kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка из серии последовательных уроков ИЗО по теме "Натюрморт" для 5-х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Второй урок из серии методических разработок, предназначен для учащихся 5-х классов. Для развития наблюдательности и зрительной памяти при изображении тематического натюрморта. Продолжить знакомство учащихся с мнообразием форм, изображения мира вещей в истории искусств, расширять знания учащихся о жанре натюрморт, учить выражать в натюрморте своё настроение и пережавания с помощью цвета и ритма цветовых пятен. Воспитывать умение наблюдать и запоминать увиденное, художетсвенный вкус и эстетическое цветовое ощущение, использую при этом различные художетсвенные средства: восковые мелки, свечу, пастель, акварель, гуашь и другие материалы.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка из серии последовательных уроков ИЗО по теме "Натюрморт" для 5-х классов »

2 урок


Тема урока: Тематический натюрморт

Цель урока:

Продолжить знакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусств; расширять знания учащихся о жанре натюрморт; учить выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен; воспитывать умение наблюдать и запоминать увиденное, художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение, восковые мелки, свеча, лист бумаги.

Оборудование для учителя: репродукционный материал: натюрморты Шардена «Атрибуты науки и искусства», П.Сезанна (см.прил.), образцы педагогического рисунка натюрморты, в разных техниках (см.прил.),

Оборудование для учащихся: акварель, стакан, палитра, кисти, карандаши, ластик, салфетка, восковые мелки или свеча.

Натурная постановка: кувшин стеклянный с крупными сухими листьями, зелёное яблоко, персик и драпировка.

План урока:

1.Организационный момент. (1мин.)

Приветствие;

Подготовка учащихся к уроку. Смачивание красок.

Сообщение темы урока.

2.Изучение нового материала (10мин.):

-Беседа о жанре натюрморт.

3.Постановка художественной задачи(5мин.):

4.Практическое задание (23мин.):

5.Подведение итогов урока(5мин.).

Выставление оценок

Выставление работ учащихся

6.Домашнее задание (1мин.)


Ход урока:

1.Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, смачивание красок.

1.Приветствие (1мин.)


Учитель. Предлагаю вам послушать стихотворение:


-Художник! Смотрите, художник!

Пришёл и сидит на пеньке.

При нём голенастый треножник

И кисточка в правой руке.

За ним – гаражи и постройки.

А прямо – огромный закат,

Два стройных жирафа на стройке,


Как чёрные тени стоят.

-Художник! Смотрите, художник!

Сидит посреди пустыря…

Зачем-то сорвал подорожник,

Задумался – видно не зря!

М.Бородицкая

-Сообщение темы урока.

О чём это стихотворение? (ответы учащихся)

Кто-то сказал, что оно о постройках и гаражах, о подъемных кранах. Пожалуй, с этим нельзя не согласиться. Но мне больше всего понравился ответ: «Там красивый закат». Значит, есть своё уникальное мировоззрение.

2.Изучение нового материала:

Беседа с просмотром иллюстративного материала.

Сегодня мы продолжим наши рассуждения об умении видеть прекрасное в обыденном, о правде жизни, об удивительном рядом. Художники заметили очень давно, как красноречивы могут быть отдельные вещи. Например, это может быть стоптанные ботики, старый зонт, потрёпанная перечитанная книга и т.д.. Предельно точно натюрморт выражается в голландском и немецком языках. Там его классифицируют как stilleven т.е.“тихая жизнь”. Действительно, натюрморт – тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Родина современного натюрморта- пытливая и любознательная Голландия, старательно заботящаяся об уюте своих домов.

Учитель обращает внимание учащихся на репродукцию картин Шардена «Атрибуты науки и искусства» образцы педагогического рисунка

Учитель: А вы знаете, сколько видов натюрмортов существует? Нет?!

Давай перечислим все виды натюрмортов:

-натюрморт тематический (из предметов художника или предметов строительных, либо кухонная утварь и т.д.)

-Голландский (тема завтраков, цветы и фрукты, охотничьи снасти, дичь);

-натюрморт из бытовых предметов;

-растительный натюрморт; (цветы, листья)

-натюрморт в интерьере;

-натюрморт в пейзаже;

-стилизованный натюрморт;

Анализ художественных произведений.

В натюрморте художник ведёт с нами доверительную беседу, а может быть он заставляет нас задуматься над смыслом. Обратите внимание на натюрморты замечательного французского художника Жан Батист Симеона Шардена «Атрибуты науки и искусства».

-Посмотрите, какие предметы изображены на этом натюрморте? (ответы учащихся)

-Каким вы представляете себе автора этой картины? (ответы учащихся)

Не смотря на то, что на этих картинах не изображён человек, зритель чувствует его постоянное присутствие. Чтобы не изображал Шарден в своих работах, музыкальные инструменты или глиняную кружку и несколько луковиц, чувствуется, что он привык ценить эти вещи не для любования глаза, но для удобства и украшения человеческой жизни.

А теперь рассмотрим репродукции великого французского живописца Поля Сезанна(1839-1906). «Персики и груши» (1888-1890), Посмотрите- вещи, самые что ни на есть простые –белый глиняный кувшин, пивная кружка, персик, яблоко – становятся настолько значительными, осязаемыми, цельность и ясность взгляда на мир, звучность и плотность красок, реальность бытия всего написанного.

Задача художника в области натюрморта не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, через них и к окружающему миру вообще.

-какое название вы бы дали им? Ответы учащихся.

-что бы вы сказали об этой картине?

-каким настроением навеян этот рисунок?

Сегодня наш урок посвящён теме натюрморта и у нас будет необычный урок.


3.Постановка художественной задачи:

Перед началом работы учитель продемонстрирует работу, выполненную в этой технике.

Учитель предлагает игру «Сравнение».

-Сейчас ребята ваша задача нарисовать стоящий перед вами натюрморт под названием «Осенний» состоящий: из вазы с веткой и листвой, груши и драпировка.

Для этого вам необходимо:

-запомнить количество предметов, их форму и цвет, подключаем наблюдательность и зрительную память.

-выполнить натюрморт по памяти в смешанной технике (показать образец) так как сам натюрморт, будет накрыт тканью.

В конце урока, когда работы будут готовы, учитель уберёт ткань с натюрморта и вы сможете сравнить свою работу с натурной постановкой. В результате сравнения вы проверите, что у вас получилось, насколько хорошо развита ваша наблюдательность и зрительная память. Сможете ли вы передать то же настроение вашего натюрморта в цвете, но только по памяти. Наш урок-игра так и называется «Сравнение». Все ваши работы попадут на выставку.

Инструкция к выполнению работы.

У вас с собой есть восковые мелки или свеча, они помогут вам передать ваше настроение на бумаге.

-делаете набросок, после того как закончите работу карандашом;

-по контуру карандаша аккуратно проводите восковым мелками или свечёй; (учитель демонстрирует)

-только потом приступите к работе касками, там, где на бумаге побывал восковый мел, краска не покроет бумагу, получится очень интересный эффект.

-Приступайте к выполнению задания, я думаю у вас всё получиться.

4.Практическая часть урока.

Работа над натюрмортом с использованием восковых мелков (можно свечу) и акварели.

-во время работы делать целевые обходы:

-контроль организации рабочего места.

-оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

-контроль объёма и качества выполнения работы.

5. Подведение итого урока.

-Выставление оценок

Заключительное слово учителя

Сегодня на уроке вы освоили новую технику работы над натюрмортом?

Работали над наблюдательностью и зрительной памятью, а как вы думаете:

-Чем рисование с натуры отличается от рисования по памяти?

-Какими навыками должен обладать художник, чтобы рисовать с натуры? Серьёзные задачи стояли перед вами, но вы справились с ними, решив правильно вопросы компоновки предметов натюрморта, его композиции, и задачи выбора техники. Но кроме этого, каждая из ваших работ рассказывает о вашем эмоциональном состоянии в этот день. Спасибо ребята!

-Приступайте к сравнению своих работ.

-Выставление всех работ учащихся.

5.Домашнее задание составить самим натюрморт и нарисовать 2-3 предмета, например (тапочки или ботинки на коврике, старый чайник и т.д.). На следующий урок. Принести альбом, карандаш, гуашь, стаканчик, салфетку, кисти.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Голубь Юлия Валентиновна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174512


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства