kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Мегалиты-первые памятники архитектуры на Земле»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все мы дети нашей планеты. Она не отпускает, силой тяжести властно притягивает к себе всё сущее на земле. И если человек стал человеком, то во многом потому, что сумел по – своему противостоять этой силе – распрямиться, встать на две конечности, освободить две другие для борьбы и труда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Мегалиты-первые памятники архитектуры на Земле»»


План конспект урока кубановедения.

Учитель: Левченко Елена Александровна

Класс: 4

Тема интегрированного урока: «Мегалиты-первые памятники архитектуры на Земле»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с первыми архитектурными памятниками, в том числе на территории Кубани, выражающими мировоззрение, духовные и этнические потребности древнего человека;

- сформировать представление о месте и роли памятников мегалитического периода в искусстве и истории Кубани.

- помочь учащимся осознать, что сегодня пришло время сохранить и изучать памятники мегалитического периода, ставшие неотъемлемой частью культурно-исторического ландшафта Кубани.

- дать представление о зачатках развития архитектуры на земле.

Задачи: познакомить учащихся с дольменами, гипотезами об их происхождении, видами и их конструкцией;

  • развивать у школьников умения критически анализировать информацию, способности ее систематизировать, оценивать и использовать;

- воспитание гордости за историю родного края.

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;

  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • освоение умения различать виды дольменов по типу строений, усвоение цели строительства дольменов.

  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

принимать на себя ответственность за результат своих действий;наблюдать за действиями партнера, корректировать.

Художественно – творческие задачи:

- формирование навыка владения формообразованием;

- воссоздание по имеющимся данным макет дольмена

- композиционное расположение отдельных частей и готового макета на предметной плоскости и в объеме.

Задание:

1. Изучение истории возникновения древнего мегалитического памятника.

2. Знакомство с различными видами дольменов.

3. Создание инстоляции из подручного материала, образа любого типа дольмена(камни, коробки, бруски, пластилин, картон). Вписывание макета памятника древней архитектуры в смоделированный ландшафт из природного материала, мятой бумаги, мха,камней и др.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, эвристический, стимулирующий, практический.

Основные понятия: менгир, дольмен, кромлех, мегалит, плиточный, составной, дольмен-монолит, корытообразный, испун – дом карликов.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение, история.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа

Авторские комментарии: данный урок разработан с использованием системно- деятельностного подхода.
В процессе проведения урока используются интернет-ресурсы и презентация к уроку.
На уроке применяется как индивидуальная, так и групповая работа. Предусмотрена индивидуальная подготовка нескольких учащихся к уроку. Дети готовят дополнительные сведения, подбирают к уроку рисунки и фотографии. Решаются экологические задачи. На уроке проводится большая работа по обогащению словаря учащихся, используется толковый словарь. Применяются информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие технологии.

ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Организационный момент



























Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.

























Постановка учебной задачи
























Изучение нового материала













































































Работа с картой на партах






























Физкультурная минутка «Строительство дольмена»
























































































































































































Реализация построенного проекта

Обобщение новых знаний

Рефлексия деятельности

Все мы дети нашей планеты. Она не отпускает, силой тяжести властно притягивает к себе всё сущее на земле. И если человек стал человеком, то во многом потому, что сумел по – своему противостоять этой силе – распрямиться, встать на две конечности, освободить две другие для борьбы и труда.

- Ребята с какой линии мы с вами начинаем рисовать схему человека, а животное.


- Этот, факт свидетельствует, что сознание людей древности начинается с вертикали. С великой силы преодоление тяжести, которая сделала его прямоходящим. Она позволила ему поднять взгляд от земли и пытливо устремить его в небо. Которая позволила ему оторваться от земли и сегодня ведет его к звездам.

С вертикали, символизирующей изначально присущую человеку силу противоборства с земным притяжением, начинает свою подлинную историю архитектура.

-Что такое архитектура?



- Ребята, посмотрите какое архитектурное изображение вы здесь видите?

Действительно- это древнейшее из дошедших до нас монументальные сооружения относящееся к каменному веку – называется мегалитическим.

- Переведите слово с греческого.

-Какие виды мегалитических сооружений вам известны?

-Что вам известно о этих уникальных памятниках культовой архитектуры?

Можно только догадываться о том, какого титанического труда стоила древним транспортировка и установка мегалита и какое колоссальное воздействие оказывало на них это сооружение.

-Это первый монументальный символ, с помощью которого человек утвердил себя на земле – каменная вертикаль. Менгир.

Человечество развивалось, сооружения усложнялись. И уже устанавливали не один, а два вертикальных камня, на которые уложили третий, горизонтально лежащий камень.

Изучая историю Кубани мы знакомились с этими сооружениями.

Так появились дольмены. Тяжесть поднятая над землей. Еще далеко до современных зданий, но именно тогда начался путь разделения элементов сооружения на несущие и несомые опоры и перекрытия. Благодаря этому мы с вами находимся внутри здания. Постепенно конструкция дольмена усложнялась, вертикальных опор становилось больше. Появились самые сложные из всех типов мегалитических сооружений – кромлех. Назначение кромлехов и дольменов пока для человечества тайна.

-Разве не удивительно, что все безграничное многообразие форм мировой архитектуры, включая и самые современные достижения, всего лишь на разные лады воспроизводят эти извечные начала, заложенные еще безымянными зодчими каменного века.

Для археологов и историков, изучающих прошлое нашей Родины, Прикубанье и Черноморское побережье Краснодарского края занимают особое место среди регионов России. Только здесь земля хранит свидетельства былой жизни народов и культур от каменного века до позднего средневековья в неповторимом сочетании и разнообразии. По обеим сторонам Кавказского хребта на горных отрогах и склонах еще можно встретить удивительные мегалитические сооружения — дольмены.

-Кто-нибудь из вас видел дольмен? Поделитесь своими впечатлениями с классом.

-Вокруг дольменов издавна плодились самые разнообразные вымыслы и легенды. Чем больше изучаются эти сооружения, тем больше возникает домыслов о их назначении.

Итак, мы сегодня на уроке поговорим о дольменах! Но мы будем разговаривать не просто как ученики, а как исследователи. Представьте, что мы с вами находимся в исследовательской лаборатории и нам необходимо найти ответ на ряд вопросов:  Откуда дольмены произошли? Где расположены? Какие они бывают? И наконец, сложно ли их было делать?

Приступим к нашим исследованиям? И у меня к вам вопрос: Кто, когда, для чего строил эти циклопические хатки (поднять такую плиту и сейчас можно лишь специальным краном)? Как вырубались огромные, плоские, ровные, как поверхность стола, каменные плиты, как они транспортировались, с помощью какой техники сооружались?

Увы! Никто на эти вопросы не оставил ответа. Лишь мифы повествуют фантастические истории.

Представьте себе “домик” 1,5-2 метра высотой из пяти огромных, чудом вырубленных из скал плит (иногда до нескольких десятков тонн весом). В центре одной из них – портальной – будто огромным сверлом высверлено большое отверстие до 40 см в диаметре. Как правило, дольмены обращены своим порталом к солнцу, что может свидетельствовать о поклонении их строителей этому светилу.

Археоглогическая культура древних людей бронзового века, строителей дольменов, получила название дольменной,  которая просуществовала 1200 лет. К периоду расцвета дольменной культуры относятся огромные скопления дольменов у станиц Даховской, Новосвободной, Баговской, пос. Каменномостского. Для постройки даже одного дольмена требовались усилия множества людей, ведь только крыша его может весить до 20 тонн. При этом огромные каменные плиты имеют правильную форму и аккуратно отесаны. Естественно, что стройка начиналась с подготовки единственного строительного материала – камня.

Древние строители дольменов были большими мастерами своего дела, умевшими скупыми средствами, иногда только пятью камнями, создавать архитектурно продуманные сооружения, в которых мы увидим и мощь, и грандиозность, и молчаливую суровость. Но вход в это сооружение был таков, что пролезть во внутрь “помещения” мог лишь ребёнок или лилипут. Это породило огромное количество легенд.

Представьте что вы древние строители. Давайте выберем место под строительство дольмена (покрутили головой влево и вправо). Разминаем ручки для работы (руки в замке поднимаем вверх и тянемся). Берём первую плиту (наклоняемся, опускаем руки вниз), притопываем плиту ногами. Теперь берём плиту у соседа с лева и справа, устанавливаем их (повороты туловища влево и право с вытянутыми руками). Понравился дольмен? (Кивки головой). Молодцы. Присаживайтесь.

- Известны четыре типа дольменов:

а) плиточный - обычный, самый распространенный тип: стены, перекрытия, а иногда и пол дольмена пред­ставляют собой отдельные плиты;

б) составные дольмены - с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит и камней;

в) корытообразные сооружения, то есть выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой;

г) дольмены-монолиты полностью, вместе с крышей, высечены в скале.






















































































В прошлом году мы с ребятами изготовили вот такой макет долины дольменов (показ). Нравится ли вы их работа? Хотелось бы взять на память часть этих сооружений?

- Разрешаю взять!

- Посмотрите, а теперь нравится ли вам то, что получилось?

У дольменов много врагов. Первый – это беспощадное время. Дожди и мороз разрушают хрупкий песчаник, стирая бесценные орнаменты, некогда украшавшие стены гробниц. Еще один недруг – деревья, чьи корни буквально разрывают полы и стены усыпальниц. Но главная беда всё же человеческое невежество. К сожалению, у дольменов есть враги это время, природа и человек. Многие дольмены на территории Кубани были разрушены, превращены в строительный материал, стали предметом наживы – многие из них демонтируются, становятся частной собственностью. Но ведь дольменам нет аналогов! Они уникальны для изучения, проверки многих гипотез и догадок. Но и сегодня дольмены часто становятся жертвой невежества и бескультурья: их ломают из любопытства, покрывают надписями, коптят дымом кострищ, разбирают на камень, используют эти драгоценные памятники старины в качестве силомеров, разрушая их бесцельными ударами, разрушаются кладоискателями .

Сохранение дольменов, памятников мирового класса – это вопрос культуры, национального достояния, совести и общественного мнения. Человек третьего тысячелетия должен стать на более высокую ступень своего развития, опираясь на опыт прошлого, уважать  культурные традиции ушедших поколений, сохранять память предков. Постарайтесь при посещении дольменов относиться к этим памятникам истории и культуры с должным уважением. Не разрушать, а восстанавливать памятники истории и культуры, ведь без прошлого нет настоящего, не будет и будущего.

Сегодня я предлагаю вам создать долину дольменов. Для этого давайте вспомним, какие виды дольменов вам стали известны?

Что между ними общего?

Для создания инстоляции долина дольменов вы можете использовать любой подручный материал, который приготовили к этому уроку.


Алгоритм работы в парах:

  1. Распределите обязанности: один – собирает, а другой – раскрашивает.

  2. Соберите дольмен из пластилина или картона.

  3. Раскрасьте основание дольмена по соответствующий фон (горы, лес, трава и т.д.)

  4. Установите дольмен на основании.

  5. Подпишите вашу работу.


Организация выставки готовых работ, обсуждение, где каждый может выступить, защитить свою работу, дать пояснение.

  1. Что такое дольмен?

  2. Откуда произошли дольмены?

  3. Где расположены дольмены?

  4. Какие типы дольменов существуют?

  1. Что было интересного на уроке?

  2. Что было трудного на уроке?

  3. Чему вы обучились на уроке?

  4. Что было главное на уроке?

IV. Домашнее задание: составить рассказ о создании дольменов.


Готовятся к работе










С вертикальной.


С горизонтальной.

Учащиеся анализируют свои знания.

Примитивные художники доисторических народов, изображая человека, всегда начинали с вертикальной палочки, к которой пририсовывали шарик головы и короткие черточки рук и ног.






Предположения детей.

Пытаются решить проблему.








Мега-большой

Литос-камень



-Менгиры, дольмены, кромлехи.


Рассуждения детей.






Информационная справка ученика.

Самое простое из мегалитических сооружений – менгир – большеразмерный, грубо обработанный камень, вертикально установленный на поверхности земли.




Информационная справка ученика.

Дольмены — уникальные археологические памятники мирового значе­ния эпохи бронзы. Возраст их колеблется в промежутке 4—4,5 тыс. лет. В переводе с английского дольмен означает "каменный стол".




Информационная справка ученика.

Кромлех - огромные камни – менгиры, установленные на большой площадке концентрическими кругами, вокруг жертвенного камня.

Самый знаменитый из кромлехов находится в Стоунхендже в Англии.






















Сообщения детей.




























































-Ученые археологи установили, что на самом деле это были погребальные сооружения древних людей-наземные склепы, в которых хоронили по нескольку покойников, скорее всего членов одной кровнородственной группы.









































Учащиеся под руководством  учителя отмечают месторасположение дольменов в своих картах.

























Заранее подготовленное сообщение ученика:

Адыгская легенда о происхождении дольменов.

По адыгским преданиям, в давние времена жили в горах племена карликов и великанов. Физически слабые карлики не в состоянии были само­стоятельно построить себе дома, чтобы укрыться в них от непогоды. Глядя на их бесприютную жизнь, великаны решили сжалиться над ними и построить дома. Согласно этой легенде, великаны были настоль­ко сильны, что любой из них без особых усилий мог выломать каменную плиту в горах и, взвалив ее на плечи, отнести к месту постройки. Для строитель­ства такого "дома" надо было принести пять плит: четыре плиты составляли стены, а пятая - крышу. Шестую плиту клали на землю, чтобы она служила полом. Вместо дверей в лицевой плите пробивалось отверстие. Оно могло быть прямоугольным, оваль­ным или аркообразным. Через эти отверстия кар­лики (испы) якобы въезжали в такой дом верхом на зайцах. Адыги назвали этот дом испун (дом испов).

 Заранее подготовленное сообщение ученика:

– Когда в конце XVIII века черноморские казаки переселились на Кубань, они обнаружили древнейшие сооружения жившего здесь неизвестного народа. Это были громадные строения, сложенные из больших каменных глыб, которые могли, по их мнению, возвести только богатыри. По сложившейся у казаков легенде, эти строения, которым они дали название “богатырские хатки”, могли построить только богатыри. Вот предание об этих необычных каменных сооружениях.

Давно это было... Жило на Кавказе племя великанов. Были это сильные, приветливые, добрые существа. Они возделывали землю, пасли скот, поклонялись богам. И была их страна цветущей, богатой, радостной.

Почему-то на земле всё так странно устроено: рядом с прекрасным обязательно появится нечто противоположное. Появились в стране великанов карлики, шустрый, ловкий и хитрый народец. Трудно сейчас сказать, что привело их в горы, к великанам. Сказывают, прогнали их соседи за корысть, обман, подлость и непочтение к законам, правилам и богам.

– Бедные мы, бедные! – ныли карлики. – Пожалейте нас, мы остались без крова и пищи, без земли и одежды...

Пожалели их великаны, потеснились немного, дали им часть своих угодий, земли. Великаны были настолько добрыми, что решили для карликов построить каменные хатки. Вырубили из скал огромные плиты, взвалили их на плечи и отнесли в долины рек, к берегам озёр. На самых сухих, красивых местах построили они домики для карликов .Вместо дверей на передней плите пробили круглые отверстия, через которые карлики гордо выезжали на охоту верхом на вислоухих зайцах...

Чтобы окончательно приручить великанов, карлики, сговорившись, ослепили их, начали спаивать различным зельем, от которого мутился разум, сталкивали между собой. Но однажды великаны опомнились, разобрались в беде своей, стало им ясно, кто ослепил их, затуманил головы сказками о счастливом будущем.

– Мы лучше все погибнем, чем и впредь будем рабами неблагодарных карлов! – решили великаны.

Так оно и произошло. В долгой войне погибли и карлики, и великаны, а домики, эти “богатырские хатки”, остались до сегодняшнего дня.

Дети как правило берут отдельные работы детей.


Личностные: самоопределе

ние.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.





















Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.




Регулятивные: планирование, прогнозирова

ние.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.


Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание


Познаватель

ные:

общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели;

логические – формулирование проблем.












 :




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
«Мегалиты-первые памятники архитектуры на Земле»

Автор: Левченко Елена Александровна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389646


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства