Методическая разработка из серии последовательных уроков ИЗО по теме "Натюрморт" для 5-х классов
Методическая разработка из серии последовательных уроков ИЗО по теме "Натюрморт" для 5-х классов
Второй урок из серии методических разработок, предназначен для учащихся 5-х классов. Для развития наблюдательности и зрительной памяти при изображении тематического натюрморта. Продолжить знакомство учащихся с мнообразием форм, изображения мира вещей в истории искусств, расширять знания учащихся о жанре натюрморт, учить выражать в натюрморте своё настроение и пережавания с помощью цвета и ритма цветовых пятен. Воспитывать умение наблюдать и запоминать увиденное, художетсвенный вкус и эстетическое цветовое ощущение, использую при этом различные художетсвенные средства: восковые мелки, свечу, пастель, акварель, гуашь и другие материалы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка из серии последовательных уроков ИЗО по теме "Натюрморт" для 5-х классов »
2 урок
Тема урока: Тематический натюрморт
Цель урока:
Продолжить знакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусств; расширять знания учащихся о жанре натюрморт; учить выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен; воспитывать умение наблюдать и запоминать увиденное, художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение, восковые мелки, свеча, лист бумаги.
Оборудование для учителя: репродукционный материал: натюрморты Шардена «Атрибуты науки и искусства», П.Сезанна (см.прил.), образцы педагогического рисунка натюрморты, в разных техниках (см.прил.),
Оборудование для учащихся: акварель, стакан, палитра, кисти, карандаши, ластик, салфетка, восковые мелки или свеча.
Натурная постановка: кувшин стеклянный с крупными сухими листьями, зелёное яблоко, персик и драпировка.
План урока:
1.Организационный момент. (1мин.)
Приветствие;
Подготовка учащихся к уроку. Смачивание красок.
Сообщение темы урока.
2.Изучение нового материала (10мин.):
-Беседа о жанре натюрморт.
3.Постановка художественной задачи(5мин.):
4.Практическое задание (23мин.):
5.Подведение итогов урока(5мин.).
Выставление оценок
Выставление работ учащихся
6.Домашнее задание (1мин.)
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, смачивание красок.
1.Приветствие (1мин.)
Учитель. Предлагаю вам послушать стихотворение:
-Художник! Смотрите, художник!
Пришёл и сидит на пеньке.
При нём голенастый треножник
И кисточка в правой руке.
За ним – гаражи и постройки.
А прямо – огромный закат,
Два стройных жирафа на стройке,
Как чёрные тени стоят.
-Художник! Смотрите, художник!
Сидит посреди пустыря…
Зачем-то сорвал подорожник,
Задумался – видно не зря!
М.Бородицкая
-Сообщение темы урока.
О чём это стихотворение? (ответы учащихся)
Кто-то сказал, что оно о постройках и гаражах, о подъемных кранах. Пожалуй, с этим нельзя не согласиться. Но мне больше всего понравился ответ: «Там красивый закат». Значит, есть своё уникальное мировоззрение.
2.Изучение нового материала:
Беседа с просмотром иллюстративного материала.
Сегодня мы продолжим наши рассуждения об умении видеть прекрасное в обыденном, о правде жизни, об удивительном рядом. Художники заметили очень давно, как красноречивы могут быть отдельные вещи. Например, это может быть стоптанные ботики, старый зонт, потрёпанная перечитанная книга и т.д.. Предельно точно натюрморт выражается в голландском и немецком языках. Там его классифицируют как stilleven т.е.“тихая жизнь”. Действительно, натюрморт – тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Родина современного натюрморта- пытливая и любознательная Голландия, старательно заботящаяся об уюте своих домов.
Учитель обращает внимание учащихся на репродукцию картин Шардена «Атрибуты науки и искусства» образцы педагогического рисунка
Учитель: А вы знаете, сколько видов натюрмортов существует? Нет?!
Давай перечислим все виды натюрмортов:
-натюрморт тематический (из предметов художника или предметов строительных, либо кухонная утварь и т.д.)
-Голландский (тема завтраков, цветы и фрукты, охотничьи снасти, дичь);
-натюрморт из бытовых предметов;
-растительный натюрморт; (цветы, листья)
-натюрморт в интерьере;
-натюрморт в пейзаже;
-стилизованный натюрморт;
Анализ художественных произведений.
В натюрморте художник ведёт с нами доверительную беседу, а может быть он заставляет нас задуматься над смыслом. Обратите внимание на натюрморты замечательного французского художника Жан Батист Симеона Шардена «Атрибуты науки и искусства».
-Посмотрите, какие предметы изображены на этом натюрморте? (ответы учащихся)
-Каким вы представляете себе автора этой картины? (ответы учащихся)
Не смотря на то, что на этих картинах не изображён человек, зритель чувствует его постоянное присутствие. Чтобы не изображал Шарден в своих работах, музыкальные инструменты или глиняную кружку и несколько луковиц, чувствуется, что он привык ценить эти вещи не для любования глаза, но для удобства и украшения человеческой жизни.
А теперь рассмотрим репродукции великого французского живописца Поля Сезанна(1839-1906). «Персики и груши» (1888-1890), Посмотрите- вещи, самые что ни на есть простые –белый глиняный кувшин, пивная кружка, персик, яблоко – становятся настолько значительными, осязаемыми, цельность и ясность взгляда на мир, звучность и плотность красок, реальность бытия всего написанного.
Задача художника в области натюрморта не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, через них и к окружающему миру вообще.
-какое название вы бы дали им? Ответы учащихся.
-что бы вы сказали об этой картине?
-каким настроением навеян этот рисунок?
Сегодня наш урок посвящён теме натюрморта и у нас будет необычный урок.
3.Постановка художественной задачи:
Перед началом работы учитель продемонстрирует работу, выполненную в этой технике.
Учитель предлагает игру «Сравнение».
-Сейчас ребята ваша задача нарисовать стоящий перед вами натюрморт под названием «Осенний» состоящий: из вазы с веткой и листвой, груши и драпировка.
Для этого вам необходимо:
-запомнить количество предметов, их форму и цвет, подключаем наблюдательность и зрительную память.
-выполнить натюрморт по памяти в смешанной технике (показать образец) так как сам натюрморт, будет накрыт тканью.
В конце урока, когда работы будут готовы, учитель уберёт ткань с натюрморта и вы сможете сравнить свою работу с натурной постановкой. В результате сравнения вы проверите, что у вас получилось, насколько хорошо развита ваша наблюдательность и зрительная память. Сможете ли вы передать то же настроение вашего натюрморта в цвете, но только по памяти. Наш урок-игра так и называется «Сравнение». Все ваши работы попадут на выставку.
Инструкция к выполнению работы.
У вас с собой есть восковые мелки или свеча, они помогут вам передать ваше настроение на бумаге.
-делаете набросок, после того как закончите работу карандашом;
-только потом приступите к работе касками, там, где на бумаге побывал восковый мел, краска не покроет бумагу, получится очень интересный эффект.
-Приступайте к выполнению задания, я думаю у вас всё получиться.
4.Практическая часть урока.
Работа над натюрмортом с использованием восковых мелков (можно свечу) и акварели.
-во время работы делать целевые обходы:
-контроль организации рабочего места.
-оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
-контроль объёма и качества выполнения работы.
5. Подведение итого урока.
-Выставление оценок
Заключительное слово учителя
Сегодня на уроке вы освоили новую технику работы над натюрмортом?
Работали над наблюдательностью и зрительной памятью, а как вы думаете:
-Чем рисование с натуры отличается от рисования по памяти?
-Какими навыками должен обладать художник, чтобы рисовать с натуры? Серьёзные задачи стояли перед вами, но вы справились с ними, решив правильно вопросы компоновки предметов натюрморта, его композиции, и задачи выбора техники. Но кроме этого, каждая из ваших работ рассказывает о вашем эмоциональном состоянии в этот день. Спасибо ребята!
-Приступайте к сравнению своих работ.
-Выставление всех работ учащихся.
5.Домашнее задание составить самим натюрморт и нарисовать 2-3 предмета, например (тапочки или ботинки на коврике, старый чайник и т.д.). На следующий урок. Принести альбом, карандаш, гуашь, стаканчик, салфетку, кисти.