МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК изобразительного искусства 3 КЛАСС по УМК «Начальная школа 21 века» ТЕМА «Орнамент в одежде народов России»
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК изобразительного искусства 3 КЛАСС по УМК «Начальная школа 21 века» ТЕМА «Орнамент в одежде народов России»
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК
изобразительного искусства
3 КЛАСС по УМК «Начальная школа21 века»
ТЕМА «Орнамент в одежде народов России»
Цель урока: совершенствовать умение составлять орнамент и использовать его в украшении одежды.
Планируемые результаты:
Личностные:
Интерес к предмету.
позитивное отношение к результатам обучения на уроке
Метапредметные:
Регулятивные умения:
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности
выполнять учебное действие в соответствии с планом.
выполнять взаимопроверку, осуществлять взаимооценку, взаимопомощь и корректировку учебного задания.
Оценивать результата собственной деятельности
Познавательные умения:
Умение устанавливать закономерность в изображении орнамента.
Сравнивать орнаменты с учётом национальных особенностей
Коммуникативные умения:
адекватно использовать речевые средства для представления результата.
договариваться и приходить к общему решению при работе в группе.
формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога
Предметные:
Рисовать орнаменты различных видов.
Строить ритмическую схему к орнаменту.
Владеть приёмами изображения.
Фундаментальный объект: ритм(деятельностная единица содержания образования – моделирование)
Продукт: эскиз одежды с орнаментом
Оборудование для учителя: ноутбук, проектор, образцы схем орнаментов, презентация с образцами орнаментов и одежды народов России, украшенной орнаментом.
Оборудование для детей: шаблоны костюмов, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластик.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК изобразительного искусства 3 КЛАСС по УМК «Начальная школа 21 века» ТЕМА «Орнамент в одежде народов России» »
Волкова
Галина Владимировна
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК
изобразительного искусства
3 КЛАСС по УМК «Начальная школа21 века»
ТЕМА «Орнамент в одежде народов России»
Цель урока: совершенствовать умение составлять орнамент и использовать его в украшении одежды.
Планируемые результаты:
Личностные:
Интерес к предмету.
позитивное отношение к результатам обучения на уроке
Метапредметные:
Регулятивные умения:
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности
выполнять учебное действие в соответствии с планом.
выполнять взаимопроверку, осуществлять взаимооценку, взаимопомощь и корректировку учебного задания.
Оценивать результата собственной деятельности
Познавательные умения:
Умение устанавливать закономерность в изображении орнамента.
Сравнивать орнаменты с учётом национальных особенностей
Коммуникативные умения:
адекватно использовать речевые средства для представления результата.
договариваться и приходить к общему решению при работе в группе.
формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога
Предметные:
Рисовать орнаменты различных видов.
Строить ритмическую схему к орнаменту.
Владеть приёмами изображения.
Фундаментальный объект: ритм (деятельностная единица содержания образования – моделирование)
Продукт: эскиз одежды с орнаментом
Оборудование для учителя: ноутбук, проектор, образцы схем орнаментов, презентация с образцами орнаментов и одежды народов России, украшенной орнаментом.
Оборудование для детей: шаблоны костюмов, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластик.
План урока:
1. Организационная часть .
2. Актуализация знаний и цели урока .
3. Организационно – деятельностный этап.
4. Работа с информацией (презентацией) .
5.Анализ моделей образцов.
6. Определение деятельности учащихся.
4. Изготовление изделий .
5. Анализ работ (выделить лучшие работы, указать на ошибки).
- Здравствуйте, ребята! Очень рада всех вас сегодня видеть. Скажите, ребята, что вы ждете сегодня от урока? Каким вы хотите, чтоб он был? (интересным, веселым, увлекательным и нескучным).
- Мы с вами постараемся, чтобы ожидания наши оправдались, и урок получился интересным и увлекательным!
1.2.Актуализация знаний.
Педагог:
- Ребята, прочитайте стихотворение:
Живут в России разные
Народы с давних пор
Одним – тайга по вкусу,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску любит,
Другой надел халат.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
- О чём говорится в стихотворении?
Правильно, о том, что в России живёт очень много разных народов и у каждого из них есть свой язык, своя культура, свой наряд.
II.ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП
2.1.Работа с информацией (презентацией«Костюмы народов России»)
- Давайте посмотрим на некоторые костюмы народов нашей страны
(слайды 2 – 6)
- Чем они различаются? (рисунком, орнаментом)
- Почему мы можем сказать, что на костюмах рисунки выполнены в форме орнамента? (идёт чередование разных элементов)
Слайд 7.
- Из чего состоит орнамент?
Ответы детей: Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся рисунков.
- А какое основное назначение орнамента? (украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму)
Но с чего начинался орнамент?
Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц. Узоры на одежде должны были способствовать укреплению здоровья, духа человека, его защите.
- Давайте рассмотрим, какие узоры повторяются на костюмах у разных народов (слайды 2 – 6)
Учитель: У каждого орнамента есть свой мотив. Мотив – это художественные элементы, которые повторяются в рисунке.
- Какие элементы повторяются на рисунках?
- В некоторых узорах есть части растений, поэтому они называются орнаментами с растительным мотивом. – В некоторых узорах повторяются животные, поэтому они называются орнаментами с животным мотивом. А ещё видим орнамент, образованный из символов и эмблем и орнамент смешанного типа.
2.2.Совместное открытие новых знаний.
Работа с метапредметным понятием «Ритм»
Из чего состоят узоры на рисунке? (слайд 8-10)
- Как они расположены? (В определенном порядке)
- Как можно назвать такой порядок в изображении? (Узор)
- Как можно расположить узор? (в полосе и в круге)
(слайд 11 -12)
- Повтор узора в орнаменте ещё называется ритмом.
(слайд 13)
- А где в жизни мы можем встретить ритм? (слайд 14 -15)
Многие явления природы — смена дня и ночи, биение сердца, чередование листьев на растениях и т.д. — происходят ритмически. играм, танцам. Ярко выражен ритм в архитектуре, поэзии, музыке, пении — во всех видах искусства.
- Приведите образец ритма в поэзии (стих, рифма)
2.3.Физкультминутка (звучит 1 часть П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»)
Я иду и ты идешь
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
- Что заметили в этой музыке?
(Прозвучал ритм марша).
2.4. Определение деятельности урока
– А как вы думаете, что мы будем делать с вами на уроке? Сегодня и нам предстоит составить орнамент и на своём шаблоне костюма.
2.5. Творческая работа
- Представьте ребята, что вы мастера по украшению одежды. Вам предстоит создать свой неповторимый орнамент для своего платья или рубашки, применяя в работе, те виды орнамента, с которыми мы сегодня с вами познакомились.
- Для этого предлагаю разделиться вам на 4 группы.
Первой группе изобразить растительный орнамент, второй группе изобразить геометрический орнамент, третьей группе изобразить животный орнамент, используя элементы животного мира, а 4 группе - орнамент смешанного типа.
- Давайте ещё раз внимательно рассмотрим узоры орнамента в каждом костюме. (слайд 16 -20)
Несложно орнаменты нарисовать: Берёшь элементы, рисуешь их в ряд. И вот уже виден орнамент в рисунке, И вот уже звёздочки ярко горят. А также листочки и линии можно, И птиц, и зверюшек... Поверьте, друзья! Придумать орнаменты вовсе несложно, И лишь без фантазии в этом деле нельзя!
На партах у детей шаблоны национальных костюмов.
- Сегодня вы будете работать в группах, поэтому сначала давайте вспомним правила работы в группах:
1. Работай дружно. Не ссорься. 2. Советуйся с другом. 3. Умей договариваться. 4. Помогай другу.
(Каждый ученик в группе украшает орнаментом свой шаблон. Девочки получают шаблон платья, а мальчики –шаблон рубахи)
Дети выполняют задание.
2.6. Анализ работы
Затем командиры групп собираются, показывают работы.
III.РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП.
-Оцените свои модели (выделить лучшие работы, указать на ошибки)