kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по дисциплине композиция на тему: «Бумажная графика. Силуэт»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы увлечь детей, развить творческую активность, повысить интерес к творческому процессу, основной задачей которого является образное раскрытие темы, на уроках композиции необходимо вводить разнообразные материалы, техники и приемы. Это и работа мягкими материалами, и линогравюра, и картонография, монотипия, и батик и многие другие. Техника вырезания из бумаги (бумажная графика) – это и графика и ДПИ. Простота технологии, для которой не требуется ни красок, ни печатного станка, а только черная или цветная бумага и ножницы, оказалась привлекательна. Заданию предшествует серьезная подготовка: это и зарисовки с натуры, знакомство с репродукциями с картин художников. Декоративный подход в этом задании должен стать образным воплощением идеи учащегося с элементами дизайна через силуэтное изображение предмета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по дисциплине композиция на тему: «Бумажная графика. Силуэт»»

Министерство культуры Республики Татарстан

Отдел культуры исполнительного комитета

МБОУДО «Бугульминская детская

школа искусств» БМР РТ










МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ




Тема: «Бумажная графика. Силуэт»


Учебная дисциплина: Станковая композиция









Разработал:

Хабиров Рустем Насимович

преподаватель I

квалификационной категории












Бугульма 2020г.

Пояснительная записка

В наше время часто приходится сталкиваться с недостатком воображения у детей. Это задание помогает разбудить фантазию, запустить в действие «механизм ассоциативного мышления».

Чтобы увлечь детей, развить творческую активность, повысить интерес к творческому процессу, основной задачей которого является образное раскрытие темы, на уроках композиции необходимо вводить разнообразные материалы, техники и приемы. Это и работа мягкими материалами, и линогравюра, и картонография, монотипия, и батик и многие другие. Техника вырезания из бумаги (бумажная графика) – это и графика и ДПИ. Простота технологии, для которой не требуется ни красок, ни печатного станка, а только черная или цветная бумага и ножницы, оказалась привлекательна. Заданию предшествует серьезная подготовка: это и зарисовки с натуры, знакомство с репродукциями с картин художников. Декоративный подход в этом задании должен стать образным воплощением идеи учащегося с элементами дизайна через силуэтное изображение предмета.

Понятие силуэта очень важно во всех видах изобразительного искусства: в живописи, графике, скульптуре, архитектуре. Язык силуэта – предельный лаконизм. Дети должны раскрыть идею с помощью простых выразительных средств: стилилизации, колорита, контраста светлого и темного, цветового контраста. В бумажной графике изображение построено на контрасте. Изменение ритмов, отношений площадей, сочетание линий, пятен создает новый образ. Сам материал - черная бумага - воплощение нейтральности и сдержанности. Силуэтный рисунок может быть темным на светлом фоне, или наоборот. В темный силуэт можно вводить светлые пятна - «прорезы», которые живописно обогащают изображение.

При создании композиции используя натуральные зарисовки, наброски, следует помнить, что для этого вида искусства характерны особая стилизованность, декоративность.








Цель задания:

- создание декоративного образа;

- развитие воображения, ассоциативного мышления и творческой активности.

Задачи:

1) обучающие:

• усвоение основ общей композиции;

• усвоение технологии вырезания из бумаги;

• знакомство со спецификой декоративной композиции;

2) развивающие:

• совершенствование умения и навыков при работе в данной технике;

• развитие образного мышления, способности стилизации;

• формирование колористического чувства и чувства пропорций;

3) воспитывающие:

• воспитание эстетического художественного вкуса

Этапы работы

Работа над темой делится на несколько этапов:

Перед выполнением задания проводится вводная беседа об истории возникновения техники

1. Зарисовки природных мотивов с натуры. Работа выполняется графическими материалами. Преимущественно линией

2. Выполнение эскиза, где отдельные элементы композиции должны быть соединены друг с другом и с рамкой, образуя прочный контур.

3. Когда эскиз композиции готов, он с помощью кальки переносится на черную или цветную бумагу в зависимости от замысла художника.

4. Нанесенный рисунок вырезают резаком.

5. Вырезанный рисунок наклеивают на подобранную цветную основу.

В декоративном изображении цвет ложится плоскими пятнами. Все подчинено плоскости бумаги, цвет которой сам приобретает ценность. Цветовое решение в декоративных работах во многом зависит от звучности красок, их согласованностипри экономии в их подборе.

Немного об истории возникновения техника вырезания

Все началось с силуэта. Искусство силуэта распространилось в Европе в середине XVIII века. Возникновение моды на теневые портреты связывают с французским министром финансов Эстьеном де Силуэтом, который, будучи отставлен от государственных дел, для развлечения занимался обводом линий теней лиц его знакомых на стенах своего замка. Он же первым начал вырезать силуэты из черной бумаги.

Простота технологии, для которой не требуется ни красок, ни печатного станка, а только черная или цветная бумага и ножницы, оказалась привлекательна для художников-любителей. Силуэты получили широкое распространение. Искусству вырезания учили с детства. Резаные картинки или профили наклеивались на бумагу и хранились в альбомах. В конце XVIII -начале XIX века в альбомах стали появляться не только профильные изображения, но и силуэтные эмблемы, виньетки и целые сценки. Эти теневые картинки чрезвычайно красивы своей изысканной декоративностью. Они заставляют вспомнить и чернофигурную античную керамику, и восточный теневой театр.

В XIX веке в России появились силуэты Елизаветы Бем. В основу своих работ она брала натурные зарисовки сцен из народной жизни. Ее наследие в области силуэта в достаточной степени свидетельствует о неповторимом мастерстве.

Также вырезанием силуэтов в XIX веке занимался Федор Толстой. В его лице силуэт обрел подлинного мастера, с блеском исполнявшего сотни многофигурных жанровых сцен на темы Отечественной войны 1812 года, народной жизни. Ему принадлежат около 300 силуэтов. Его черные фигурки просты, но полны жизни, прекрасны по композиции, вырезаны с ювелирной тонкостью. С появлением фотографии к концу XIX века интерес к силуэту ослабевает.

Возрождение силуэта связано с деятельностью художников «Мира искусства». Силуэт становится полноправной частью графического искусства профессиональных художников. Широко известны работы художников Д.И. Митрохина, Е.С. Кругликовой, М.Д. Добужинского и других.

Подлинное же возрождение силуэта в России в XX веке связывают с именем замечательного художника, мастера эстампа Е. Кругликовой. Именно она превратила силуэт в самостоятельный жанр искусства. Ее силуэты напоминают гравюры, они красивы и жизненно убедительны.

Достижения Е. Кругликовой в искусстве силуэта остались до сих пор непревзойденными (приложение №1).

Экономичность исполнения, емкость звучания, предельная выразительность силуэта имели решающее значение в обращении к этому жанру на рубеже 1920-х -1930-х годов художников ОСТа и «Окон РОСТа», где работали такие известные мастера книги и плаката, как Д. Моор, М. Черемных, В. Маяковский, Д. Митрохин, И. Ефимов, И. Малютин.


Вырезанием из бумаги, аппликацией пользовались и такие художники XX века, как Матисс, Пикассо. Из бумаги вырезали Андерсен, Гете...

Вырезание из бумаги широко используется и в народном творчестве. На Украине, в Белоруссии, Прибалтике из бумаги вырезают орнаменты. Вырезаются они по типу снежинок. Такие вещи имеют хождение в качестве сувениров, открыток, ими украшают интерьеры.

Вырезание орнаментов из бумаги входило в процесс создания народной вещи.Бумажные орнаменты переводились в текстиль, кожу, металл (например, в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане и т.д.).

Вырезки из бумаги с глубокой древности широко распространены в искусстве странВостока - Китае, Японии, Вьетнаме, что связано с народными традициями, обычаями. В Китае искусство вырезания из черной бумаги чуан хуа (оконные цветы) связано с празднованием нового года. Сначала изготовляется вырезка-трафарет, которую прикрепляют к листу цветной бумаги и держат над горящей свечой или керосиновой лампой, потом вырезают ножом или ножницами по линии образования контура (иногда трафарет прикалывают на цветную бумагу булавками). Как правило, в этих композициях используются различные иероглифы. Китайские художники достигли в этом виде искусства высокого мастерства. Их работы настолько тонки и изящны, что порой напоминают тончайшие рисунки пером, причудливые композиции.

В ходе выполнения практической работы можно выделить несколько этапов:

1. Зарисовка природного мотива;

2. Выполнение эскиза, где отдельные элементы композиции должны быть соединены друг с другом и с рамкой, образуя прочный контур;

3. Когда эскиз композиции готов, он с помощью кальки переносится на черную или цветную бумагу в зависимости от замысла художника.








П риложение № 1
















Е.Кругликова «М.Нестеров за работой»















Е.Кругликова «На выставке "Мир искусства" в Петрограде в 1916 г.»  



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Методические рекомендации по дисциплине композиция на тему: «Бумажная графика. Силуэт»

Автор: Хабиров Рустем Насимович

Дата: 11.02.2021

Номер свидетельства: 572850


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства