаблона, предназначенного для нижней части коробки сгибать на нужном уровне.



























  1. Обведя шаблон, дорисовываются клапаны для склеивания коробки.

  2. Склеивается изделие клапанами внутрь.

  3. Если использован не цветной и не бархатный картон, то лучше его раскрасить тушью.





Слайды презентации



1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд







































Предмет: Изобразительное искусство

Класс:

Проект уроков по теме: Декоративная композиция из геометрических фигур в технике «Аппликация соломкой»


Тема урока №1 Истоки народного художественного промысла «Декоративная соломка». Аппликации соломкой.

Цели:

Создать условия для

!. • знакомства с историей возникновения данного художественного промысла,

• повторения и закрепления понятия «Аппликация», выработки умений определять виды аппликации на детских работах,

• повторения правил техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами,

• обучения детей рассуждению по изучаемой теме,


2. • развития эмоциональной отзывчивости, умения понимать и ценить произведения искусства,

• развития интереса к творческой работе,

• развития мелкой моторики рук,


3. • воспитания духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе,

своему народу, Родине, уважения к ее традициям,

  • воспитания уважительного отношения к творчеству. как своему, так и других людей,

  • развития самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.


Тема урока №2 Выполнение декоративной аппликации из геометрических фигур в технике «Декоративная соломка».

Цели:

Создать условия для

!. • формирования системы знаний о декоре соломкой, умений составлять композиции с использованием композиционных схем

и без них,

• выработки умений изображать замкнутые орнаменты в квадрате, методом аппликации из геометрических фигур

в материале соломка , учитывая специфические возможности ржаной и пшеничной соломы,

2. • развития интереса к творческой работе,

• развития мелкой моторики рук,

• развития творческого и логического мышление, глазомера, точности, внимания,


3 . • воспитания потребность участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни; добросовестного отношения к труду.








Проект уроков по теме: Декоративная композиция из геометрических фигур в технике «Аппликация соломкой»

План урока №1 Истоки народного художественного промысла «Декоративная соломка». Аппликации соломкой.


Этап урока

Художественно-педагогическая деятельность учителя

Художественно-эстетическая деятельность учащихся

Предполагаемый результат

Слайды на презентации.

1. Эмоциональный настрой. Цель: введение в мир декоративных творений из злаковой соломки.






Создание тёплой, «солнечной» атмосферы через большое количество наглядного материала, оформляющего кабинет, а также через музыкальный ряд (звучит фонограмма «Шумы нивы»).

Рассказ о красоте и пользе нивы при показе презентации (с репродукциями живописи).

Восприятие детьми увиденных выставочных экспонатов

Прослушивание и визуальное восприятие через презентацию








Осознание и принятие детьми художественных образов.









Слайды 1, 2, 3, 4, 5.

2. Беседа о видах

работ из соломки.

Цель: формировать представление об использовании соломы в различных сферах деятельности человека.



3.Беседа, сообщающая о видах аппликаций из соломы, о разновидностях орнамента.

Цель: формировать изобразительные знания .


4. Эвристическая беседа о выборе варианта целесообразной деятельности.

Цель: ускорить решение проблемы (мотивировать к созданию соломенного декора подарочной упаковки самым приемлемым путём ).


5. Практическое задание.

Цель: выполнить заготовки для аппликации.








6. Анализ проделанной работы.

Цель: определение детьми положительных и отрицательных моментов в своей деятельности.





7. Домашнее задание.

Цель: воспользовавшись шаблонами и технологич. картами изготовить коробочку из картона или бархатной бумаги.


8. Итог урока.

Цель: оценка деятельности детей на уроке.

Опираясь на зрительный ряд, детям предоставляется возможность показать свои знания и с помощью наводящих вопросов выявить ту технику работы с соломой, которую они могли бы освоить быстрее других.


Детям предлагается выявить характерные визуальные особенности разных аппликаций.







Создание творческой атмосферы, способствующей решению проблемной ситуации.

Обсуждение идеи учителя по составлению композиции из геометрических элементов.







Объяснение технологических приёмов и способов работы с соломенными лентами. Обсуждение с детьми организации рабочего места и техники безопасности.

Ведение индивидуальной работы.


Акцентируется внимание на качестве заготовок, т. к. от этого будет зависеть качество будущего изделия. Предлагается ученикам ответить себе на вопросы:

а)Довольны ли вы своим трудом?

б)Что-то нужно исправить?



Учителем подробно разъясняется, как следует рационально организовывать свою работу при выполнении домашнего задания.






Учитель благодарит активных учеников за хорошую работу, подбадривает, намекая на то, что следующий урок все будут восхищены тем, что получат в результате работы к его концу. При этом обращается внимание ребят на то, что очень многое будет зависеть от их домашней подготовки.

Свободные высказывания и размышления детей

Просмотр слайдов презентации.









Дети отвечают на наводящие вопросы по композиции (обращают внимание на подсказку в презентации).

Наблюдения детей за практическим показом учителя.



Закрепление нового материала через рассуждения детей.














Самостоятельная работа детей.

Использование вспомогательного материала: раздаточного и схем-таблиц, технологических карт.


.




Самоанализ проделанной работы.












Дежурными раздаются персональные пакеты с раздаточным материалом.










Ребята настраиваются на творческий лад и ещё раз проверив комплектность сделанного на уроке, вовлекаются в свободную беседу по поводу увиденного и услышанного на уроке.

Проявление у детей желания создать какое-либо изделие из соломы.









Основные термины не единожды повторённые и показанные в словаре должны зафиксироваться в памяти.





Дети должны выбрать разновидность орнамента для будущей работы.













.Дети должны самостоятельно суметь воспользоваться предложенными пособиями и выполнить качественно элементы для аппликации.



Желающие выступить перед классом дети приветствуются за откровенность и находчивость.









Возникновение вопросов по изготовлению коробочки (с акцентом на оригинальность).







Ребята высказывают свои мнения о выставочных экспонатах, интересуются технологией изготовления.

Слайд 6, 7, 8











Слайды 9, 10










Слайд 11
















Слайд 12




План урока №2 Выполнение декоративной аппликации из геометрических

фигур в технике «Декоративная соломка».


Этап урока

Художественно-педагогическая деятельность учителя

Художественно-эстетическая деятельность учащихся

Предполагаемый результат

Слайды на презентации.

1. Эмоциональный настрой. Цель: через объяснение художественных свойств соломы, а также символический смысл её присутствия в рождественских торжествах подвести к идее создания соломенного дизайна уголка комнаты.



2.Повторение основ построения орнамента

Цель: выявление познаний художественной терминологии.

Транслируемый видеоролик «В поиске рождественских подарков» и «вступительное слово» учителя настраивают на осознание ребятами значимости предстоящего урока..











Работа на моделях и по схемам для повторения и закрепления таких понятий, как «орнамент»,

«фон», «мотив», «раппорт», «симметрия» и «асимметрия».

Прослушивание и визуальное восприятие через видеоряд, рождественское оформление кабинета, призывающее к творческому порыву













Два-три учащихся вызванные к демонстрационному столу, из моделей выкладывают примеры в соответствии с повторяемыми понятиями, другие подсказывают.

Вызвано желание сделать оригинальные атрибуты для проведения праздника














У учащихся в воображении должен появиться первый образ орнаментации коробки



















3. Беседа, сообщающая о целесообразности использования композиционных схем.

Цель: формировать умение обобщать, упрощать и наоборот представлять в схематичных изображениях орнаментальные композиции.


4.Мастер-класс.

Цель: способствовать развитию художественного вкуса и логического мышления








5.Работа творческой мастерской.

Цель: выполнить декор коробочек, предназначенных под подарки






























6. Анализ результатов

Цель: проанализировать свои успехи и неудачи в практической деятельности.











7. Рефлексия.

Цель: оценка значимости урока для детей.











8. Итог урока.

Цель: оценка деятельности детей на уроке.


Опираясь на зрительный ряд,

рассматриваются композиционные схемы. Фигуры в виде кругов, треугольников, прямоугольников — мотивы, вписанные в данные фигуры.









Наглядно, на моделях проводится демонстрация приемов составления орнаментов. При этом опорные этапы работы дублируются фрагментами на слайдах.







Учитель предлагает начать

творческую работу с поиска идей для оригинального орнамента, но при этом помнить главные правила:

1.Композиция орнамента должна поддерживать форму украшаемой поверхности.

2.Должен учитываться материал (блеск соломы и расположение волокон).

3.Учёт техники выполнения орнамента (при наклеивании должны оставаться просветы между фигурами, присутствовать сочетание крупных мотивов и мелких, использоваться больше разнообразных фигурок).

4.Соблюдение ритма и симметрии.

Ведётся индивидуальную работу с детьми.


Выполнив оформление коробочки, размещаем объекты своего труда под ёлочку или завязав декоративным шнуром вешаем на неё. (Помогая устанавливать коробки под ёлочку учитель незаметно раскладывает записки с новогодними пожеланиями : дети найдут позже, уходя домой).



Включается новогодняя мелодия, прожектор освещает направленным светом ёлку, и дети приглашаются для

созерцания своих работ и работ одноклассников







Украшающие ёлку игрушки говорят о сегодняшних успехах.


Анализ слайда презентации..

Методом сравнения дети определяют симметричные и

асимметричные образцы по предложенным для образца схемам










Учащиеся осваивают:

а) приёмы выполнения мотивов от центра,

б) приёмы построения радиального орнамента, в)Приёмы расположения мотивов и раппортов по диагонали,

г) приёмы размещения мотивов по форме прямоугольника,

д) приёмы составления угловых мотивов.



Для практической работы предложено несколько заданий. Учащиеся выбирают одно, которое считают для себя более интересным и с которым смогут справиться за оставшуюся часть урока.





























Дети отвечают на следующие вопросы :

- Зачем нам нужен был этот урок? -- Какие достижения у каждого из вас на этом уроке?

-Что было тебе интересно на уроке?

- Что было трудно?

-За что ты можешь себя похвалить?

-Какие способы составления композиции тебе понравились больше всего?



Перед детьми ставится коробка с ёлочными игрушками, выполненными из соломы. Ребята своим действием отвечают на вопрос: «Понравился ли сегодняшний урок?». Если «Да», то нужно выбрав любую игрушку разместить её на ёлке, а если «Нет» --то этого делать не нужно.


Дети находят в своих коробочках слова новогодних пожеланий


Перед детьми открывается ещё одна возможность ускорить процесс мысленного создания художественного образа для декора.










Научиться использовать в качестве вспомогательных принадлежностей: кальку, карандаш, геометрические фигуры, вырезанные из бумаги в клетку.







У ребят будут созревать собственные идеи, требующие для воплощения много времени, поэтому им сообщается. Что есть шанс для воплощения задуманного ещё и дома,


























Основная часть работы завершена

















Ожидается в большинстве положительный результат.











Дети пожелают, чтобы их работа была оценена

Слайд 13

















Слайд 14,15














Слайд 16






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Здвижкова Раиса Витальевна

Дата: 16.08.2014

Номер свидетельства: 112017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Методическая разработка «Декоративная композиция из геометрических фигур в технике «Аппликация соломкой», "
    ["seo_title"] => string(121) "mietodichieskaia-razrabotka-diekorativnaia-kompozitsiia-iz-ghieomietrichieskikh-fighur-v-tiekhnikie-applikatsiia-solomkoi"
    ["file_id"] => string(6) "112009"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408162265"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства