kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме "Декоративно-прикладное искусство и дизайн. Русские прялки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  по теме "декоративно-прикладное искусство и дизайн" "Русские прялки"поможет сделать ваш урок интересным и познавательным, соответствует ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Декоративно-прикладное искусство и дизайн. Русские прялки»»

Методическая разработка урока изобразительного искусства

учителя изобразительного искусства и МХК МОУ СОШ №7 г.Углича

Давыдовой Ларисы Валентиновны

Тема урока : Декоративно-прикладное искусство и дизайн. «Русские прялки» 5 класс.

Цель урока:

-познакомить учащихся с предметом крестьянского быта и труда «Живая душа русской прялки», дать сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в её украшении, способствовать формированию любви к национальному русскому искусству.

-Выполнить эскиз украшения прялки, проявляя творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.

-Уважать традиции своего народа, бережно относиться к своим древним обычаям и памяти предков.

Задачи урока:

- научить сравнивать конструкции и декор прялок, используемых в разных местах России;

-развивать умение использовать полученные знания в украшении модели прялки;

-формировать навыки работы с художественной росписью, по мотивам русских народных промыслов;

- развивать эстетический и художественный вкус, ассоциативно - образное мышление.

Планируемые результаты: предметные: овладеть целостными представлениями о прялке, как объекте крестьянского труда и национальном народном искусстве, изучать и систематизировать информацию, формулировать собственное мнение по дискуссионным вопросам, развивать творческие возможности и способности, речь, воображение, взаимопомощь, товарищество, уважение.

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классе и парах, определять собственное отношение к изучаемому материалу, формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, выбирать средства достижения цели из предложенных, анализировать и обобщать факты и явления.

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала, осмысливать опыт, обрести познавательный интерес, понимать культурное наследие своего народа, уважать традиции.

Используемые материалы и другие ресурсы.

Зрительный ряд:

иллюстрации конструкции прялки, фотографии с изображением русских прялок; элементы традиционного русского орнамента, декора прялок.

Презентация учителя «Русские прялки», слайды с репродукциями картин художников с изображением русских девушек в национальном костюме с прялкой художников И. Г. Машкова, Ф.С. Журавлева и других.

Раздаточный, дидактический материал: графическая схема с конструкциями разных прялок; трафареты-шаблоны прялок для выполнения практического задания;

Литературный ряд: Авторские стихи учителя «Русская прялка», старинные русские загадки о прялках.

Музыкальный ряд: Русская народная песня «Пряха»

Материалы для практической работы: бумага лист А4, карандаш, гуашь, кисть, баночка для воды, салфетка, палитра.

Ход урока:

1.Организационный момент (настрой учащихся на активную творческую работу)1мин.

Цель:

- создать образно-эмоциональное пространство начала урока;

-помочь учащимся войти в эмоциональное пространство урока;

-настроиться на содержание урока;

Прослушивание музыкального фрагмента старинной русской песни «В низенькой светёлке огонёк горит».

Урок у нас необычный, настроение хорошее, позитивное, все настроены на успех и благоприятный положительный результат.

2. Основная часть. Беседа. Мотивационно-целевой этап.

-Ребята, а скажите, пожалуйста, о чем мы с вами говорим уже несколько уроков подряд?

(О народном искусстве, темы «Русские матрешки», «Кукла-масленица» и др.)

-Как бы вы обобщили их, выделяя (определяя) общую тему?

( о нашем национальном искусстве, традициях, обычаях русского народа )

- Верно!

-А зачем нам это знать?

(Чтобы знать историю родной страны, быть образованным, культурным, может пригодиться в жизни и на других уроках, на экзаменах и конкурсах, чтобы гордиться нашими предками, и передавать другим поколениям)

Великий писатель Лев Николаевич Толстой сказал «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание…»

-Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте.

-Как вы его понимаете? (Ответы детей, обобщение учителя)

Значит, сегодня на уроке мы вновь говорим с вами о традициях и обычаях своего народа. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. С собой обязательно берем хорошее настроение, взаимоуважение, и , обязательно, доброе отношение к друг другу.

-Ребята, давайте представим, что мы с вами путешественники и, устав в дороге,  мы заглянули  в старинную крестьянскую избу... (СЛАЙД1)

В русской избе все как в природе – гармонично и совершенно. Каждая вещь на своём месте.

Постановка проблемного вопроса

-Ребята, рассмотрите интерьер русской избы, какие предметы быта вы увидели и узнали?

-Что привлекает ваше внимание в интерьере избы?

-Да, я согласна с вами. На женщину-хозяйку дома мы сразу обращаем внимание, в руках которой что-то есть.

-Что же это такое? (прялка)

-А что такое прялка?

Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. (Именно такую формулировку мы можем найти в толковом словаре)

-А может кто-то догадался о чем пойдет сегодня речь на уроке? Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока и его цель, задачи.

Тему урока «Русские прялки», цель и задачи дети формулируют самостоятельно.

-Молодцы. А кто-нибудь из вас знает что-то о прялках?

(Выслушиваю учащихся)

Формирование новых знаний.

II этап Цель и задачи этапа:

-познакомить учащихся с историей и декоративно-тематической композицией её украшения;

-раскрыть красоту и историческую ценность этого предмета, живого образа русской прялки через её конструкцию и отдельные элементы, через украшения и декор.

- научить сравнивать конструкции и декор прялок, используемых в разных местах России;

-способствовать активизации фантазии и творческого интереса учащихся

Мир образов русской прялки безумно интересен. Казалось бы, и говорить-то особенно не о чем. В нашем обыденном восприятии прялка - простое, очень старое приспособление для получения нити и не более того. Ее украшали резьбой и росписью только за тем, чтобы она своим видом радовала пряху и скрашивала ей скуку тяжелого, монотонного зимнего труда. Наивное крестьянское искусство! 
Но если мы лишь слегка приподнимем завесу кажущейся простоты, лишь чуть-чуть заглянем в глубь исконных смыслов этой резьбы и росписи, перед нами откроется огромный мир образов, создававшихся нашими далекими предками много тысячелетий тому назад. 

Велик и вечен народ, который помнит свое прошлое и чтит своих предков! И нет страшнее проклятия, чем забвение. Так оградим же себя от греха и отправимся по дороге времени в таинственный, мудрый и прекрасный мир - мир образов старинной русской прялки. 

У русской прялки, как и у других предметов народного быта, есть живая душа. Сколько мудрости и доброты заключено в этом красивом предмете крестьянского труда. Особое место в каждом доме занимала прялка. Долгими зимними вечерами сидели крестьянки и пряли. Напрясть нитей надо было много, на всю семью. Очень часто говорили:

  • Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом.

  • Не ленись прясть, хорошо оденешься.

  • Какова пряха, такова на ней и рубаха.

ПРЯЛКА- простейшее приспособление для ручного прядения.

Прялка состояла из плоского гребня-лопаски, ножки и плоского основания-донца, вырезанных, как правило, из цельного куска дерева. (Показ натуральной прялки учителем)

Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить на веретено из кудели, привязанной к лопаске. Веретено представляло собой конусообразную палочку длиной около 30 см. Для устойчивости на тонкий конец веретена надевалось каменное или керамическое кольцо — пряслице.

-А что такое кудель? Понятие новое, давайте разбираться.

Кудель — очищенное от костры волокно льна, приготовленное для прядения. (Показ)

Кудель получается после очистки волокнистых отходов (смеси перепутанных волокон и костры), которые образуются при переработке льняной и конопляной тресты на длинное волокно в трепальных машинах. Очистка отходов (выделение костры) производится на куделеприготовительных машинах, оборудованных мялкой, трепальными барабанами и трясилкой.

Для изготовления прялок использовалось как правило сосна или ель, из которого вытесывалось донце, а из березы –веретено.

Лопаску и ножку готовой прялки мастера обычно покрывали резьбой или росписью, часто резные узоры раскрашивались масляными красками. В каждом из регионов были веками разработаны оригинальные приемы декорирования прялок, присущие исключительно данной местности. Богато украшенные прялки дарились невестам и затем бережно хранились в семье, передаваясь от матери к дочери. Благодаря этому до нас дошли изделия мастеров 18 века.

-Ребята, наши предки были мастера на все руки: умели обрабатывать лён, прясть, ткать…Могли и умом, смекалкой похвастаться. Предлагаю вам отгадать старинные загадки.

1."На осине сижу, сквозь клен гляжу, березу трясу". Правильный ответ- прялка

демонстрация прялки.

- Эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца у прялок вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым. 

2«Стригли, щипали, а после чесали, чисто, пушисто к доске привязали».                        

О чём говорится в загадке? Ответ- кудель.

Демонстрация - кудель.

Учитель знакомит учащихся  со старинными предметами крестьянского быта и труда, ведет беседу, сопровождая показом слайдовой презентации.

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!), расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!

Учитель развивает познавательную, активность учащихся. Прялки из Архангельской губернии, резные и расписные, просты по форме. Часто поверху 

лопаски украшены резными «городками», напоминающими маковки церквей. 

Расписанные в Пермогорье на Северной Двине,они почти полностью покрыты кудрявыми 

побегами красных, желтых и зеленых листьев. Среди пышного орнамента помещены

 изображения фантастических зверей, птиц, бытовые сцены. В северодвинском селе

Борок получила распространение сходная манера росписи, названная «борецкой» по имени 

бояр, некогда владевших этим селом. Обычно в росписи борецких прялок  присутствует

свадебный возок или карета, богатые палаты, сказочные птицы, львы. 
В районе села Полащелье сложился самобытный тип мезенской росписи по дереву. Мезенские прялкиимеют узкую, вытянутую вверх лопаску, покрытую горизонтальными рядами дробного

орнамента,состоящего из перемежающихся звезд, крестиков, черточек, выполненных в два 

цвета черный и красный. Среди  неизобразительных орнаментов помещены фризы со стилизованными схематичными 

изображениями коней и оленей. 

Вокруг города Шенкурска в Вологодской губернии (ныне Архангельская область) сложилась 

Своя оригинальная манера росписи прялок. Три крупных розана, расположенных по вертикали, 

занимают почти всю поверхность лопаски. Для придания большей нарядности шенкурские 

мастера иногда дополняли роспись золотистой фольгой. 
Прялки ярославско-костромского типа («теремковые прялки») имеют сильно вытянутую сужающуюся кверху лопаску, увенчанную стилизованной фигурой, напоминающей

 цветущее дерево. Изображенные на них сцены чаепитий, выездов, хороводов, гуляний

 выполнены в технике контурной резьбы. 

Городецкие прялки состояли из двух частей донца с «копылком» и вставляющегося в него 

гребня на ножке. Кудель в Нижегородском крае не  привязывалась к лопаске, как на Севере, а 

надевалась на гребень. Когда на прялке не работали, гребень  вынимался из «копылка»,

 а украшенное донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. 

Первоначально донца украшались инкрустацией мореным дубом, дополненной контурной

 резьбой, но с середины 19 века инкрустация постепенно вытеснялась сюжетно-орнаментальной росписью. Среди излюбленных мотивов городецких мастеров были выезды,

 баталии, чаепития, пышные розаны, фигуры коней и птиц. 
С появлением в 15 веке в Европе самопрялки с ножным приводом началось постепенное 

вытеснение прялок из городского обихода. Однако в быту русской деревни, несмотря на 

широкое распространение с 18 века прядильных машин, ручные прялки продолжали 

использоваться до начала 20 века. 

В деревнях Севера и Поволжья и сегодня некоторые мастерицы прядут шерсть на этом 

древнем приспособлении.

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Большая часть жизни женщины была связана с прядением. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой. Девочек с четырёх, пяти лет обучали женскому ремеслу.

Интересные факты.

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён. У некоторых народов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом «продавали» в трактире. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не забрали, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали.

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям болгар, прялка охраняет девушек и молодиц от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку и по пути, особенно когда встречала много людей, пряла.

У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку.

Физкультминутка для глаз и упражнение «Прядём нить».

-Ребята, я предлагаю вам тоже поучиться прясть. (Показ)

Позолоченная прялицаПальцы обеих рук собраны в щепоть,

Мы прядем, а нитка тянетсялевую приподнять

Мы прядем, а нитка тянется.  на уровне плеча, правую руку

Нам работа наша нравится.  медленно поднимать и опускать низ в направлении левой руки. Имитировать движение «скручивания нити».

III этап Практическая работа, создание эскиза прялки.

Цель и задачи этапа:

-создать условия для выполнения самостоятельной творческой работы учащимися;

-способствовать развитию и умению использовать полученные знания в украшении модели прялки;

-формировать навыки работы с художественной росписью, по мотивам русских народных промыслов;

Учитель подводит учащихся к обдумыванию художественного образа прялки. Обращает внимание на цветовые сочетания декора прялки.

Вовлекает учащихся в творческую деятельность, создаёт художественный настрой.

Русская прялка узором богата,

Формой красива, резьбой хороша.

Мастер создал её в прошлом когда-то,

В ней старина и живая душа…

-Необходимо выполнить эскиз украшения прялки, а для этого выведем критерии работы (учащиеся обсуждают их в парах, затем записываем на доске, один ученик на компьютере).

Самостоятельная работа. Закрепление нового материала.

-У вас на столах лежат трафареты старинных прялок, выберите одну из понравившихся вам.

-Мы очень много нового узнали на уроке, рассмотрели огромное количество разнообразных вариантов русских прялок, со своими индивидуальными особенностями и чертами, попробуйте придумать свой собственный вариант прялки по мотивам русских народных промыслов. (Мысленное представление собственного варианта)

- Скажите, какими узорами вы будете украшать предметы? (Ответы детей)

Озвучивание вариантов учащимися.

Для получения готового варианта изображения учитель и обучающиеся вместе вспоминают основные композиционные законы, определяются с основными элементами украшения.

Учитель выполняет текущий инструктаж и следит за выполнением практического задания, консультирует учащихся по ходу выполнения практической работы, оказывает индивидуальную помощь учащимся.

IV этап Заключительный. Рефлексия.

Цели и задачи этапа:

-создать условия для подведения итога урока;

-обобщить деятельность учащихся, итог их работы, акцентируя внимание на теме урока.

Учитель организует мини-выставку детских работ «Русская прялка».

Дети активно принимают участие в демонстрации своих работ.

Просмотр и анализ работ.

Предлагает учащимся посмотреть, какие творческие работы получились.

(Учащиеся учатся анализировать представленные на выставку работы одноклассников, воспринимают работы, сравнивают, отмечают удачные варианты, высказывают свое отношение, оценивают, развивают навыки самооценки и взаимооценки).

Скажите, а мы с вами справились с поставленными целями? На следующем уроке мы продолжим работу и завершим ее в цвете.

А у наших нарисованных прялок как вы думаете есть душа?

-Согласна, у нарисованных прялок тоже есть живая душа, ведь они созданы вашими руками, изображают добрые символы, которые рисовали ещё наши древние мастера. Они также радуют людей своей красотой.

Молодцы, красивые прялки у вас получились.

-Ребята, скажите, где бы вы применили тот опыт, который получили на этом уроке?

Обобщают свои впечатления, мысли, делают выводы.

Продолжите, пожалуйста, фразу: (учитель обращается к конкретному ребенку)

На уроке мне было интересно, т.к. я узнал……

Я запомнил, что….

Я вспомнил……

Мне было трудно……

Я хочу чтобы на следующем уроке…..

У меня сегодня получилось….

Эмоциональный настрой

-Ребята, я тоже нарисовала добрую прялку, хочу её разместить на выставке рядом с вашими работами. На прялке я изобразила доброе солнышко с улыбкой.

-Посмотрите, как «прялочка» нам улыбается. Давайте мы улыбнёмся друг другу и сохраним хорошее настроение до следующей нашей встречи.

(Происходит осознание полезности и значимости своего труда как частички общего народного искусства).

Учитель оценивает работы учащихся, ставит оценки.

Д.З. (по выбору и желанию).

-найти интересный материал о прялках,

-узнать о прялках Ярославского края их особенностях,

-подготовить сообщение о замечательных экспонатах в наших городских музеях,

- собрать фотоколлекцию прялок для демонстрации в классе




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Давыдова Лариса Валентиновна

Дата: 08.01.2020

Номер свидетельства: 534864


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства